Арнольд Шёнберг был самым радикальным музыкантом своего времени. Создатель современных композиционных принципов. Основатель так называемой Новой венской школы. Его отличали благородство мысли, вкус и чутье в выборе созвучий, характерность и пленительность, убедительность, строгое и даже холодное мастерство, остроумие и склонность к лаконичности, прямоте и ясности.
Арнольд Шенберг родился в Вене 13 сентября 1874 года, сын торговца. В восьмилетнем возрасте он потерял отца и рос в трудных финансовых условиях. Одновременно с посещением гимназии двенадцатилетний Шенберг начал учиться игре на скрипке и пытался сочинять небольшие скрипичные дуэты. Он сочинял скрипичные дуэты, а позже трио и квартеты для камерных собраний в кругу друзей. для камерных собраний в кругу друзей. Через некоторое время он оставил школу, и Шёнберг в одиночку, без помощи и советов, начал развивать свой музыкальный талант. Он твердо решил стать композитором. Большую помощь ему оказало знакомство с Александром Землинским. Композитор и дирижер, Землинский всегда был другом музыкально развитой молодежи. В течение нескольких месяцев он регулярно занимался с Шёнбергом. Вскоре занятия переросли в тесную дружбу. Учитель и ученик были не одиноки: Землинский ввел Шёнберга в круг молодых музыкантов. Это было время страстного увлечения Вагнером и, в частности, его «Тристаном и Изольдой».
В сезоне 1898-1899 годов квартет был исполнен в Вене местным камерным ансамблем. Юношеский квартет Шёнберга был исполнен местным камерным ансамблем в Вене в сезоне 1898-1899 годов. от серьезных занятий. Квартет имел успех, но в том же 1898 году первые песни Шёнберга вызвали большое замешательство и даже скандал. Даже скандал. Сегодня это кажется странным, потому что песни звучат сегодня. как тонко и изысканно сотканные лирические настроения, в которых нет ничего рискованного. ничего возмутительного. Осенью 1899 года Шёнберг написал красивый и музыкально выразительный струнный секстет «Ночь просветления», в котором показал себя зрелым мастером формы. Это произведение пользуется заслуженной славой благодаря искренности музыки, изысканному богатству гармонической структуры и образно-поэтическому выражению, в котором все еще ощущался романтизм.
Вопрос заработка денег был на первом месте в то время и часто становился препятствием для творчества. препятствием для творчества. Шёнберг дирижировал хорами и небольшими оркестрами, пытался сочинять легкую музыку, но безуспешно. По необходимости Шёнберг оркестровал чужую театральную музыку, при этом его соавторство не становилось известным. Он оркестровал чужую театральную музыку, не раскрывая своего соавторства, аранжировал - словом, с удовольствием брался за любую работу.
Женившись на сестре Землинского, Шёнберг с декабря 1901 года жил в Берлине. До 1903 года он был дирижером и преподавателем Берлинской консерватории имени Штерна. Там в 1902 году композитор написал симфоническую поэму «Пеллеас и Мелизанда», отличающуюся выразительностью, пластичностью и образностью, удивительной красочностью, сочетанием томной нежности и мужественной сдержанности.
Шёнберг вернулся в Вену летом 1903 года. Постепенно его песни стали узнавать. Был исполнен секстет. Большое значение для Шёнберга имело и его знакомство с Густавом Малером. С зимы 1903 года к Шёнбергу приходит слава педагога. Группа молодых людей, отторгнутых от консерватории, молодых людей, отторгнутых от консерватории: Антон Веберн, Эрвин Штайн и Альбан Берг были одними из его первых учеников. Творчество, однако, шло своим чередом. Летом 1904 года Шёнберг начал сочинять струнный квартет, а летом 1905 года завершил его. Весной и летом 1906 года он создал свое переходное произведение - камерную симфонию.
Камерная симфония, в которой, практически впервые в современной музыке, ярко выражен принцип экономии инструментария. В ней почти впервые в современной музыке подчеркивается принцип экономии инструментального выражения, а оркестр сокращен до 14 солистов. Оркестр был сокращен до 14 солирующих инструментов. Премьера струнного квартета состоялась 5 февраля 1907 года в Вене в исполнении квартета Розе. Шёнберг начал сочинять Второй струнный квартет в том же году и завершил его летом 1908 года.
