Рыбная слобода
В 1837 году в одном из изданий Санкт-Петербурга выходит в свет «Описание города Рыбинска, составленное попечением Рыбинского Градского Главы, Почётного гражданина Фёдора Тюменева, и изданное на его иждивении, при Статистическом Отделении Совета Министров Внутренних Дел», где автор называет дату первого упоминания Рыбинска в официальных документах — 1137 год. Ссылается Ф. Тюменев на устав Новгородского Князя Святослава Ольговича о десятинах, где в частности говорится о «Рыбаньске гривне Волжьской». И речь идёт, как утверждает городской глава именно о волжском поселении, которое в будущем станет называться Рыбной слободой. Сведения об этом Тюменев находит в Духовной Грамоте Великого князя Иоанна III 1504 года о разделе движимого и недвижимого имения среди наследников. Старшему Василию достаётся Ярославль «с волостьми и с путми, и три селы, и со всеми пошлинами…», в том числе и Рыбная слобода. Есть предположение, что слободу в мае 1553 года посещал царь Иоанн IV, следуя из Углича в монастырь св. Кирилла Белозерского.
Согласно старинным документам Истории Государства Российского Рыбная слобода принадлежала Государеву дворцу и впоследствии стала называться Великого Государя Дворцовою ловецкой слободой, часть населения которой составляли дворцовые рыбаки. Им была выдана особенная грамота для ловли красной рыбы в Волге, Шексне и Мологе.
Это интересно
В то время «красной» называли осетровую рыбу, которую и добывали в больших количествах местные рыбаки. Лучшая часть улова шла на царский стол, другая отдавалась в качестве обязательного оброка, немало продавалось на одном из самых крупных в стране рыбном рынке.
Чтобы представить, каким в то время был будущий город, стоит обратиться к описанию поселения авторства Ф. Тюменева (орфография сохранена):
«Рыбная умещалась тогда на весьма малом пространстве, потому и самые главные улицы её были очень тесны, а переулки так сжаты, что в иных местах едва проникали солнечные лучи; оттого в сырую погоду повсюду стояла грязь, лужи, топь. Мостов было мало, но и те утопали в жидкой грязи, либо плавали в лужах; подле самых стен домовых трудно было ступить, не загрязня ног и платья. Берег волжский не имел никакой красоты, будучи обезображен ветхим строением, завален всякою нечистотою, непроходим так же, как и тыл слободы. Напротив того черемовский берег отличался своими приятностями: был вымощен тёсом и обнесён перилами, при которых находились всходы; по всему подгорью росли овощи, цвели ароматные травы; за огородами катилась чистая струя речки Черемхи; красное солнце могло во весь день освещать и согревать эту часть слободы, в которую праздничными днями, за неимением общественных удовольствий, собирались гуляющие веселиться, между тем как другие, находясь в хорошее платье, сидели при своих домах.
Девицы носили на голове убор, называемый лентою, потому что он действительно состоял из широкой ленты или позумента с бисерными или жемчужными по́днизями [Справка: по́днизя — сетка или бахрома, спускающаяся на лоб и виски].
Замужние женщины носили остроконечные высокие кокошники, позументовые или низанные жемчугом и дорогими каменьями, покрываясь сверху шёлковыми и парчовыми наметками [Справка: наметки — головной убор полотенечного типа]. Платье женщин состояло вообще из сарафанов: синих, алых, шёлковых и даже парчовых. Мужчины носили суконные разных цветов длинные кафтаны и рубашки с косым воротом; коты и сапоги составляли их обувь».
На фото ниже ко́ты — праздничная кожаная обувь.
Когда Рыбинск стал городом официально
В 1977 году Екатерина II делит Российское государство на наместничества. С учреждением Ярославского наместничества Рыбинск становится уездным городом официально с 1 января 1778 года. С указом из Ярославского Наместнического правления горожане получили и герб родного города, который представлял собою щит, разделённый на две части.
Вверху был изображён медведь с секирой в левой лапе. В средней части — лестница, как напоминание о визите Екатерины II в город 9 мая 1767 года, по ступеням которой поднималась от речной пристани императрица, пожелавшая послушать божественную литургию в рыбинском соборе. Две стерляди ниже лестницы запечатлены как свидетельство о превосходной рыбе, что в избытке водилась в Волге.
Начало XIX века. Нравы и обычаи
В 1910 году в типографии С. А. Овсянникова под редакцией этнографа Д. Золотарёва издаётся рукопись 1811 года «Описание города Рыбинска», автор которой так и остался неизвестен, несмотря на усилия, предпринятые Д. Золотаревым. Особый интерес вызывает глава о нравах и обычаях горожан того времени и вывод, который делает автор,основываясь на своих наблюдениях:
«...рыбинцы ласковы, но не всегда простодушны, а паче где замешается интерес; гостеприимны, но редко без намерения; доброжелательны, но без потери своих выгод; не скупы, но и не щедры; предприимчивы, но мало предусмотрительны; да к тому же и не твёрдохарактерны».
Каких-то особенных обычаев автор не наблюдал, но отмечал, что «женщины и девицы среднего состояния по праздничным и воскресным дням летом, а иногда и зимой после обеда, нарядясь в свои лучшие платья, выходят на улицы сидеть по скамьям у ворот». Ещё в послеобеденное время зимой, отмечается в рукописи, горожане любят кататься на лошадях по городу.
Что касается образа жизни, то «рыбинцы живут довольно хорошо и трезво, но без роскоши, пищу употребляют здоровую…Круг знакомств насчёт обоюдных угощений ищет всяк…между равными себе. В домах наблюдают чистоту и опрятность…есть дома внутри очень хорошо расписаны, а у многих и мебель красного дерева; да и у бедных у редкого чтоб не была горница общекотурена или бумажками цветными обита; употребление же чая до такой степени дошло, что и последний мещанин за стыд поставляет не иметь у себя в доме самовара».
