Найти в Дзене
Разговорчики в строю

Налоговая полиция. Кошелек.

В одной из своих историй я рассказал о случаях везения, удачи, которые приводили иногда к довольно удивительным последствиям. Случай, о котором я расскажу ниже – совершенно неправдоподобный. Но, тем не менее, он произошел в моем присутствии и есть немало людей, помнящих о нем. Так что это истинная правда. Итак, дело было осенью года, наверное, девяносто пятого или шестого. Наш отдел налоговой полиции располагался в импозантном здании практически в центре города – сегодня в нем расположилась наша прокуратура. Была в отделе секретарь – Надя, она перешла к нам на работу из военкомата. Опытная, грамотная в своем деле сотрудница. И вот с нею происходит крайне неприятная история – у нее в кафе украли кошелек. Денег там было немного, зарплаты у нас у всех, у офицеров, в то время были скорее символические, а уж у нее, прапорщицы, и тем более. В кошельке находилось служебное удостоверение, и оно, естественно, испарилось вместе с ним. Вернувшись в отдел, Надя доложила начальнику, тот позвонил в
Вот это здание. Слева с угла в подвал был вход в кафе, справа крыльцо поликлиники.
Вот это здание. Слева с угла в подвал был вход в кафе, справа крыльцо поликлиники.

В одной из своих историй я рассказал о случаях везения, удачи, которые приводили иногда к довольно удивительным последствиям. Случай, о котором я расскажу ниже – совершенно неправдоподобный. Но, тем не менее, он произошел в моем присутствии и есть немало людей, помнящих о нем. Так что это истинная правда.

Итак, дело было осенью года, наверное, девяносто пятого или шестого. Наш отдел налоговой полиции располагался в импозантном здании практически в центре города – сегодня в нем расположилась наша прокуратура. Была в отделе секретарь – Надя, она перешла к нам на работу из военкомата. Опытная, грамотная в своем деле сотрудница. И вот с нею происходит крайне неприятная история – у нее в кафе украли кошелек. Денег там было немного, зарплаты у нас у всех, у офицеров, в то время были скорее символические, а уж у нее, прапорщицы, и тем более. В кошельке находилось служебное удостоверение, и оно, естественно, испарилось вместе с ним.

Вернувшись в отдел, Надя доложила начальнику, тот позвонил в милицию – он сам из милицейских, был в нашем отделе внутренних дел замом, потом начальником РОВД в соседнем районе. Поднял на уши весь уголовный розыск. К сожалению, случилась незадача – в РОВД уже отмечали день милиции. Шли торжественные собрания с награждением отличившихся и с присвоением очередных званий. Короче говоря, освободились ребята ближе к вечеру, приехали в наш отдел. Помню, все в белых рубашках, с колодками, начищенные, наглаженные и наодеколоненные. Опросили Надю, подробно.

Нарисовалась следующая картина: Надя встретила какую-то свою подружку, идя с почты в отдел. Спустились в кафе «Ноктюрн», оно недолго, с полгода всего, работало в подвале под зданием стоматологической поликлиники. Взяли кофе. Сидели, болтали. К ним подошла какая-то незнакомая женщина с вопросом, не знают ли они, как пройти к районной поликлинике. Пока они рассказывали, мимо них протиснулся какой-то мужик средних лет, они еще обратили внимание, что у него на одной руке половины среднего пальца нет. Выпили кофе, поговорили, собрались платить – а кошелька нет.

В этот момент опера заржали:

- Все понятно, это Мишка, карманник. Сидел уже раза четыре, и все время его из-за этого пальца ловили. Недавно вышел, и опять за свое. А вот тетка, что вас отвлекала, по описаниям нам пока неизвестна. Но в целом все ясно. У нас до ресторана есть часа три, давайте разобьемся на группы, дайте нам несколько ваших человек с транспортом в помощь, поедем по всем блатхатам, найдем ваш кошелек. За это время управимся.

Так и поступили. Снарядили несколько экипажей, по одному оперу из уголовки, по два-три прапорщика из нашей службы физзащиты со спецсредствами, но без оружия в каждом. Чтобы можно было действовать быстро и без формальностей, задача ставилась вполне утилитарная: найти жуликов и просто вернуть удостоверение. Распределили все места вероятной лежки воров, разъехались.

Вернулись через пару часов несолоно хлебавши: никаких следов. Ребята рассказали, что никто этого Мишку и его бабу не видел. Говорят, просили решить вопрос по-тихому, под честное слово начальника полиции (ему в общем-то жулики поверили бы, я сам был свидетелем нескольких таких случаев), но никаких следов, они как в воду канули. Сотовых и прочих пейджеров тогда в наших пигушах еще не было, поэтому если человека нет, то быстро ты никак его не найдешь.

Опера, уже немного подвыпившие (когда только успели?), попросили отпустить их праздновать, а назавтра обещали навалиться всеми силами, подключить свой негласный аппарат (задачи в основном уже поставлены). Кто украл понятно, найдут точно; удостоверение, если жулики его не уничтожили, вернут. На том и порешили.

