Найти в Дзене
AMAZING RED

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ A$AP ROCKY, BJÖRK И ШУМАХЕРА? PUMA MOSTRO

В конце 90-х, на пороге нового тысячелетия, люди были чрезмерно сосредоточены на будущем: представляли, как оно может выглядеть. Этот период был богат проектами, которые раздвигали границы дизайна и функциональности. Бренд PUMA не оставался в стороне и уже тогда выпускал силуэты, по дизайну опережавшие время. Кроссовки PUMA Mostro как раз стали одним из таких силуэтов — их необычный футуристичный дизайн, даже слегка инопланетный, впоследствии стал основой для других нетрадиционных с виду кроссовок, например, модели Beisser или Kugelblitz. Но в этой статье речь пойдет о модели PUMA Mostro, появившейся в 1999 году. Их внешний вид в том числе подкрепляется и названием, так как Mostro переводится с итальянского как «монстр». Все началось с двух сотрудников PUMA: работника архива Хельмута Фишера и дизайнера Питера Шмидта. Первый начал работу с брендом еще в 1978 году в команде спортивного маркетинга, тогда он работал с одними из лучших атлетов мира, такими как теннисист Борис Беккер, футбол

В конце 90-х, на пороге нового тысячелетия, люди были чрезмерно сосредоточены на будущем: представляли, как оно может выглядеть. Этот период был богат проектами, которые раздвигали границы дизайна и функциональности. Бренд PUMA не оставался в стороне и уже тогда выпускал силуэты, по дизайну опережавшие время. Кроссовки PUMA Mostro как раз стали одним из таких силуэтов — их необычный футуристичный дизайн, даже слегка инопланетный, впоследствии стал основой для других нетрадиционных с виду кроссовок, например, модели Beisser или Kugelblitz.

-2

Но в этой статье речь пойдет о модели PUMA Mostro, появившейся в 1999 году. Их внешний вид в том числе подкрепляется и названием, так как Mostro переводится с итальянского как «монстр».

-3

Все началось с двух сотрудников PUMA: работника архива Хельмута Фишера и дизайнера Питера Шмидта. Первый начал работу с брендом еще в 1978 году в команде спортивного маркетинга, тогда он работал с одними из лучших атлетов мира, такими как теннисист Борис Беккер, футболист Диего Марадона и другими. Именно благодаря тесному сотрудничеству с профессиональными спортсменами Фишер понял, как много значит правильная экипировка, и позднее стал собирать из нее свой архив. То, что изначально было искренним интересом к бренду и его продукту, затем переросло в нечто большее — ведь PUMA стали выделять бюджет на официальный архив. Сейчас Хельмут Фишер занимает позицию главного архивариуса PUMA.

-4

Второй же сотрудник — Питер Шмидт — приложил руку к сотрудничеству PUMA с такими людьми, как Жиль Зандер и Александр Маккуин. В моделях, разработанных Шмидтом, прослеживается определенная стилистика. Каждый силуэт имел облегающий верх и тонкую плоскую подошву, тем самым повторяя естественную форму стопы. Кульминацией его дизайнерского духа, пожалуй, являются кроссовки PUMA Anatomical Vein x Alexander McQueen, выпущенные в середине нулевых.

Так как же именно Фишер и Шмидт получили PUMA Mostro?

-5

В архиве Хельмута Фишера была обувь для абсолютно разных целей, в том числе обувь для сёрфинга. Именно их Фишер показал Шмидту со словами «Было бы здорово сделать что-то подобное для повседневной жизни». Дизайнеру эта идея понравилась, но по итогу Mostro объединили в себе не только пару для серфинга из 80-х, но и беговые шиповки PUMA Sprint Spike из 1968-го. Увидев новые Mostro, Хельмут Фишер сказал: «Я сразу подумал про ту пару для серфинга, я был рад, что ими вдохновились. Значит у меня все-таки неплохой вкус.»

На момент создания Mostro, PUMA рассчитывали продать 10 000 пар в первом релизе, но силуэт оказался настолько успешным, что производство расширили до 300 000 пар. Mostro стали символом своей эпохи — времени на рубеже тысячелетий, когда все были одержимы тем, что нас ждет в будущем. Низкий профиль, плоская текстурированная подошва и асимметричная застежка-липучка придавали им футуристический вид, который, несомненно, опережал свое время.

