Построенный императором Адрианом как императорский пантеон, он сначала был превращен в папскую крепость, затем в тюрьму, а после объединения Италии стал музеем.
Публий Элий Траян Адриан, более известный как Адриан, правил Римской империей в 117—138 годах. Загодя думая о том, чтобы не померкло в веках его величие и слава его потомков, в 123 году он приказывает архитектору Деметриану создать мавзолей, великолепнее которого не видал глаз человека. Не подозревал тогда Адриан, какой мрачной славой будет овеяна его усыпальница.
Строительство было завершено в 139 году, через год после кончины императора. В те далекие времена, мавзолей представлял собой огромную круглую башню выложенную из кирпича и вулканического камня. Наружные фасады были облицованы каррарским мрамором. Венчала башню большая бронзовая квадрига (античная двухколёсная колесница с четырьмя запряжёнными конями), аккурат такая, какой управлял сам император.
От мавзолея до крепости
Почти три столетия, до 403 года покоились в мавзолее останки императоров, их жен и детей, пока... пока не наступили для Рима тяжелые времена. Тогда-то, мавзолей Адриана и был превращен в оборонительную крепость, окруженную зубчатым парапетом. Великолепные статуи из императорской усыпальницы полетели в ров, мраморная облицовка сорвана, дабы украшать строящиеся христианские храмы.
С падением Империи замок перешел в руки остготских королей, а затем — к римской знати, которая без устали боролась за контроль над городом. В разные периоды времени, бывшим императорским мавзолеем владели семьи Крешенци, Пьерлеони и Орсини.
Именно в это неспокойное время замок был значительно укреплен. Теперь его центральная башня была окружена четырехугольной стеной, украшенной смотровыми башнями.
Но, самое главное, в 1277 году при папе Николае III был возведен надземный коридор, названный Пасетто ди Борго «маленький коридор». Этот тайный проход папа Александр VI (Родриго Борджиа) использовал, когда в 1494 году войска французского короля Карла VIII напали на Рим. А в 1527 году, Пасетто ди Борго сослужил добрую службу Клименту VII, когда глава Римско Католической церкви спешно покидал Ватикан после захвата Рима многонациональными войсками императора Карла V.
Замок Святого Ангела
Существует легенда, согласно которой в 590 году, когда в Европе бушевала чума, папа Григорий I Великий узрел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны. Глава Церкви расценил это видение, как доброе знамение. И действительно, эпидемия отступила. Тогда-то и было решено назвать крепость замком Святого Ангела.
Папская резиденция
В 1367 году, с целью положить конец церковным распрям, получившим в истории название Авиньонское пленение пап, замок Святого Ангела был передан папству. Папа Урбан V по достоинству оценил укрепленные стены замка и приказал обустроить внутри крепости помещения, где разместил архивы и сокровищницы Ватикана.
Однако, какая же власть духовная без власти мирской и... Урбан V выстраивает узилища и тюремных камеры для жертв церковного суда.
Свой окончательный облик замок Святого Ангела приобрел во времена царствования папы Александра VI, из рода Борджиа. Нанятый им архитектор Антонио Сангалло модернизировал укрепления, выстроив пятиугольные бастионы, в которых разместили артиллерийские орудия, используемые для обороны замка. Кроме этого была увеличена толщина стен. Теперь наместник Бога на Земле мог не бояться тяжелого артиллерийского огня эпохи Возрождения.
Этот же папа не пожалел сил, денег и времени на украшение замка, превратив его в настоящий дворец. По его приказу был достроен целый этаж, помещения которого расписал фресками великий Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, более известный под именем Пинтуриккьо. Чуть позже, его преемник выстроит здесь террасу с видом на Тибр.
Таким образом, неприступная крепость превратилась в изысканную, но весьма безопасную резиденцию, где папы могли укрыться в случае опасности, как это произошло в 1527 году во время разграбления города войсками Карла V.
