На написание этого текста меня вдохновила Тамара Сергеевна Цинберг своей повестью «Седьмая симфония».
Это история про:
- доброту, предательство, любовь и бытовой подвиг четырнадцатилетней девочки в замерзающем и умирающем от голода городе.
Книжка Тамары Сергеевны вдохновила не только меня. Дважды кинематографисты экранизировали это произведение, и оба раза у них получилось пересказать эту историю по разному. При этом оба фильма как и их литературная основа мне очень понравились.
Начну с повести.
- Место действия город Ленинград.
- Время действия зима 1942 года.
Сначала автор знакомит читателей с Ниной Вороновой сходящей с ума от голода. Голод и желание выжить отключают у женщины не только все моральные принципы, но и материнский инстинкт.
У неё на руках сын в возрасте чуть более двух лет.
Внезапно появляется возможность выехать из Ленинграда по дороге жизни. Только есть одно но, эвакуировать детей через Ладогу разрешается только старше трёх лет.
- Нина говорит всем что ребенок умер. И оставив сына в квартире уезжает.
Ниже этажом живёт Катя Никонорова.
- Девочке четырнадцать лет. Война уже успела забрать у неё папу, а блокадный голод маму.
- Стремясь отгородиться от текущей реальности Катя всё время читает книги стараясь жить в придуманном в мире.
Очередной авианалёт на Ленинград выдергивает девочку из мира грёз в текущую реальность при помощи управхоза Анны Васильевны.
Анны Васильевны заботиться о всех жильцах дома и зорко следит, что бы во время воздушных тревог все были в бомбоубежище.
Обходя дом при первых сиренах воздушной тревоги Анна Васильевна находит в ледяной квартире мальчика Митю Воронова, и с ребёнком на руках заходит к Кате, что бы проверить пошла ли девочка в бомбоубежище.
Катя и Анна Васильевна с Митей выходят на улицу и управхоз увидев непогашенный свет в одном из окон дома отдаёт Митю Кате, а сама идёт устранять нарушения светомаскировки отправив девочку в бомбоубежище.
- С трудом дотащив навязанную обузу Катя спешит открыть книгу и вновь оказаться в придуманном мире. В этот раз из мира грёз девочку вытаскивает взрыв.
- В Дом в котором жила Катя попадает бомба лишая жизни управхоза Анну Васильевну, а девочку жилья.
- На руках у Кати ребёнок которого она бросить не может при этом не зная что с ним делать.
Пытаясь избавиться от обузы Катя несет мальчика что бы сдать в детский дом, но........
- Большие глаза на исхудалом лице ребёнка выдергивают девочку из мира грёз навсегда.
Катя берёт мальчика под свою опеку, нарекает его братиком Сережей и выйдя из книжного мира в мир реальности полностью начинает выхаживать ребёнка который уже не может ходить от недоедания.
- У Мити Воронова нету хлебных карточек, и девочка берет хлеб на свои талоны из будущих дней.
Казалось бы перспектив нету.
- Но тут происходит чудо.
Случайная встреча в подворотне с военным во время бомбежки, где люди прячутся от авианалёта осыпает девочку невиданным богатством для блокадного города:
- пол булки хлеба, и две банки тушенки.
Какие шансы были у Кати встретить папу опекаемого ей мальчика в огромном городе?
Дороги войны заносят Алексея Петровича Воронова в Блокадный Ленинград. Перед встречей с Катей он приходит домой и видя разрушенный дом думает, что жена и сын погибли. Выяснив, что его жена Нина в тот день когда в их дом попала бомба эвакуировалась:
- Алексей сначала успокаивается.
но тут же судьба наносит ему удар и встречей с соседкой высшие силы сообщают ему:
- сын Митя перед эвакуацией Нины умер.
Случайное знакомство в подворотне с Катей отрывает Алексея от горьких мыслей:
- слушая рассказы неунывающей девочки, про ждущего её дома братика он отдаёт ей продукты, которые вез своей семье в надежде, что хоть кому-то сможет помочь выжить в этом аду.
