Каким был первый общественный транспорт Москвы? Кто был предшественником трамвая? И когда появился он сам? Попробуем разобраться в этой статье.
Первый общественный транспорт Москвы
Первый общественный транспорт в Москве появляется в 1847 году. Это были так называемые «линейки» - конный пассажирский экипаж, который ездил по определенному маршруту. Своего рода «маршрутка» 19 века. Вместимость таких экипажей обычно была небольшая, всего 6-8 человек.
В первые годы линейные экипажи ездили по пяти маршрутам. Впоследствии их число увеличилось до десяти. Зимой вместо колесных телег использовали сани.
Линейки были медленными и часто создавали пробки. К тому же из-за своей тяжести они разбивали городские дороги.
Альтернатива им в Москве появилась в 1872 году в виде «конки» - конно-железной городской дороги. В июне месяце от Тверской заставы до Красной площади был проложен его первый железнодорожный маршрут.
Конка
Именно этот вид транспорта принято называть предшественником трамвая. Так же, как и в трамвае, у конки есть общественный вагон, который движется по проложенным в городе рельсам. Но, в отличие от трамвая, конка движется не за счет электрической тяги, а за счет лошадиной.
Конка быстро вытесняет своего предшественника и стремительно растет. Хотя в отдельных местах «линейку» можно было встретить вплоть до начала 20 века.
Если говорить о самих вагонах, то они встречались двух видов: одноэтажные и со вторым ярусом. Второй ярус представлял из себя открытую платформу без крыши (империал). Стоимость проезда на империале стоила в два раза дешевле. Но подниматься на него было позволено только мужчинам. Это было связано с тем, что лестница на многих конках была крутой, а покрой женского платья был таким, что женщине было тяжело подняться по лестнице, не нарушив правил этикета. И такие правила действовали не только в Москве, но и Санкт-Петербурге.
Двухъярусный вагон мог вместить в себя порядка сорока человек.
Конка была не особо быстрым видом транспорта, тем более, когда набивался полный вагон. На особо сложных участках, например подъемах, дежурили так называемые форейторы. Они впрягали дополнительных лошадей в экипаж, чтобы помочь ему преодолеть трудное место, после чего выпрягали их обратно.
Появление трамвая
В 1888 году в Москве открывается первая городская электростанция. На улицах зажглись фонари, и электроэнергия стала постепенно входить в городскую жизнь. Но мощности станции к концу 19 века было недостаточно, чтобы справляться с возросшими потребностями. Что бы решить эту проблему, в 1897 году на Раушской набережной строят новую более мощную электрическую станцию. Так в Москве появляются новые электрические возможности.
Электричество способствует появлению передового вида городского транспорта тех времен - трамвая.
В 1899 году от Масловки до Петровского парка поехал первый московский трамвай.
Но для того, чтобы развивать трамвайную сеть, необходимо было освободить улицы от конных железных путей. Для этого требовалось выкупить «конку» у ее бельгийских владельцев.
С 1901 года начинается поэтапный выкуп «конки» и перекладка путей. В результате чего в городе появляется обширная трамвайная сеть. Но конка окончательно исчезнет только через 10 лет.
Электрическая тяга позволила решить многие проблемы, которые были у конной тяги. Теперь это был быстрый вид городского транспорта – до 25 км/ч, а также не было необходимости при подъемах впрягать дополнительных лошадей.
Первые трамваи были иностранные. Сперва это были вагоны немецкого производителя «Фалькенрид», а затем и чешские под маркой «Рингхофер», которая в будущем станет известной нам «Татрой». Ее вагоны до сих пор встречаются на столичных улицах.
Но в те годы будущая «Татра» была деревянной и узкой – всего 2,2 метра. Посадочные места были в виде скамеек, расположенных вдоль вагона. Да и вместительность была невелика, порядка 15-16 человек. Кабины у машиниста не было, он стоял снаружи, где находились механизмы управления трамваем. Зимой ему точно не позавидуешь.
Вскоре появились вагоны, где машинист размещался уже внутри трамвая.
