Привет, друзья! С вами Роман Винилов. Я являюсь опытным практикующим психологом, имею внушительный стаж работы. Также я организовал Центр Семейной Психологии XXI Века, который много лет помогает людям обрести себя и восстановить психическое состояние. И сегодня хочу рассказать о важности обращения к мужскому психологу.
В большинстве своем, современный мир уверен, что мужчины справляются с жизнью гораздо легче, чем женщины, это не более чем расхожий миф. Все исследования, которые существуют на эту тему, сходятся во мнении о том, что мужчины живут и меньше, и труднее. Сильный пол раньше прекрасного заболевает серьёзными патологиями сердца, гораздо чаще попадает в несчастные случаи, травмируется, становится завсегдатаем наркологических учреждений, а также заканчивает жизнь суицидом.
Большинство из нас привыкло думать, что эмоциональная чувствительность у мужчин куда меньше, чем у женщин, поэтому они легче справляются с жизненными трудностями и перипетиями судьбы.
Истины в этом утверждении очень мало. Мужчины испытывают ровно те же эмоции и чувства, что и слабый пол, они также уязвимы перед лицом стрессовых факторов. А вот с выражением своих чувств дело обстоит куда хуже: если слабый пол предпочитает выражать свои эмоции вовне, то сильный считает необходимым их скрывать.
Поэтому эмоциональная бесчувственность мужчин — не более чем миф.
И хотя представители сильного пола умело скрывают свои истинные чувства, это вовсе не означает, что они глубоко внутри себя не страдают и не переживают. Просто под воздействием среды и культуры, в которой они вынуждены были расти и развиваться, они обучились тонкому искусству выдержки и искусно скрывают свои чувства, опасаясь обнаружить свою уязвимость и показаться «слабаком».
Ныть нельзя, но можно злиться: патологические семейные модели воспитания
Есть одна эмоция, запрета на выражение которой у сильного пола нет, — это эмоция гнева.
Действительно, нам гораздо легче представить гневающегося мужчину, чем плачущего или заламывающего руки в истерике. Эмоция гнева и злости считается мужественной, единственно правильной, уместной и достойной для представителей сильного пола.
Если маленький мальчик рос в семье, в которой папа был, как глубоководная рыба, тотально безэмоциональным и проявлял эмоции только в сильном гневе, то, скорее всего, он вырастет точной его копией, слепком, репликой. Он не будет проявлять вовне ровно никаких чувств, кроме злости и гнева.
Зато чувства:
- тревоги,
- грусти,
- страха,
- стыда и т.д.
- задвинуты у мужчин глубоко на задворки сознания. Им кажется, что если закрыть на них глаза, их не станет (это то же самое, как если бы страус, спасаясь от преследователя, засунул бы голову в песок).
По всеобщему негласному мнению, они указывают на душевную уязвимость их носителя, «посмевшего» их обнаружить перед другими людьми. И если мальчик проявит испуг или станет тревожиться по поводу монстров в шкафу или пугающих веток за окном, «добрый папочка» (который, конечно, ребенку только хорошего желает!) не замедлит одёрнуть его: «Ты что, забыл? Мужчины ничего не боятся! Не веди себя, как слабонервная девчонка!».
Вытесненные и подавленные настоящие переживания, якобы недостойные представителя сильного пола, оказывают ему самому медвежью услугу, ведь:
Главная функция эмоций — приспособить психику к постоянно меняющейся среде.
Допустим, в жизни мужчины что-то резко меняется: умирает близкий, он теряет работу, разводится, переезжает куда-то, чтобы начать жизнь с нуля и так далее. Максимум, что разрешено ему проявить вовне, — это гнев. И там, где мужчина должен горевать, плакать, кричать от боли, он только гневается и злится. Он делает это в любой непонятной ситуации.
Для самого бедняги дело осложняется тогда, когда гнев и злоба выливаются не на других, а на самого себя. Те, кто колотит грушу в зале, бьет подушку или ссорится с коллегами на работе, - ещё счастливчики. А вот те, кто направляет подавленные эмоции на самого себя, нередко кончают жизнь самоубийством.
Этому во многом способствует ещё один расхожий миф, прочно воцарившийся в сознании мужчин из неполных семей с лёгкой руки «заботливых мамочек», — о том, что:
«Хорошие мальчики не дерутся, ведут себя образцово-показательно, не хулиганят и не мешают другим. Хорошим мальчикам запрещено ругаться и раздавать одноклассникам тумаки даже «за дело». Хорошие мальчики терпят и не проявляют неуважения».
Так горе-мамаши собственными руками (из наилучших побуждений, конечно же!) отбирают у ребёнка единственную разрешённую ему эмоцию — гнев.
Последствия для психики
Как психика справляется с такой тотальной блокировкой всех негативных переживаний? Любая эмоция нуждается в том, чтобы быть отреагированной вовне.