В 1909 году он написал фортепианные пьесы и «Пять пьес для оркестра». Пять пьес для оркестра» - это инструментальная фантасмагория. Им присущи новые сочетания тональных красок, удивительные колористические открытия, неиссякаемая изобретательность, остроумнейшие сочетания ритмов и орнаментов, лаконичность мотивов и в то же время их лаконичность в том смысле, что они раскрывают индивидуальные особенности языка каждого инструмента. каждого инструмента. Пять пьес - пять «чередований» быстрых и сдержанных движений. Хрупкие и капризные линии первой части сменяются ясными и выразительными экспрессивные мотивы, их поглощает своеобразная мерцающая, переливчатая звучность третьей части, необузданный романтический порыв сметает ее гипнотизирующее очарование.
Осенью 1909 года в течение трех недель Шёнберг написал монодраму «Ожидание». Одновременно он сочинял песни, в том числе необычайно интересный цикл мелодий с текстами Штефана Георге. Это был необычайно плодотворный и интенсивный период в творчестве Шёнберга. Каждое из его новых произведений, вызывавших ожесточенные споры, было новым смелым завоеванием, новым смелым завоеванием и одновременно новой реализацией строго классических принципов музыкальной композиции. Ведь Шёнберг никогда не был безрассудным новатором из любви к инновациям. Он шел по пути послушания, но с осознанием каждой технической детали.
С 1911 по 1915 год Шёнберг снова жил в Берлине и ездил в концертные туры в качестве дирижера. Концертные туры в качестве дирижера. В 1912 году Шёнберг отправился в Санкт-Петербург и в одном из концертов продирижировал своей симфонической поэмой «Пеллеас», а в одном из концертов - симфонической поэмой «Пеллеас и Мелизанда». Он был тепло встречен в передовых музыкальных кругах, но «смаковали» детали его сочинений, а не считали его творчество в целом глубоким и мощным явлением. Однако, конечно, трудно почувствовать, что Шёнберг был не просто «странным модернистом» и модернистом», что в его музыке старое становилось настолько свежим и новым, что было неузнаваемым. неузнаваемым и меняющимся неузнаваемым образом. Музыка бесформенная и бескорневая.
В 1911 году Шёнберг завершил оркестровку песен Гурре и его гармонии и посвятил их памяти Густава Малера.
Поэтический текст «Песен Гурре» был написан датским поэтом Йенсом Петер Якобсен. В основе песен лежит датская сага о короле Вальдемаре IV Аттердате, короле Гурре. Вальдемар IV. Аттердат тайно любил прекрасную девушку, маленькую Туве, и как королева Гедвига убила ее из ревности. Гурре - это замок у одного из озер в Северной Исландии. Аттердат умер в Гурре, и, по легенде, каждую ночь он охотится возле замка.
Шёнберг начал сочинять «Песни Гурре» в Вене в марте 1900 года. Прогресс О работе Шёнберга над циклом лучше всего рассказывает его собственное письмо, опубликованное Альбаном Бергом в книге В 1911 году Шёнберг завершил оркестровку песен Гурре и его собственное письмо, помещенное Альбаном Бергом в «Путеводителе», содержащем тематический анализ песен.
«В марте 1900 года, - пишет Шёнберг, - я сочинил 1-ю и 2-ю части и большую часть 3-й части. После этого наступил долгий перерыв, который начался с оркестровки оперетты! В марте 1901 года вся композиция была закончена! В августе 1901 года я приступил к оркестровке (опять с перерывами, в разгар другой работы, как это обычно бывало с моими сочинениями). В Берлине 1902 года - в середине года - оркестровка была продолжена. Затем последовал еще один длительный перерыв на оркестровку оперетт. В 1903 работа была возобновлена, и оркестровка была доведена до 118-й страницы партитуры, после чего я отложил ее в сторону, и работа полностью остановилась! В июле 1910 года (в Вене) работа была возобновлена. в июле 1910 года (в Вене). Оркестровка продолжалась до последнего хора; завершение последовало в 1911 году в Целендорфе (под Берлином)... В ходе работы над партитурой я пересмотрел лишь несколько отрывков... Эти исправления стоили мне в то время больше работы, чем все произведение».
Последними словами своего письма Шёнберг, очевидно, хотел выразить, что постоянное творческое развитие затрудняет ему завершение работы в том виде, в каком он задумал ее десять лет назад, но что он все равно хотел ее завершить и завершил, за редчайшими исключениями. Судьба сыграла с Шёнбергом жестокую шутку: во время создания песен Гурре подвергался гонениям, был непризнан, голодал и вынужден был бросить работу. И когда в 1913 году в Вене состоялась первая премьера цикла в исполнении оркестра под управлением Франца Шрекера, принесшая композитору первый большой успех, он уже отдалился от произведения и не мог извлечь из него тех впечатлений и живых стимулов, которые, несомненно, получил бы, если бы имел возможность дослушать «Песни Гурре» до конца. Он закончил бы и услышал «Песни Гурре» гораздо раньше.
