Найти в Дзене
EPCINFO

Термостат: что это такое и как проверить его в домашних условиях?

⚙ Термостат – важный элемент системы охлаждения, который можно проверить самостоятельно. Разбираем, как он работает, какие признаки указывают на неисправность и как провести диагностику в домашних условиях. Что такое термостат и зачем он нужен? Термостат регулирует движение охлаждающей жидкости (ОЖ) в двигателе, перенаправляя её по малому контуру при прогреве и по большому – через радиатор, когда достигается рабочая температура. Это помогает поддерживать оптимальный температурный режим, предотвращая перегрев и излишнее охлаждение мотора. 🌡Где расположен термостат? Чаще всего он находится на блоке цилиндров, в корпусе системы охлаждения. Это небольшая деталь, закреплённая внутри металлического корпуса, соединённого с патрубками для циркуляции жидкости. 🔧 Как работает термостат? На холодном двигателе термостат закрыт, и ОЖ циркулирует по малому кругу без выхода в радиатор. Это ускоряет прогрев. При нагреве специальный наполнитель (чаще всего церезин) расширяется, выдвигая шток с клапа

Термостат – важный элемент системы охлаждения, который можно проверить самостоятельно. Разбираем, как он работает, какие признаки указывают на неисправность и как провести диагностику в домашних условиях.

Что такое термостат и зачем он нужен?

Термостат регулирует движение охлаждающей жидкости (ОЖ) в двигателе, перенаправляя её по малому контуру при прогреве и по большому – через радиатор, когда достигается рабочая температура. Это помогает поддерживать оптимальный температурный режим, предотвращая перегрев и излишнее охлаждение мотора.

🌡Где расположен термостат?

Чаще всего он находится на блоке цилиндров, в корпусе системы охлаждения. Это небольшая деталь, закреплённая внутри металлического корпуса, соединённого с патрубками для циркуляции жидкости.

🔧 Как работает термостат?

На холодном двигателе термостат закрыт, и ОЖ циркулирует по малому кругу без выхода в радиатор. Это ускоряет прогрев.

При нагреве специальный наполнитель (чаще всего церезин) расширяется, выдвигая шток с клапанами. Малый круг перекрывается, а большой – открывается, позволяя жидкости охлаждаться в радиаторе.

Рабочий диапазон обычно находится между 82 и 92 °C, но точные параметры зависят от конструкции двигателя и указаны на корпусе термостата.

В современных автомобилях часто используются электронные термостаты, которые регулируются блоком управления для более точного контроля температуры.

🆘 Признаки неисправности термостата.

Проблемы с термостатом можно определить по следующим симптомам:

- Двигатель долго прогревается или не достигает рабочей температуры (стрелка на приборной панели не поднимается).

- Перегрев двигателя даже при нормальных условиях.

- Печка в салоне дует холодным воздухом (если термостат заклинил в открытом положении).

✅Как проверить термостат без снятия?

Простой способ диагностики – по температуре патрубков радиатора:

1. Завести двигатель и дать ему поработать несколько минут.

2. Если верхний патрубок радиатора начал нагреваться слишком рано – термостат открыт постоянно.

3. Если патрубок остаётся холодным даже спустя 10–15 минут работы двигателя – термостат не открывается.

✅Как проверить термостат в домашних условиях?

Для более точной проверки потребуется его снятие:

1. Подготовить термометр и ёмкость с водой.

2. Слить антифриз, разобрать корпус термостата и извлечь деталь.

3. Погрузить термостат в воду и нагревать её, измеряя температуру.

4. Исправный термостат начнёт открываться на указанной температуре и полностью откроется к моменту закипания.

5. Замерить ход штока – он должен соответствовать характеристикам детали.

6. При необходимости можно проверить термостат в антифризе, так как современные модели могут открываться при температурах выше 100 °C.

❗Правильная работа термостата критически важна для двигателя. При первых признаках неисправности стоит провести диагностику или заменить деталь.

✅ Присоединяйтесь к нам, чтобы всегда получать полезную информацию из мира автобизнеса!