Найти в Дзене

Рынок поделен: как госкомпании и гиганты скупали бизнес

2024 год на рынке слияний и поглощений (M&A) прошел под знаком масштабного перераспределения активов. Частные предприниматели стремительно выходили из бизнеса, а крупные корпорации и государственные структуры, наоборот, активно скупали активы. Виноваты в этом две ключевые причины: налоговая реформа и сложная экономическая ситуация. Владелец бизнеса – человек практичный. И когда государство дает четкий сигнал, что зарабатывать становится все сложнее, логично, что многие предпочли выйти из игры. С 2025 года налоговый режим для бизнеса стал жестче. Среди ключевых нововведений: Раньше можно было владеть долей в компании пять лет, а потом продать ее и не платить налог. Теперь при продаже бизнеса за 1 млрд рублей предприниматель отдает государству более 140 млн. Результат – лавина срочных сделок по продаже компаний до 1 января 2025 года, чтобы успеть воспользоваться старыми правилами. Если в прошлом году предприниматели надеялись, что «все утрясется», то в 2024-м терпение лопнуло. Высокая ин
Оглавление

2024 год на рынке слияний и поглощений (M&A) прошел под знаком масштабного перераспределения активов. Частные предприниматели стремительно выходили из бизнеса, а крупные корпорации и государственные структуры, наоборот, активно скупали активы. Виноваты в этом две ключевые причины: налоговая реформа и сложная экономическая ситуация.

1. "Бежать нельзя остаться" – предприниматели спешно продавали бизнес

Владелец бизнеса – человек практичный. И когда государство дает четкий сигнал, что зарабатывать становится все сложнее, логично, что многие предпочли выйти из игры.

Налоговая реформа: удар по кошельку

С 2025 года налоговый режим для бизнеса стал жестче. Среди ключевых нововведений:

  • Введен НДС для компаний на упрощенной системе налогообложения.
  • Увеличены ставки налога на прибыль и НДФЛ.
  • Ограничена налоговая льгота для владельцев долей и акций: теперь доход свыше 50 млн рублей облагается налогом.
  • НДФЛ для доходов свыше 2,4 млн рублей вырос до 15%.

Раньше можно было владеть долей в компании пять лет, а потом продать ее и не платить налог. Теперь при продаже бизнеса за 1 млрд рублей предприниматель отдает государству более 140 млн. Результат – лавина срочных сделок по продаже компаний до 1 января 2025 года, чтобы успеть воспользоваться старыми правилами.

Экономика: слишком много «черных лебедей»

Если в прошлом году предприниматели надеялись, что «все утрясется», то в 2024-м терпение лопнуло. Высокая инфляция, санкции, дефицит кадров, проблемы с логистикой, скачущая ключевая ставка – все это сделало прогнозирование будущего практически невозможным. В такой ситуации желание выйти в кэш и спать спокойно выглядит вполне разумно.

2. Кто скупал компании?

Освободившееся место на рынке заполнили три группы игроков:

  • Государственные компании и банки.
  • Частные инвесторы с «жирком» на счетах.
  • Дочерние структуры сырьевых и финансовых гигантов ("Северсталь", АФК "Система", SFI и др.).

В стране накопился профицит ликвидности: деньги есть, а вот хороших активов – не так много. Государство поощряло инвестирование, и крупные игроки воспользовались ситуацией, скупая активы по хорошим ценам. Особенно интересными стали проекты в производстве, IT, логистике и даже fashion-индустрии – все, что может заменить ушедшие западные бренды.

3. Исход иностранных компаний: «прощайте, но не все»

Отток иностранных компаний продолжился, хотя его темпы замедлились. Многие транснациональные корпорации осознали, что уход из России – это потеря миллиардами. Тем не менее:

  • Часть компаний продолжила уходить, но с куда более взвешенными сделками.
  • Многие компании просто передали управление местным менеджерам.
  • Остались те, кто не нашел покупателя или кому власти отказали в продаже.

По оценкам экспертов, около 70% западных компаний все еще остаются на российском рынке в том или ином формате. Однако санкционное давление и внутренняя политика Запада могут привести к тому, что в 2025 году новые активы сменят владельцев.

Что дальше?

Если в 2025 году ключевая ставка снизится и инфляция замедлится, рынок M&A оживится. Но главные игроки останутся теми же: государство и крупные корпорации. А частному бизнесу придется выбирать – либо играть по новым правилам, либо выходить из игры.