Катя пытается отказаться от такой щедрости случайного знакомого и говорит:
- Мне не надо, несите своим.
Нет у меня тут больше своих: говорит Алексей и уходит.
Первая встреча Воронова и Кати случайность.
- Но была и вторая, и это даже чудом назвать сложно.
Если бы при первой встрече Алексей не дал Кате хлеб и консервы, то дети скорее всего умерли от голода.
Повествование звучит как сказка и сразу возникает вопрос:
- Правдива ли рассказанная Тамарой Сергеевной Цинберг история?
Тамара Сергеевна пересказала свои наблюдения о жизни в Блокадном городе.
Были ли реальные прототипы у героев повести мне выяснить не удалось. Но книжка настолько искренне-правдоподобна, что лично у меня нет сомнений в реальности самой истории в которую автор возможно и добавила счастливый конец.
Не смотря на весь описанный трагизм происходящего повесть полна:
- любви, доброты, веры в победу и энтузиазма людей оказавшихся казалось бы в безвыходном положении.
Автору удалось сделать главным героем кроме людей еще и осажденный город, который не смотря на происходящее борется и выживает.
Яркий контраст между: Блокадной зимой, наступающей весной, а потом послевоенным временем показывает город Ленинград - живым героем, который вместе со своими обитателями ведёт борьбу и побеждает врага.
Вместе с городом и девочка Катя взяв на себя опеку за Митей Вороновым ведёт борьбу: с голодом, холодом, трудностями быта осажденного города и тоже одерживает победу.
Вторая встреча Воронова и Кати происходит примерно месяцем позже. Девочка уже смогла не только наладить быт, но и найти работу. Работает она в госпитале куда после ранения попадает Алексей.
Судьба наносит Алексею Воронову, кроме знания о смерти сына и ранения еще один удар. Находясь в госпитале он получает от жены письмо:
Алеша! Мы больше не увидимся с тобой. Митя умер, а я никогда не вернусь в Ленинград и никогда не решусь тебя увидеть. Не думай обо мне, прошу тебя. И не беспокойся обо мне. Я здесь встретила человека, с которым, может быть, смогу быть счастлива, — ведь перед ним я ни в чем не виновата. А ты прости меня, если только сможешь. Нина
Нину Алексей очень любит, и живёт только надеждой на встречу с ней. Но женщина придя в себя от голода в эвакуации, стараясь попросить прощение у мужа за содеянное, наносит ему еще один удар.
Из кошмарных мыслей выдергивает Воронова девочка Катя, которая живя в текущем ужасе и тратя казалось бы все силы на заботу о своём братике Сереже каким-то образом умудряется не унывать.
Выписываясь из госпиталя и получив два дня на отдых Воронов понимает, что идти ему в родном городе в общем-то некуда.
Судьба даёт Алексею на выбор:
- Медсестру зазывающую в гости которой он явно симпатичен, и Катю.
Видимо предательство жены Нины, и переживание за сына которого он считает погибшим заставляет Воронова принять приглашение Кати.
Оказавшись дома у Кати и Мити Алексей не узнает сына и автор даёт объяснения почему:
Воронов положил свою большую руку на белокурую головку сына. Он не узнал его, да и не мог узнать. Больше года назад, уезжая в командировку, он оставил его толстым, веселым, румяным малышом. Сейчас перед ним стоял трехлетний, худой как щепочка, мальчик, вовсе не похожий на того пухлого малыша.
А главное — ведь он был уверен, что ребенок его погиб. Уже два человека сообщили ему об этом.
И одна из этих двоих — Нина, мать.
Проведя два дня вместе с Катей и сыном Воронов понимает, что здесь его дом:
Как хорошо сидеть с ними вместе перед столом, на котором разложено все нехитрое твое добро: хлеб, тушенка, припорошенный махоркой сахар; и скромный стол этот может сейчас поспорить с самым пышным пиршественным столом.
