Найти в Дзене
женечка данилова

Монтессори: что это за система и кто ее автор?

Существует такая педагогическая система, в которой ребенок развивается максимально самостоятельно, при этом опираясь на дидактически подготовленную среду. Педагогика Монтессори построена на идее свободного воспитания, естественном социальном, психологическом и физическом развитии детей. Кто такая Монтессори? И почему так популярен ее подход к обучению? Мария Монтессори - известный педагог и врач, жившая и работавшая в Испании, Италии, Нидерландах и даже в Индии. К своим двадцати шести годам эта дама уже стала одной из первых в истории Италии врачей-женщин. Отстаивая необходимость педагогического вмешательства в жизнь «особенных» детей (а не только медицинской стороны вопроса об их развитии), эта убежденная католичка открыла так называемый метод «научной педагогики». Использовала Мария собственные наработки вкупе с материалами своих учителей Сегена и Итара (французских врачей, знаменитых на весь мир, и ставших первыми дефектологами Европы). Мария на практике доказала, что «необучаемые»

Существует такая педагогическая система, в которой ребенок развивается максимально самостоятельно, при этом опираясь на дидактически подготовленную среду. Педагогика Монтессори построена на идее свободного воспитания, естественном социальном, психологическом и физическом развитии детей.

Кто такая Монтессори? И почему так популярен ее подход к обучению?

Мария Монтессори - известный педагог и врач, жившая и работавшая в Испании, Италии, Нидерландах и даже в Индии. К своим двадцати шести годам эта дама уже стала одной из первых в истории Италии врачей-женщин. Отстаивая необходимость педагогического вмешательства в жизнь «особенных» детей (а не только медицинской стороны вопроса об их развитии), эта убежденная католичка открыла так называемый метод «научной педагогики». Использовала Мария собственные наработки вкупе с материалами своих учителей Сегена и Итара (французских врачей, знаменитых на весь мир, и ставших первыми дефектологами Европы).

Мария на практике доказала, что «необучаемые» дети способны освоить навыки письма, счета, письма и чтения даже быстрее и лучше своих здоровых сверстников. После чего было принято решение адаптировать методику и для последних. Так, в Сан-Лоренцо в 1907 году был впервые открыт такой «Дом ребенка», работающий по системе Монтессори, а спустя еще три года была опубликована первая книга о данном методе воспитания и развития.

В России официально последователи данного подхода появились лишь в начале 1990-х годов прошлого века, но его популярность в последние десятилетия продолжает стремительно расти.

-2

В чем суть данного метода и чем он отличается от других?

Наиболее известная как особая система раннего развития, педагогика Монтессори — методика воспитания, в которой основными принципами являются: свобода в установленных границах, самостоятельность, естественное физическое, психологическое и социальное развитие ребёнка.

Мария М. в процессе врачебной работы с пациентами пришла к заключению, что для «особенных» детей и их развития необходима в том числе особая развивающая среда.

Как же данный метод реализуется на практике? Самостоятельная работа детей со специальными материалами лежит в основе всех практических занятий данной системы, и она занимает большую часть времени обучения. Это могут быть всевозможные предметы (из бытового обихода в том числе), развивающие игрушки - они выступают в качестве «учебных пособий». Дощечки, рамки, кубики, таблицы, более сложные предметы с застежками или шнуровкой для развития мелкой моторики — это все расположено в распоряжении малышей и свободном доступе. При этом каждое такое «пособие» находится в своей определенной тематической зоне.

Например, в практической зоне дети осваивают принципы заботы об окружающей среде и навыки самостоятельного ухода за собой. А в зоне сенсорного обучения по данной методике основной акцент сделан на развитии зрения, слуха, тактильных ощущений и обоняния. То есть ребенок учится осознавать и различать между собой предметы по их определенным признакам.

В данной методике раннего развития каждый ребенок самостоятельно определяет направление для своего развития. А также время и интенсивность своих занятий. Подготовленный взрослый должен лишь создавать для него подходящую среду и наблюдать за его потребностями, направляя ребенка в выбранном им самим русле обучения. Таким образом, согласно Монтессори, интерес малыша в получении тех или иных навыков или знаний стимулируется особенно ярко. Здесь ключевое значение играет принцип «Помоги мне это сделать самому». Именно так и называется одна из книг авторства Марии М.