Узники замка Святого Ангела
Однако за роскошными папскими апартаментам были иные покои, мало напоминающие те, в которых сильные мира Церкви вершили судьбы рабов Божьих. Долгие годы замок Святого Ангела использовался в качестве тюрьмы.
Самой печально известной камерой была камера, расположенная за бастионом Сан-Марко. Осужденного опускали в нее сверху, и он едва мог лечь в позе эмбриона. Ни стоять, ни вытянуться в полный рост заключенный уже не мог.
Среди наиболее известных узников папской резиденции были:
- Джордано Бруно - сожжен заживо за ересь;
- Джузеппе Джованни Батиста Винченцо Пьетро Антонио Маттео Франко Бальсамо - граф Калиостро. Приговорен к публичному сожжению за вовлечение в масонство. Приговор заменен на пожизненное заключение;
- Бенвенуто Челлини - итальянский скульптор, ювелир, живописец, известный своим беспокойным и буйным нравом. Единственный заключенный, кому удалось совершить побег из узилища замка Святого Ангела;
- Беатриче Ченчи - осуждена за убийство собственного отца и казнена через отсечение головы.
Замковая тюрьма имела еще одну примечательную особенность. Традиция началась в 1676 году после смерти Климента X. Тогда, все заключенные римских тюрем, осужденные за особо-тяжкие преступления, были переправлены в узилища замка Святого Ангела. Пока же не был избран новый папа и престол Святого Петра оставался вакантным, остальным преступникам была возвращена свобода. Амнистия повторялась каждый раз, когда умирал очередной папа.
Призраки моста Святого Ангела
В 1450 году, под напором толпы паломников обрушились перила моста. Трагедия унесла жизни более 200 человек. В XVI веке мост превратили в место публичных казней, после которых головы казненных выставлялись на мосту в назидание живущим.
С этого момента за мостом закрепилась недобрая слава и души невинно убиенных и по сей день разгуливают по мосту, напоминая о несправедливости человеческого суда.
Самым известным признаком замка является юная Беатриче Ченчи. Изнасилованная собственным отцом она решила отомстить за себя, убив обидчика, за что была приговорена к жестоким пыткам и публичной казни. С тех пор, в полночь, ее можно встретить на мосту замка Святого Ангела. Юная дева неспешно прогуливается, неся свою голову в руках.
Не удивляйтесь, если кроме юной девы, в полночь вы встретите фигуру в алом. Это Джованни Баттиста Бугатти по прозвищу Mastro Tittа «исполнитель правосудия» - главный палач Папской Области, который за свою карьеру лишил жизни 516 человек.
Но вот присмотритесь... мужчина. Напряженный взгляд выискивает среди призраков кого-то, но с наступлением предрассветных сумерек его силуэт растворяется, так и не встретившись с той, ради кого он сюда приходит.
Это граф Калиостро, который ищет свою супругу Лоренцу. Он - преданный ею и она - окончившая свои дни в монастыре. Они приговорены вечно искать друг друга. Он - на мосту Святого Ангела, а она на одной из испанских площадей, обречённые никогда не встретиться.
А вот в задумчивости проходит статный мужчина в алом. Это папа Александр VI. Его мысли далеко. Он вспоминает свою жизнь, время, когда при упоминании его имени трепетал весь христианский мир. Задумчивость старика нарушает появившийся из ниоткуда юноша. Это его сын, чье тело нашли в Тибре. До сих пор он даже отцу не поведал тайну своей гибели.
Эти двое неспешно проходят мимо призрака великого Джордано Бруно. Этот здесь не частый гость, но порой, устав от шума и суеты площади Цветов, где был сожжен, он приходит сюда в поисках уединения и покоя.
Однако скоро рассвет. Все тени медленно растворяются, уступая место живым. По мосту Святого Ангела спешат толпы суетливых туристов. Уже более века, с 1906 года бывший мавзолей императора Адриана открыт для публики. В нем располагается Национальный музей замка Святого Ангела.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.