Катя рассказывает Алексею, что он при первой встрече в подворотне дав ей продукты спас мальчика Сережу, который тогда не только не мог ходить но и уже практически не говорил от голода.
Катя рассказала, что Алексей спас Сережу от смерти, а Сережа её тем, что необходимостью о нём заботиться вернул в реальную жизнь. Борьба за жизнь мальчика заставила Катю бороться не только за приемного брата, но и за себя.
Катя и Митя провожают Воронова на фронт.
Последние слова девочки:
Приезжайте к нам. Мы вас будем ждать.
Две маленькие фигурки детей которые машут ему вслед врезались Воронову в память, но были стерты дорогами войны.
Автор переносит читателей в девятое мая 1945 года.
Ликующий Ленинград и залпы салюта над тёмным силуэтом Петропавловской крепости.
тяжелая, темная невская вода, мерцая и колеблясь, щедро отражала этот фантастический свет.........
Среди счастливых жителей города Митя и Катя.
Да, это они. Катя ведет мальчика за руку. Он вырос и аккуратно одет. Ему сейчас уже шесть лет, и как легко он идет — тоненький, красивый, светловолосый мальчик. А Кате семнадцать. Она мало изменилась, у нее все еще худенькое, полудетское лицо.........
Я вставил в статью несколько прямых цитат из повести.
Сначала у меня было желание полностью пересказать прочитанное своими словами, но после нескольких попыток я понял, что мои литературные таланты до Тамары Сергеевны Цинберг явно не дотягивают.
Я обычно не очень люблю читать долгие и подробные описания как людей, так городов и природы. Но у Тамары Сергеевны всё получилось настолько гениально-гармонично, что при прочтении город Ленинград начинаешь воспринимать как живого героя книги.
Митя и Катя слышат от случайной девочки воодушевлённой салютом и победой обрывок фразы сказанной маме:
- А вот когда папа вернётся.........
И тоже задаются вопросом:
- А к нам кто- нибудь вернется?
Катя задумчиво отвечают братишке:
- Может быть.
Автор переносит читателей в тот же день, но в другую локацию - на руины польского города Регенвальд, где майор Воронов с грустью сознаёт, что не смотря на радость от окончания войны:
- Его дома никто не ждёт.
Послевоенные будни Ленинграда.
Воронов живет в общежитии завода на котором работает. Война как будто вырвала из его памяти девочку Катю и мальчика Серёжу, которые махая ему руками даже из далека словно кричали:
- Приезжайте к нам. Мы вас будем ждать.
Конец зимы 1946 года.
Завтра выходной день и все спешат по домам, где их ждут родные и близкие люди. И только Алексей Воронов чувствует себя одиноким в огромном городе.
Внезапно как наваждение Алексей слышит в гуле автомобильных гудков и звоне трамваев песенку которую в госпитале пела девочка Катя для раненых Блокадной весной 1942 года:
Ты ж моя, ты ж моя перепелочка, Ты ж моя, ты ж моя невеличкая.
Глубины памяти открывают перед ним две маленькие фигурки тающие в дорогах войны и слова Кати:
- Мы Вас будем жать........
Тамара Сергеевна добавила в конец своей книжки историю любви девушки Кати и майора Алексея Воронова сделав окончание повести удивительно теплым.
- Автор словно хотела сказать, что настоящую любовь никакая война победить никогда не может.
Вот такая повесть.
- Для тех моих читателей у кого, после прочтения этой статьи возникнет желание прочитать книжку не в моём пересказе, а в оригинале, ссылка будет — тут>>>>>>>>>>>
ВНИМАНИЕ! Ссылку на книгу вместе ссылками на два фильма я продублирую в конце статьи для удобства моих читателей.
Перед тем как поговорить про кино созданное на основе повести Тамары Сергеевны Цинберг «Седьмая симфония», мне хотелось бы еще раз затронуть сначала кажущуюся главным отрицательным персонажем этой истории - Нину Воронову.