Итак, главенствующий принцип монтессори-педагогики — это свобода малыша в его дисциплине, деятельности и самостоятельности. Воздерживаясь от любых оценок (в том числе от поощрений и наказаний) и просто наблюдая за детьми, педагоги формируют для них «обогащенную» среду для развития и направляют данный процесс, исходя из собственной активности и индивидуальности каждого ребенка.

Метод Монтессори предполагает постулат о том, что обучение — это и есть жизнь. Вот несколько базовых принципов данной системы:

· Каждый ребенок - независимая единица. Дети развивают навыки концентрации, независимости и самостоятельности, начиная с самого раннего возраста. Материалы и дизайн класса, а также распорядок дня поддерживают у растущего человека формирующуюся саморегуляцию, способность к обучению самого себя и анализу того, чему он обучается.

· Каждый ребенок уникален. Мария М. признавала тот факт, что все детки учатся по-разному. Каждый из них в собственном темпе осваивает учебную программу. Поэтому система руководствуется одновременно и индивидуальным планом обучения, и инструкциями учителя. В классах Монтессори развитие ребенка ткже поддерживают обучающие материалы, образуя соответствие между доступными видами деятельности и естественными запросами детей.

· Каждый ребенок свободен. В данной системе развития дети в определенных пределах свободны в праве выбора занятий и деятельности. Учитель или воспитатель следят за процессом и стараются раскрыть потенциал каждого ребенка максимально. Занимаясь в рамках установленных учителем и воспитателем принципов, малыши активно принимают участие в выборе предмета для изучения. Самостоятельный выбор стимулирует интерес ребенка к обучению и естественное любопытство, делая сам процесс обучения устойчивым и позитивным.

· Дети воссоздают модель семьи. Авторитетом в коллективе монтессори-центров пользуются старшие дети, они же выступают в качестве образцов для подражания и наставников для младших. Получается, что старшие оказывают поддержку младшим и придают им тем самым уверенности. А учителя с добротой и уважением относятся ко всем детям, стараясь разрешать возникающие конфликты мирно и спокойно.

· Каждый ребенок готов получать знания. Задача учителя – обеспечить необходимую среду, в которой есть и инструменты для свободного поиска ответов на вопросы каждого ребёнка. Работа со специальными техниками и материалами создает модель, которую дети переносят естественным образом на письмо, чтение и математику. Каждый навык разработан с помощью общего системного подхода.

· Каждый ребенок может научиться самокоррекции. Дети по мере своего взросления учатся относиться к своей работе критически и становятся способными к распознаванию своих ошибок, выбирая для решения задач новые пути.

· Каждый ребенок должен освоить практические навыки. Дети на занятиях учатся стирать, убираться, переливать воду, застегивать пуговицы и завязывать шнурки. А еще – готовить, ухаживать за растениями и т. п. Такие ролевые игры в специальной подготовке способствуют тренируют навыки должного поведения в обществе.

-3

Преимущества и недостатки системы

К плюсам однозначно можно отнести:

· Культивируется любовь к обучению. Методика Марии Монтессори призвана поощрять любовь детей к обучению. Люди, выросшие в таких детских садах и школах, проявляют любопытство к окружающему их миру и людям в нем, на протяжении всей жизни рассматривая обучение не как тяжкое бремя, а как приятный процесс.

· Подходит для деток с особенностями развития. Данная система первоначально была разработана для особенных детей. Свободный способ получения знаний и один и тот же воспитатель на протяжении трех лет позволяют испытывать меньше стресса и давления ученикам «с особыми потребностями». Такие детки здесь не озабочены тем, что работают в собственном темпе и отстают от сверстников. Мягкая образовательная среда помогает социализироваться особенным детям.

· Дети учатся в своём темпе. Даже для здоровых детей гонка – это стресс. В данной системе обучение протекает без обязательной программы и соревнований со сверстниками.