Первые отечественные трамваи
Первые отечественные трамваи стали появляться на московских улицах в 1908 году. Это был моторный трамвайный вагон серии Ф - "Фанарный". Концепция данного вагона была обрисована московским заказчиком и производилась на нескольких заводах страны. В крыше данной модели была надстройка с небольшими световыми люками по бокам для лучшего естественного освещения. Его прозвали "фонарь", отчего вагон и получил такое название. Данная модель была проста в обслуживании и ремонте. Скоростные же характеристики и уровень комфорта были не очень высокими. Тем не менее этот трамвай бегал по Москве до 60-х годов двадцатого столетия, после чего отправился на маршруты других городов.
Очень интересную роль играли кондукторы того времени. Помимо того, что в их задачи входило взимание платы с пассажиров и открывание-закрывание дверей в ручную, они еще выполняли роль начальника подвижного состава. Одним из таких кондукторов был известный писатель Константин Георгиевич Паустовский.
К 1918 году протяженность трамвайных путей в Москве составляла более 320 км.
Популярностью трамваи пользовались большой. Порой из-за количества народа люди попросту не могли войти внутрь. Наверняка вы видели кадры, где трамваи были облеплены со всех сторон людьми, желающими уехать.
Следующим вагоном стала модель БФ "Бесфонарный", который поступил в эксплуатацию в 1925 году. Внешне он очень похож на своего предшественника серии Ф, но уже без своего "фонаря" на крыше, отчего и получил такое название. Еще были изменены окна и появились вентиляционные продухи.
Главный трамвай столицы
Еще через год в 1926 году в городе появляются новые вагоны типа КМ (коломенский моторный). Этот тип вагонов на долгие годы станет главным трамваем столицы. Они будут ходить по московским улицам почти 50 лет.
Один из таких трамваев с номером 2170 сохранился до сих пор. Он часто снимается в фильмах и участвует в ретро-фестивалях. Обратите внимание, во всех современных фильмах, где показана Москва середины 20 века и где есть сцена с трамваем марки КМ, вы практически наверняка увидите тот самый вагон №2170.
После войны на заводе в Риге стали выпускать модель МТВ-82. Внешний вид его разительно отличался от остальных моделей и больше походил на троллейбус. С появлением этой модели трамвайное хозяйство Москвы на годы обрело свой идеал, пока его не сместила будущая модель чешского производителя "Татра".
Трамвай "ТАТРА"
В 1960-е годы на трамвайных путях появился легендарный трамвай "ТАТРА". Этот трамвай, как и КМ, станет очень популярным на городских улицах, а его узнаваемый вид надолго останется в памяти москвичей. Модель в последствии будет иметь несколько модификаций, но узнаваемый внешний вид сильно не поменяется.
Этот трамвай активно эксплуатировался еще в 2000-х годах, а сейчас его пускают на московские маршруты среди современных низкопольных трамваев, как вагон с ностальгической ноткой.
Практически одновременно с появлением "Татры" на рельсы встал ещё один вагон, получивший название РВЗ-6. Но надолго он не задержался, уже через 6 лет его эксплуатация в столице была завершена, проиграв конкуренцию "Татре". Хотя данная модель продолжалась выпускаться до 1988 года и успешно использовалась в других городах.
Современные трамваи
В 1990-е и начале 2000-х в столице, помимо привычной всем "Татры", стали появляться трамваи модификаций модели КТМ. Последняя модификация такого трамвая произошла в 2013 году, и его до сих пор можно увидеть на улицах Москвы.
В настоящее время основным трамваем столицы является модель Витязь-М, низкопольный и вместительный, и так непохожий на прошлые. Это флагман линейки московских трамваев, наработанный вековым опытом.
Так Москва развивала свою сеть городских железных дорог. А что будет дальше время покажет.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Буду рад Вашему лайку 👍 или комментарию 💬.
И если статья была полезной, прошу подписаться на мой канал, что бы не пропустить что-то новое из хорошо забытого старого.