Тем не менее, успех «Песен Гурре» был вполне заслуженным, а само произведение с его волнующей, глубоко искренней лирикой и лиризмом и интенсивностью эмоционального тона. Волны музыки «Песен Гурре» охватывают слушателя и ритмично влекут его с первых страниц вступления. Цикл неизменно вызывает симпатию своим эмоциональным накалом и мелодической щедростью. В характере музыки ощущается вагнеровский пафос. Каждая из отдельных песен, на которые делится все произведение, - яркий эпизод, но он не случаен и не фрагментарен, а тесно слит с остальными. Это достигается общностью тематических мелодий и их многообразными трансформациями, в которых образ Шёнберга как композитора раскрывается с необычайной полнотой.
Музыка к стихотворному циклу «Лунный Пьеро», написанная весной и летом 1912 года, открыла совершенно новую эпоху в творчестве композитора, как по содержанию, так и по фактуре. Это произведение представляет собой совершенно новую эпоху в творчестве композитора, как по содержанию, так и по фактуре. В изумительном лирическом цикле «Лунный Пьеро» парадоксальным образом сочетаются расчетливый ум с романтическими стремлениями и порывами, а интеллект умело уступает свои права искупительной и манящей мечте, отдавая ей свое мастерство и опыт.
В 1913 году Шёнберг закончил музыкальную драму Счастливая рука. Но тут началась Первая мировая война. С 1915 по 1917 год Шёнберг находился в армии. в армии. в армии. Только в 1919 году он возобновляет творческую деятельность и пытается придать своей музыке более современное звучание. Он проводит различие между консонансом и диссонансом и придает функциям аккордов равное значение. равное значение. Так он приходит к понятию атональности, вместо тонально-гармонической организации музыкального материала, что само по себе было большим открытием. Второй квартет для струнных и цикл песен на 15 стихотворений из «Книги висячих садов».
Вторым открытием Шёнберга стал так называемый тематический стиль - рациональный способ работы с мелодией, в которой все 12 нот хроматической гаммы имеют одно и то же значение хроматической шкалы имеют одинаковое значение (ноты играются последовательно - серийная техника - и обычно повторяются только тогда, когда полнота мелодии полностью исчерпана). Эта система была известна как додекафония. Шёнберг использовал ее в вышеупомянутых произведениях, в монодраме «Ожидание» и в сочинении для голоса и инструментального ансамбля для голоса и инструментального ансамбля «Лунный Пьеро».
Эти произведения утвердили его авторитет как мастера, и он был приглашен в Берлин в качестве профессора композиции в Прусскую академию музыки. Но очень скоро на него навесили ярлык представителя «большевистского искусства» из-за его еврейского происхождения, так что - несмотря на фанатичную волю и неутомимую работоспособность - он был вынужден покинуть Германию и поселиться в Лос-Анджелесе в Соединенных Штатах. С 1936 по 1944 год Арнольд Шенберг был... профессором Калифорнийского университета.
Он стремился реализовать свои художественные принципы в масштабной форме. В результате появились «Брасс-квинтет», «Сюита для фортепиано, минорного кларнета, бас-кларнета, скрипки и виолончели», «Вариации для оркестра», «Вариации для оркестра». Кларнет, бас-кларнет, скрипка и виолончель, вариации для оркестра, третий и четвертый струнные квартеты, скрипичные и фортепианные концерты. Концерты и опера «Моисей и Аарон», в основе которой лежит сюжет из Ветхого Завета. В опере противопоставляются человечность и варварство, добро и зло. Это самое крупное из додекафонических произведений композитора.
В последние годы жизни Шёнберг несколько отдалился от созданных им самим принципов; возможно, на него повлияло желание высказаться по поводу важных событий общественной жизни и стремление как можно убедительнее выразить свои гуманистические идеалы. Выразить гуманистические идеалы как можно убедительнее. Именно в духе этой тенденции он написал произведения, ставшие главными в его творчестве, такие как Вторая камерная симфония, «Выживший из Варшавы» и памфлет против тирании «Ода Наполеону».
Шёнберг умер 13 июля 1951 года в Лос-Анджелесе.