Подавленные и непрожитые чувства вопреки всему все же находят выход, но уже далеко не конструктивный.
- Появляется психосоматика, когда подавленные эмоции выливаются в соматические заболевания, например, ишемическую болезнь сердца, сахарный диабет, онкологические заболевания, гипертонию.
- Также гнев может сублимироваться в пассивно-агрессивное поведение в виде повышенной критичности или сарказма, которым несчастный изводит всех вокруг и в крайних проявлениях лишается друзей, а то и семьи.
- Он может выливаться в поведение, направленное на неочевидное, подспудное, нередко даже не осознаваемое, разрушение самого себя: рискованный спорт, алкогольную зависимость, наркоманию и так далее.
Немного занимательной статистики
Что мы имеем в конечном итоге? Неутешительная статистика говорит нам о том, что мужчины соглашаются на госпитализацию в 20 раз реже, чем женщины, в три раза реже прекрасных дам обращаются за профессиональной помощью психолога, зато ровно в три раза чаще заканчивают жизнь самоубийством. Смерть вследствие суицида — это ведущая причина преждевременного ухода из жизни мужчин, не достигших пятидесятилетнего возраста.
Статистика по всем странам говорит о том, что мужчины в целом живут существенно меньше, чем женщины. У них чаще и тяжелее протекают заболевания сердца и сосудов, а убивают их в семь раз чаще, чем женщин.
Прискорбно, но факт: в патриархальных обществах состояние мужского здоровья гораздо хуже, чем в обществах, где гендерные стереотипы не играют большой роли. Это особенно справедливо для стран Восточной Европы.
Чем объяснить такую статистику? Дело в том, что в традиционных патриархальных обществах представители сильного пола являются более злостными курильщиками, чаще злоупотребляют спиртным и употребляют другие ПАВ.
Многие из этих явлений растут из не поддающихся хоть сколько-нибудь рациональному объяснению представлений о маскулинности.
Так, в России идеал «настоящего мужчины» выглядит приблизительно следующим образом: это крепко пьющий, злостно курящий трудоголик, единственный кормилец семьи, который не пренебрегает ни одной возможностью подработать сверхурочно, украв у себя драгоценное личное время на отдых.
Россияне мужского пола имеют высокий риск инфарктов, инсультов и хронического болевого синдрома, связанного с дегенеративными заболеваниями позвоночника.
Кстати, есть ещё одна интересная закономерность: трудоголики чаще и больше курят и страдают от гипертонии больше остальных.
Распространённые проблемы в психической сфере, от которых страдают мужчины
Чаще всего в нашем обществе мужчины тревожатся и переживают по поводу:
- своей работы и вопросов бизнеса, что приводит к преждевременному выгоранию и трудоголизму;
- половой жизни;
- заболеваний соматического профиля, а также психосоматики, которые сказываются на личной и социальной жизни;
- несоответствия мнимому идеалу «настоящего мужчины», низкой самооценки по этому поводу или, наоборот, перфекционизма;
- одиночества и отсутствия социальных связей (семьи или близких друзей), с помощью которых можно было бы получить поддержку в тяжелые моменты жизни;
- несоответствия своим собственным представлениям об уровне финансового достатка, социального статуса, места на карьерной лестнице;
- проблем, которые возникают в начале отношений с противоположным полом и в ходе их развития;
- экзистенциальных кризисов, которые накатывают в связи с резкими и внезапными изменениями привычного течения жизни (мужчину могут уволить, он может стать банкротом, его могут арестовать или призвать в армию и т.п.);
- проблем с отцовской фигурой и сепарацией от неё;
- расставаний, вынужденных разлук и разводов со второй половинкой;
- утраты близких людей;
- проблем идентичности, невозможности найти ответы на вопросы: «Кто я?», «Какое место в мире занимаю?», «Куда иду?» и т.д.
4 причины, по которым мужчины избегают походов к психологу
На самом деле таких причин гораздо больше, но главные из них сводятся к следующим:
1. Мужчина считает, что если он обратится за помощью, то тем самым обнаружит перед другими людьми свою уязвимость и недостаток компетенций, чтобы справиться с проблемой собственными силами.
2. Он недооценивает существующие у него эмоциональные проблемы в силу того, что с детства привык подавлять и прятать свои эмоции и переживания глубоко внутри. Мужчина рассчитывает, что проблема «рассосётся сама собой».
3. Он находится во власти предубеждений о том, что в нашем обществе «настоящие мужики» не ходят к психологам, «как какие-нибудь истеричные барышни, которым делать нечего».
4. В глубине души мужчина уверен, что никто не способен помочь ему, что психология по большому счёту — никакая не наука, а чистой воды профанация, для чего-то возведенная в степень в последнее время «набитыми дураками», и что в кабинет психолога приходят просто потрепаться «за жизнь».