- Казалось бы персонаж явно нехороший, но в повести в отношении Нины нет по сути ни слова осуждения.
- Да она совершила ужасный поступок бросив сына в ледяной квартире блокадного города.
- Но Тамара Сергеевна не по наслышке знающая про блокаду не смогла осудить женщину которую голод лишил как морали, так и материнского инстинкта.
В противопоставление моральному падению Нины Вороновой, автор рассказала нам про других персонажей, также умирающих от голода в осаждённом городе. Героев из последних сил старающихся оставаться людьми, а не животными живущими только инстинктами самосохранения.
Главные отрицательные персонажи книги это — война и блокада сделавшая морально слабых людей почти животными, а маленькую девочку Катю — сильной, большой и взрослой.
Почему повесть называется «седьмая симфония»?
Казалось бы очевидно, что тут отсылка на «Седьмую Симфонию» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича премьерное исполнение которой состоялось 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии Блокадного Ленинграда.
- Эта симфония стала один из музыкальных символов осажденного врагами но не побежденного города.
Тамара Сергеевна хоть и сделала явную отсылку к Ленинградской симфонии Шостаковича в своей повести, но посчитала нужным напомнить читателям еще про одно музыкальное произведение гармонично вписав его в свой рассказ.
Зима 1942 года. Воронов спешит к семье. Тут репродуктор над его головой оживает и он слышит голос:
Внезапно над его головой раздался спокойный женский голос: «Мы передаем Седьмую симфонию Бетховена. Часть вторая. Аллегретто.
Печальная часть этого музыкального произведения как бы подводит читателей к тому, что героя сейчас ждет беда, которую он и видит придя домой.
- Второе упоминание седьмой симфонии Людвига ван Бетховена автор делает уже в послевоенной части книги.
Воронов слышит сначала мажорную и жизнеутверждающую музыку, а потом голос диктора:
- Вы прослушали фрагмент из «Седьмой симфонии» Бетховена.
Слова диктора «Седьмая симфония» переносят Алексея в 1942 год, в тот день когда он узнал о смерти сына, и он в недоумении задается вопросом почему тогда ему музыка показалось настолько трагической.
- Случайный прохожий объясняет Воронову, что не вся симфония мрачна, а только её вторая часть под названием «Аллегретто»
Автор таким упоминанием музыки, при этом рисуя картины возрождающегося после войны Ленинграда как будто говорит нам:
- Война не может победить жизнь - всё будет хорошо.
Мотивы музыки Бетховена вместе с историей любви девушки Кати и майора Воронова описанные автором без всякого намёка на пошлость делают книгу очень жизнеутверждающей, душевной и доброй.
Часть вторая: «Зимнее утро» и «Крик тишины»
В 1964 году детское издательство «Детгиз» опубликовало книжку Тамары Сергеевны "Седьмая симфония".
Успех у читателей и второе переиздание привлекло внимание кинематографистов. В 1966 году зрители увидели фильм по мотивам повести Тамары Сергеевны Цинберг «Зимнее утро».
С точки зрения понимания государством правильности жизни, цензура удалила из фильма неприемлемые для того времени моменты.
Злодеяние Нины Вороновой показывать не стали, как и убрали все послевоенное повествование ввиду рассказанной в повести не особо подходящей под мораль граждан СССР истории любви 18 летней девочки Кати и уже сильно взрослого Воронова..
Зато очень ярко показали быт осажденного города. Девочке Кате в кино не 14 лет как в книге, а всего десять.
Катя просыпается в квартире одетая не только в пальто и платок, но укутанная в одеяло. Ей надо идти отоваривать карточки. Но даже в таких тяжелейших бытовых условиях девочка находит способ хотя бы умыть лицо. Разломав корку льда в кастрюле она смочив тряпочку умывается.