Шеф отпустил ребят, подумал немного, и предложил совершенно безумную, на наш взгляд, идею:

- Разбиваемся по два человека, садимся в служебные, а у кого нет – в личные автомобили, и ездим по городу, всех, подходящих по описанию, везем в отдел, на опознание Надеждой. В 23. 45 все собираемся в отделе, отчитываемся и планируем мероприятия на следующий день. И не дай Бог кому-то хоть кого-нибудь похожего не привезти!

В чем безумство этого плана, спросите вы? Да во всем. Во-первых, надо вспомнить, что представляли улицы городов, в особенности таких захолустных, как наш, в то время. Темень непроглядная, горящих фонарей по пальцам одной руки пересчитать можно было. Железнодорожный вокзал уже не работал, ну разве возле автовокзала часов до девяти вечера жизнь кипела.

Во-вторых, даже если вы как-то ухитрились высмотреть кого-то похожего, как его заставить сесть в непонятную машину и поехать с собой непонятно куда?

Тем более что у нас, у налоговой полиции, прав задерживать кого-то было совсем негусто, по сути только если ты стал свидетелем совершения преступления на твоих глазах, здесь и сейчас.

Следователь Игорь, попавший в одну группу со мной, возмущался, когда садились в машину, мол, что за хреновину шеф задумал, он что, сам не понимает глупость своего распоряжения?

Я согласился с ним:

- Игорь, да все он прекрасно понимает. Он же для чего это все затеял – чтобы народ прочувствовал, что бывает в таких случаях, чтобы знали в следующий раз, как удостоверения терять. Чисто воспитательная мера, и не последняя, вероятнее всего.

Выехали со двора, и решили, что искать надо там, где светло и бывает народ, а лучше в это время суток места, чем ресторан, не придумать. Вдруг они там появятся?

Поехали в ресторан «Встреча», старый, советских еще времен (сегодня даже здания этого не осталось). Приехали, расположились, заказали скромный ужин и графинчик водки. Не спеша (времени было вагон) распили, добавлять не стали. Во-первых, ехать еще в отдел и потом, надеемся, домой. А во-вторых, в любом случае предстоит общение с шефом, а у него на такие вещи глаз был наметан.

Сидели. Вели умные беседы, обсуждали разные отдельские дела, присматривались к немногочисленному народу. Впрочем, никого мало-мальски похожего не обнаружили. А если бы и обнаружили, чего делать-то? Ну разве позвонить в отдел и попросить Надю на опознание привезти? При этом себя спалить?

В половину двенадцатого расплатились и выдвинулись в отдел. К этому времени подтянулись и остальные. Все безрезультатно, никто, естественно, никого не привез, и, как нам показалось, не особенно и пытался.

И вот когда шеф уже собирался распускать всех по домам, вдруг является последняя группа, два прапорщика, сели я не ошибаюсь, Саша Дятлов и Виталик Кольев, тащат упирающуюся тетку в длинном пальто. Надя сразу закричала: «Это она!».

Тетка оказалась под прямо-таки неплохим градусом, и именно это обстоятельство сыграло свою роль. Она недолго отпиралась, а после клятвенного обещания начальника не сажать ее, если вернет удостоверение, пустила сопли и сдалась. Действительно, она отвлекала, а Мишка вынул кошелек из кармана Надиного кожаного пальто. Деньги забрали. А когда увидели удостоверение, поняли, что от него нужно избавиться. Проделали это там же, на месте. Если подняться из кафе, в нескольких метрах вход в здание городской стоматологической поликлиники. Заходишь в поликлинику - прямо - сквозной выход во двор, где были хозяйственные помещения и рентгенкабинет. На этом самом сквозном выходе во двор было небольшое крыльцо, деревянное, в две ступеньки. Под него кошелек вместе с удостоверением и засунули.

Отправили группу в поликлинику, тетку пока придержали. Минут через десять привезли удостоверение, все оказалось правдой. Женщину после непродолжительной воспитательной беседы в кабинете шефа отпустили, как и обещали.

Самое интересное в этой истории в том, как тетка эта в машину попала. Хлопцы, как, наверное, и все остальные, покружили немного по городу, и разъехались по домам. Когда выдвигались к назначенному времени в отдел, решили сделать небольшой кружок. Возле одной из школ под единственным на всю округу работающим фонарем их попыталась остановить какая-то женщина. Решили подбросить – поздно уже, автобусы давно не ходят, такси тогда практически не было, сотовых, чтобы кого-то вызвать, тоже, да и по пути оказалось.

Взяли, поехали дальше. По разговору поняли, что тетка неслабо так пьяна. Тут и родился у них план привезти ее в отдел и предъявить шефу. Тем более что тот недвусмысленно потребовал без подходящих под описание не возвращаться. Похожа она или нет, они вообще не думали, да и не особо там что-то разглядеть можно было…

Такая невероятная история.

Вот. А ты, Игорь, говорил: дурацкий план…

И я, правда, так говорил и я же предложил в ресторан поехать. В любом случае наше решение ведь тоже было по-своему верным, не правда ли?