Большинство представителей сильного пола доходят до специалиста уже в крайне плачевном положении — либо тогда, когда рушится вся их жизнь, серьёзно страдает здоровье и другие сферы, либо когда вторая половинка, родители или руководители ставят им ультиматум: «Или мы, или поход к профессионалу». Такие клиенты особенно проблемные, потому что они изначально приходят с плохо скрываемым недоверием и мощным сопротивлением к работе с терапевтом.
Почему мужчины предпочитают обращаться к психологу своего пола?
Выше уже говорилось о том, что мужчины гораздо реже женщин обращаются к психотерапевтам и психологам. Но если уж они решаются на этот шаг, то предпочитают психолога-мужчину. Почему же?
Парадоксально, но прямо в этот конкретный момент времени большинство мужчин (на территории РФ), которые решили обратиться за профильной помощью, находятся в кабинете у терапевта-женщины.
Объяснить этот факт совсем не трудно. Конечно, он имеет место не потому, что женщина более притягательна для клиентов противоположного пола в сексуальном плане, или они хотят закрыть свои гештальты с фигурой матери, а просто в силу того, что огромное большинство практикующих в России психологов — это представительницы прекрасного пола. Что поделать? Этот рынок испытывает острый дефицит специалистов-мужчин.
Некоторые опросы показывают, что, если бы мужчина имел выбор, он однозначно предпочёл бы специалиста своего пола.
Это легко объяснимо тем, что мужчине всегда легче, быстрее и проще понять мужчину, чем женщину. Кроме того, в такой работе будет меньше места стеснению, недомолвкам и умалчиванию, связанным с вопросами пола. Самые деликатные проблемы мужчине гораздо проще обсуждать с мужчиной.
Глубоко травмированные мужчины, например ветераны, вернувшиеся из зоны боевых действий, подходят в качестве примера, подтверждающего эти слова, как нельзя лучше. Им сложно представить, что некая барышня в очках (даже с профильным образованием и богатым практическим опытом) может понять то, что им пришлось пережить. Таким клиентам гораздо проще открыться, довериться и разговаривать с людьми со схожим жизненным опытом.
Представители сильного пола, у которых опыт отношений с партнёршами был печальным или сложным, ведут себя намного откровеннее и непринужденнее с психологами-мужчинами. Так им проще говорить вещи, которые, как им кажется, будут обидны, а может, и недопустимы, для терапевтов-женщин.
Также давайте упомянем о некоторых специфических моментах, которые толкают мужчину на контакт с психологом своего же пола. Дело заключается в отцовской фигуре: если у клиента были проблемные, неоднозначные и запутанные отношения с отцом, то мужчина-психолог может дать ему новый, более позитивный опыт взаимодействия с родителем в своём лице.
В ходе работы со специалистом своего же пола клиенты обучаются более спонтанному и естественному выражению эмоций, получают понимание того, что для мужчины это -совершенно нормальная история, а не некая запретная тема. Они осознают, что установка на сдерживание чувств — лишь нездоровый стереотип, который на деле серьёзно и ощутимо вредит здоровью и отношениям с окружающими.
Если психолог-мужчина открыто описывает чувства и эмоции, которые переживает в данный момент, то и его клиент приходит к пониманию, что по-настоящему здоровое поведение мужчины - именно такое. Это избавляет от чувства одиночества и ожидания неминуемого осуждения за проявление «традиционно не мужских» эмоций. Это помогает мужчине ощутить силу, обрести контроль над собой и своей жизнью, раскрыть более широкие возможности для психологического и личностного роста.
Вопросы сексуальности и половой жизни — это область, на тему которой мужчины готовы общаться только с мужчинами, чтобы быть понятыми на 100%.
Проводились исследования, которые показали: мужчины, которые могли выбирать пол своего терапевта, показывали лучшие результаты работы с ним, чем те, кто не имел такой возможности.
Итак, факторы, указанные выше, подводят нас к одной мысли: мужчинам гораздо проще работать с терапевтом того же пола. Но даже если такой возможности нет, то ключевое, определяющее значение имеют доверительные и комфортные отношения со специалистом, наполненные взаимопониманием. Как говорится, важно «Найти своих и успокоиться». Когда клиент находит «своего» психолога, то результаты работы зачастую радуют обоих.
Важно, однако, помнить о том, что само собой, «по щучьему велению», ничего не делается. Плотную работу над собой в кабинете психолога нужно проделывать с максимальной отдачей, стараться достичь нужных результатов, выкладываясь на полную. Порой на это требуется очень много времени и моральных сил, но результаты такого труда в виде достижения тотального благополучия в жизни однозначно стоят того.
Остерегайтесь обращаться за помощью к психологам, которые не соблюдают этический кодекс и не обладают специальными знаниями в своей отрасли.
Отзывы о работе со мной тут: https://t.me/rv_feedbacks
И тут: https://vk.com/album2545052_233358270
Я провожу работу в online и живые консультации в Москве и Петербурге.
Запись по телефону: +7 (983) 000-111-6 / WhatsApp.