Помимо коммерческого успеха и привлекательности для широкого круга покупателей, Mostro обладали определенным притяжением. Это действительно была обувь для всех: от детей, которые думали, что эти кроссовки подарят им сверхсилу, до знаменитостей и любителей гротеска в мире моды.

PUMA Mostro оставили свой след в поп-культуре. В первую очередь здесь стоит отметить появление силуэта в научно-фантастическом фильме 2005 года «Остров» с Юэном МакГрегором и Скарлетт Йоханссон в главных ролях. Mostro Nu, слегка обновленная версия силуэта, были в фильме ключевой частью униформы, которую носят на Острове. Еще до премьеры фильма Mostro пользовались популярностью у артистов и спортсменов — в этих кроссовках были замечены Мадонна и Михаэль Шумахер.

-7

За время существования модели PUMA Mostro менялись в дизайне, например была создана высокая версия — PUMA Mostro Alto. Она тоже не осталась незамеченной, золотые высокие Mostro можно было заметить в образе исландской певицы Björk.

-8

Необычная пара пользовалась популярностью и выпускалась в разных итерациях и цветах — Nu, Ur и Alto. Однако годами позднее, уже в нулевых, силуэт практически исчез из поля зрения и до недавнего времени оставался в тени.

В последние годы на подиумах и улицах мегаполисов чаще всего встречались массивные кроссовки, но за последний год их понемногу стали вытеснять более лаконичные и простые силуэты — здесь можно вернуться к набирающим популярность PUMA Speedcat или любимым ретро-силуэтам футбольных фанатов. Кажется, что сейчас самое время для возвращения Mostro. Дело не только в том, что мода переживает возрождение 00-х. Более значимым становятся такие спортивные мероприятия, как Formula-1, с которой кстати тесно связан бренд PUMA.

-10

В 2023 году PUMA объявили о назначении хип-хоп исполнителя A$AP Rocky на роль креативного директора автоспортивной категории, а впоследствии и сотрудничества PUMA и Formula-1, которое было возобновлено примерно в то же время. И тут на ногах Рокки появились Mostro, что вновь привлекло внимание к этому архивному силуэту.

A$AP Rocky выступил режиссером и главным героем кампании PUMA Mostro, которая стартовала незадолго до шоу немецкого бренда на Неделе моды в Нью-Йорке «The Amazing Mostro Show» (удивительное шоу Мостро – пер. с английского). Несложно догадаться, что в фокусе показа были именно PUMA Mostro, на подиуме PUMA показали не только классическое исполнение модели, но и ее высокую версию, а также Mostro 3.D. Стоит отметить, что Mostro 3.D стали первым результатом сотрудничества PUMA и A$AP Rocky. Для создания своей первой пары в бренде хип-хоп артист выбрал самый необычный для этого способ — печать 3D принтера.

-12

Mostro и Mostro 3.D позднее стали участниками еще одной Недели моды, на этот раз в 2024 году в Париже. Тогда A$AP Rocky сделал их одной из ключевых моделей своего шоу в рамках бренда AWGE. Помимо этого показа, новые расцветки Mostro 3.D выходили как часть авторских капсул одежды и обуви артиста для PUMA.

-13

Теперь, спустя два с лишним десятилетия, PUMA возвращает икону начала нулевых — дань влиянию Mostro и ее вечной привлекательности как обуви будущего. «Несмотря на то, что прошло уже более 20 лет, — объясняет Хельмут Фишер, — в силуэте Mostro все еще сохраняется футуристичность, потому что он сильно отличается от всего остального».

-14

Хотя кроссовки PUMA Mostro и являются архивной моделью, это новое открытие для современной молодежи, и PUMA пользуются этой возможностью, продвигая силуэт в массы, не только обновляя его и работая с лидерами мнений, но и запуская коллаборации.

-15

В январе 2025 года PUMA открыли поп-ап в Париже, посвященный Mostro. За дверьми под аркой, покрытой шипами бренд проводил сессии по кастомизации, показывал архивные версии Mostro, а также коллаборации.

Спустя 25 лет с момента появления, PUMA Mostro переиздавались в очень разных версиях и до сих пор кажутся кроссовками из будущего. Футуристичные и инопланетные Mostro доступны в магазинах AMAZING RED и на сайте.