Рыбинск — город хлебный
К началу девятнадцатого века Рыбинск, благодаря своему местоположению, стал крупным центром хлебной торговли. Сделки в то время заключались, можно сказать, «на коленке» — на судах или пристанях, и потому руководством Водных путей сообщений было принято решение построить в городе «биржевое здание с особыми для маклеров комнатами» (Ф. Тюменев «Описание города Рыбинска», издание 1837 года). Вскоре по утверждённому плану начались строительные работы, на которые к тому моменту были собраны 2 980 рублей: из них 2 515 рублей приходилось на долю иногороднего купечества, а 465 рублей — на местных горожан. Но чуть позже стало понятно, что добровольных пожертвований катастрофически не хватает, и потому дополнительно из местного бюджета было потрачено, в общей сложности, 33 223 рубля 43 копейки.
В июле 1811 года здание хлебной биржи авторства Герасима Петрова было открыто.
Но здание долгое время пустовало, часть помещений занимали организации, не имеющие отношения к торговле зерном. Торговцы предпочитали заключать сделки по старинке, и в 1824 году последовало предписание свыше о том, чтобы использовать здание по прямому назначению или возвратить городу потраченную сумму, причём с процентами начиная с 1811 года. Местные и иногородние купцы приняли решение «пользоваться правом в летние три месяца открывать биржевые свои сношения в зале, с возложением на них обязанности поддерживать сей зал поправкою и починкою на свой счёт, не доводя город ни до каких издержек» (Ф. Тюменев «Описание города Рыбинска», издание 1837 года).
Лишь к 1860 году все сделки стали заключаться в здании биржи по адресу Волжская набережная, д. 4. Оборот доходил до ста миллионов рублей, а объём зерна — до 640 тысяч тонн в год.
В начале двадцатого столетия стало понятно, что здание слишком мало́, и городские власти принимают решение о строительстве нового, более просторного здания. В 1912 году на Волжской набережной начинает работу новая биржа, автором проекта которой выступил Александр Иванов.
Рыбинск — город крючников и бурлаков
«В летние месяцы скопляется в Рыбинске… огромное количество пришлого рабочего люда, имеющего особый род жизни и деятельности» — так писал Константин Головщиков, краевед и журналист в своей книге «Город Рыбинск, его прошедшее и настоящее», опубликованной в 1890 году, о крючниках и бурлаках.
Крючники — в Рыбинске их часто называли зимогорами — были заняты на погрузке, разгрузке и переносе разных грузов на судах, что во множестве приходили по Волге в город. Например, в 1780 году в Рыбинск с низовых пристаней прибыло 1328 больших и малых судов, а «отбыло к разным верховым местам» — 2189. Такие данные приводит Ф. Тюменев в «Описание города Рыбинска» издания 1837 года.
К. Головщиков писал: «Живут крючники обыкновенно кое-где и кое-как или в городе, или на пристанях, при которых работают. Грязь, бельё с плотоядными насекомыми неразлучны с их временным бытом; но стол они имеют хороший, сытный, что, впрочем, и необходимо при тяжёлой, истощающей крючной работе. Нравственное состояние крючников нельзя назвать удовлетворительным; к тому же они имеют наклонность к обильному употреблению водки, наклонность, впрочем, может быть и извинительную, составляющую потребность организма, тратящего значительное на свою работу количество сил. Что же касается их трудолюбия, то оно положительно, может быть поставлено в пример всему рабочему люду».
Бурлаки, что тянули суда по реке против течения с помощью прочной бечевы, как и крючники, были пришлыми. Основная масса этих наёмных рабочих прибывала в город в конце мая, июне и июле. Их численность в этот период доходила до 170 тысяч человек. Фёдор Тюменев отмечает, что бурлачеством занимались не только русские люди, но и татары, чуваши, черемисы, мордва. В книге «Описание города Рыбинска» (1837) Тюменев пишет: «Прислушиваясь, бывало, к весёлому шуму этого люда во время длинной путины их, можно было подумать, что они играючи проходили по Волге против течения две-три тысячи вёрст; но на самом деле работа их, заменённая ныне силой пара, была самая тяжёлая, изнурительная, неблагодарная».
Кроме крючников и бурлаков, в Рыбинске находили работу, как пишет Ф. Тюменев, «…водоливы, завозники и коноводы… для караванов, отправляющихся с грузами вверх по системам; строители барок и лодок, пильщики, пробойщики. Много рук занято бывает и поправкой, и починкой старых судов. И эта работа для человека неленивого весьма прибыльная».
Фёдор Тюменев сравнивает работу на пристанях в Рыбинске с муравейником, где «... почти неумолкаемо раздаются то протяжные и заунывные, то весёлые и бойкие (нередко непечатные) песни по всему побережью. Среди этого разнохарактерного хора певцов и напевов слышится иногда звучный рожок, часто вовсе заглушаемый визгливым свистом парохода, который, пыхтя и пеня воду, ловко лавирует между рядами стоящих судов. Уханье бурлаков, дружный говор и песни крючников, стук топоров — всё сливается в один общий шум, в одну разнохарактерную картину честно более или менее трудящегося ради насущного хлеба человечества».
Источник: «Старый Рыбинск» (издательство «Михайлов посад» 1993 год).
Рыбинск. Интересные факты из истории: переименования, наводнения и холера. Интересно? Переходи по ссылке!
Понравилась статья? Если да — нажмите палец вверх и подпишитесь, чтобы узнать ещё много интересного, нет — буду рада прочитать конструктивную критику в комментариях. А ещё напишите, о чём бы вы хотели узнать в новых публикациях