Кино не смотря на свою чёрно-белость, даже сейчас осталось очень смотрибельным. Я перед написанием этой статьи решил освежить воспоминания и на своё удивление изначально планируя посмотреть фильм «по диагонали с промотками», посмотрел всё от начала и до конца не отрываясь от повествования.
Фильм заканчивается блокадной весной 1942 года, когда Митя и Катя провожают Воронова на фронт. Алексей слышит как Серёжа бормочет их семейную дразнилку и еще раз внимательно смотря на мальчика понимает, что это его сын. В машине везущему его на фронт водителю Алексей говорит:
- Ездил к сыну.
А потом на секунду задумавшись добавляет:
- И к дочке.
В 2019 году киноделы решили сделать ремейк «Зимнего утра» и на экраны вышел фильм «Крик тишины».
Как бы не ругали современные критики из интернета наших текущих кинопроизводителей, но на мой взгляд в этот раз получилось отлично.
Локации осажденного города в кино выглядят очень реалистично, да и актёры тоже играют на мой взгляд хорошо.
В кино эпизодическую роль домоумрава Антона Ивановича великолепно сыграл Владимир Валентинович Меньшов к которому лично я испытываю большое уважение не только как к деятелю искусства, но и как к гражданину нашей страны за то, что он в 2007 году на церемонии вручения премии «Киноград» от канала MTV фильму «Сволочи» сказал буквально следующее:
Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну. Пускай этот приз вручает Памела Андерсон
после чего бросил конверт на пол и ушел со сцены.
Авторы кино на этот раз не стали скрывать всю низость поступка Нины Вороновой, что на мой взгляд сделало фильм совершенно не таким как первый киновариант повести Тамары Сергеевны.
Заканчивается «Крик тишины» почти так же как и «Зимнее утро». Воронов узнаёт, что Серёжа его сын. Но немного по другому.
Провожая Алексея на фронт девочка рассказывает, что обманула всех ради того, что бы спасти мальчика. Воронов вспоминая рассказы девочки начинает задавать наводящие вопросы и выясняет:
- что жили они с Катей в одном доме. Только она на один этаж ниже.
В обоих фильмах финальная сцена крайне трогательна, но на мой взгляд, с точки зрение эмоций у современных киноделов получилось намного лучше и трогательнее.
В общем оба фильма я своим читателям — рекомендую к просмотру.
Часть третья: про автора.
Тамара Сергеевна Цинберг родилась в 1908 году в городе Санкт Петербург, а покинула наш мир в 1977 году в городе Ленинград.
В 1929 году Тамара Сергеевна окончила художественный промышленный техникум в Ленинграде и поехала в столицу. В Москве она получает высшее образование в институте художеств и в 1936 году возвращается в Ленинград.
Всю жизнь Тамара Сергеевна занималась творчеством в самых разных его проявлениях:
- графика, стихи, проза.
Помни, мой милый друг,
твёрдо и навсегда:
только из милых рук
может прийти беда.
Только любимый рот
может сказав – толкнуть в тёмный водоворот,
в дальний и трудный путь.
Повесть «Седьмая Симфония» до читателей дошла, а вот придуманные в дни Блокады Ленинграда рассказы о крошечном мальчике Скирли-Мирли так и не были изданы и остались пока только в виде дневников Тамары Сергеевны.
Вот такая история из прошлого века.
Надеюсь, что моим читателям было интересно, и они осыпят мой скромный труд:
лайками, репостами, комментариями и подпиской на мой дзен канал.
- Ссылка на книгу «Седьмая симфония» будет — тут>>>>>>>>>
- Ссылка на фильм «Зимнее Утро» 1966 года будет — тут>>>>>>>
- Ссылка на фильм «Крик тишины» 2019 года будет – тут>>>>>>>
ВНИМАНИЕ! Если после прочтения этого текста у Вас возникнет желания почитать мои статьи про другие шедевры кинематографа, то ссылка на подборку моих статей на эту тематику будет - тут>>>>>>>>>>>