· На занятиях не бывает скучно, дети инициативны и любознательны.

· Малыши могут занять себя сами, хорошо справляются с бытовыми обязанностями и уважают потребности других детей.

· Система развивает так называемые «мягкие» навыки. Метод стимулирует детей совершенствовать такие навыки, как независимость, ответственность, позитивность и адаптивность.

· Дети по методу Марии Монтессори узнают «кто Я есть» и что такое «личные границы».

Минусы у такой системы воспитания и обучения, однако, тоже имеются:

· Дорогое воспитание и обучение. Монтессори школы и сады в большинстве своем являются платными. И держать цены на низком уровне им разумеется сложно. Пособия для учебы тоже довольно дорогостоящие, и чтобы оставаться интересными детям, они должны быть разнообразными, и их должно быть достаточное количество.

· Детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ после методики Монтессори. В классических образовательных учреждениях, где все делают одно и то же вместе, и педагог должен восприниматься не как помощник, а как авторитет – детям уже будет не просто адаптироваться.

· Воссоздать монтессори-среду в домашних условиях бывает достаточно сложно, особенно в темных жилищных условиях, где не хватает места.

· Хотя здесь и нет принципа, что дети делают все, что захотят, тем не менее учебный план многим кажется слишком свободным. Программа обучения Монтессори, разумеется, гораздо менее структурирована, нежели классическая. В начальной школе это выражается особенно ярко.

· Индивидуализм порождается независимостью. Многим детям, как ни крути, в будущем придется не заниматься предпринимательством или творческой деятельностью, работать по найму. Такой подход как в системе Монтессори может повлиять на неспособность человека к деятельности под руководством или командной работе.

Кому точно подойдёт данный метод?

· Детям, которые не испытывают трудности с социализацией и общением, будет легче, чем замкнутым и стеснительным малышам. Проще будет освоиться любителям спокойно порисовать или поиграть в тишине, чем тем, кому требуется много подвижности и активных игр в течение дня.

· Родителям, для которых принципиально, чтобы к их ребёнку был проявлен индивидуальный подход. А вот мамам и папам, которые не готовы внутренне отпустить без привязки к стандартной системе своего ребёнка в «свободное плавание», такой метод, вероятно, не подойдёт.

Как выглядят детские сады и школы Монтессори

В нашей стране относительно распространены частные центры раннего развития, монтессори-сады или группы, где дети занимаются по такой системе.

Помещения в таких детских садах и школах выглядят иначе, чем мы привыкли. Они представляют собой предназначенные для удовлетворения потребностей детей красиво оформленные помещения. Само это помещение делится на разные зоны для развития сенсорных, языковых, практических и математических навыков. Такое деление обусловлено тем, что дети самостоятельно выбирают для себя нужную активность. Кроме того, так малыши учатся (на основе того, что им доступно) делать собственный выбор. Ребенок может присоединиться либо подождать и заняться чем-то другим в том случае, если кто-то другой уже работает в определенной зоне.

Воспитатель и учитель в методе Монтессори — это просто помощник для ребенка. В таких школах нет балльной системы и оценочных правил.

Вот некоторые из выпускников Монтессори-школ, которые наверняка вам знакомы:

· основатели Google: Сергей Брин и Ларри Пейдж

· писатель-прозаик, издатель и политический деятель, журналист Габриэль Гарсиа Маркес

· основатель Википедии и интернет-предприниматель Джимми Уэйлс

· Принц Уильям и Принц Генри

· актёр, продюсер, режиссёр и сценарист. Джордж Клуни.

-4

Что можно сказать в заключение

Знаменитая на весь мир Мария Монтессори жила в непростое время, когда бушевали мировые войны и мир сотрясали то и дело глобальные потрясения. Поэтому она большое внимание уделяла воспитанию мирного, уравновешенного и спокойного человека. Мария считала, что мир будущего зависит от того, смогу ли дети обучиться ненасильственному общению и важности общественного благополучия.

Поэтому метод Марии Монтессори сегодня продолжает распространяться, становясь для широкой аудитории все более открытым и доступным. Ведь такие принципы для нашей планеты важны как никогда прежде!