Предыдущая часть обзора сериала с пересказом сюжета.
Через какое то время, после того как Столыпин жаловался Гучкову, какие же все эти революционеры гады, раз мешают ему проводить реформы, Фейга Элькина встречается с Любомировым и спрашивает, как там дела обстоят с летуном. Алёша говорит даме, что летун его послал куда подальше, но самое интересное что раньше Мациевич придерживался революционных взглядов, за это его даже выгнали из университета.
Фейга Элькина говорит Любомирову, что Мациевич им не подходит, так что нужно искать другого лётчика для их планов. Алёша говорит, что никого искать не надо, просто Мациевичу надо все объяснить. В общем Алёша, берется уговорить летуна убить Столыпина во время показательного полета.
Тем временем, к Столыпину приходит Родичев, который приносит извинения за свои слова. Столыпин соглашается принять извинения, если Родичев принесет эти извинения публично. Родичев согласился и на это, заявив, что завтра же, во время заседания государственной думы, он обратится к депутатам с трибуны, для того чтобы все его слова были отображены в стенограмме.
Столыпин говорит Родичеву, что прощает его и пожимает ему руку. Ладно тут хоть не стали экранизировать еще один миф о том, что Столыпин после извинения депутата, больше никогда не подавал Родичеву руки. Вообще то, Столыпин и до того заседания, и после никогда не подавал руки не только Родичеву, но и другим кадетам. За исключением одного - депутата Масленникова, старого саратовского приятеля Столыпина.
Дальше, Мациевич сидит дома и пьет пиво, тут к нему приходит Алёша, и сразу в лоб делает ему предложение, принять участие в убийстве Столыпина. Типа до этого, революционеры хотели устроить авиакатастрофу, в ходе которой летун должен был погибнуть вместе с министром, но потом они решили, что его смерть им не нужна.
Просто лётчик, должен будет посадить самолет со Столыпиным, в каком ни будь глухом месте, где их будут ожидать нужные люди, которые и грохнут министра. Летчик опять шлет Алёшу куда подальше, но крысёныш уходить не собирается и продолжает его уговаривать. В общем, Мациевич согласился над этим подумать, после чего Алеша передал ему номер телефона для связи.
И вот во время праздника воздухоплавания, Мациевич предлагает Столыпину совершить вместе с ним полет. Несмотря на то, что Столыпину жандарм шепнул, что Мациевич числится в списке неблагонадежных, министр согласился на этот рискованный полет.
В это время, Фейга Элькина, говорит Алёше, что летун не решится на акцию, он просто покатает министра и посадит самолет на землю, а люди в это время ждут. Любомиров настаивает, что летун решится на акцию, иначе он не предлагал бы Столыпину совершить полет.
Но злобная фурия, велит Алеше испортить самолёт, угрожая ему расправой если он этого не сделает. Приходится Любомирову, откручивать на самолете гайки, удерживающие тросы на крыльях. Когда он это делал, то чуть не спалился.
Только вот зря Алеша так старался откручивая гайки у всех на виду. Как мне показалось, Мациевич со Столыпиным полетели на другом самолете, ну или случилось чудо, катастрофы не произошло, самолет с министром благополучно приземлился на аэродроме откуда и взлетел.
В отместку за это, злобные революционеры решили отомстить летуну, для этого, накануне его тренировочного полёта, они открутили у самолета, еще несколько гаек. На следующее утро, в газетах появилось сообщение о гибели лётчика Мацевича. Ну что, посмотрев на экранизацию конспирологической теории, переходим к фактам.
Действительно 23 сентября 1910 года, Лев Мациевич предложил совершить воздушное путешествие Петру Аркадьевичу Столыпину. Премьер согласился, правда, не без колебаний - он страдал стенокардией. Но полет прошел без осложнений, о чем был составлен специальный протокол. Сам же Столыпин после приземления произнес: "Теоретически я давно верил в то, что за воздухоплаванием огромное будущее. Сейчас я практически убедился в этом". А Мациевич, завершая полет с пассажиром, радостно улыбаясь поздравил выбравшегося из аэроплана гостя с "воздушным крещением".
24 сентября Мациевич планировал совершить пробный полет на аэроплане Соммера. Но подняться на нем в воздух не удалось - забарахлил мотор и Мациевич решает взлететь на проверенном "Фармане" - удивительном сооружении, состоящим из двух перкалевых плоскостей, скрепленных между собой тонкими вертикальными стойками.
Между стойками были натянуты проволочные растяжки. На нижнюю плоскость у самого ее переднего края было наложено плоское сиденье. Вот на таком аппарате Мациевич решил улучшить рекорд высоты соревнований. Повесив на грудь барограф - прибор, записывающий высоту - он забрался в аэроплан и запустил двигатель. На часах было 17.33.
С трибуны за ним наблюдало множество зрителей. Среди них и жена авиатора Александра Анатольевна. Публика не расходилась, хотя уже прозвучал выстрел пушки, извещавшей, что летный день закончился. Все с восхищением следили за тем, как самолет, управляемый Мациевичем кругами набирает высоту. Все ждали момента, когда машина спустится и побежит по земле.
И вдруг, через восемь минут после выстрела, когда аппарат был на высоте примерно 400 метров и пролетал над центром поля, внезапно замолчал двигатель и зрители услышали в воздухе непонятный треск, аэроплан странно качнулся, передняя часть наклонилась, он будто переломился пополам.
Потом на мгновение выровнялся и тут же, к ужасу собравшихся, стал разламываться на части. Фигурка пилота отделилась от машины и камнем полетела вниз. Тысячи людей застыли в оцепенении. Летчик что-то кричал, переворачиваясь в воздухе. Следом, разломанный на две части, рухнул аэроплан. На трибуне, прижав к себе семилетнюю дочь, билась в истерике жена офицера.
Версий катастрофы обсуждалось множество. Говорили даже, что летчик покончил жизнь самоубийством из-за несчастной любви или супружеской неверности. Была даже совершенно конспирологическая версия - якобы Мациевич по заданию партии эсеров должен был убить Столыпина, с которым летал накануне, но после того, как в воздухе он зачитал премьеру приговор, Столыпин не потерял мужества и аргументировано защитил свою политическую линию.
Мациевич, усомнившийся в правоте своих товарищей, молча посадил самолет, так и не осуществив задуманное. А Столыпин в свою очередь пообещал забыть об инциденте. Но, приземлившись, Лев Макарович увидел беспощадные глаза своих соратников, вынесших теперь уже ему самому смертный приговор за невыполненное задание. Зная, что «товарищи» по партии жалости не ведают, отважный летчик решил сам провести его исполнение...
Однако, расследование специальной комиссии состоящей из авторитетных авиаторов, пришло к однозначным выводам - в полете на высоте 385 метров (это удалось определить по уцелевшей барограмме) лопнула проволочная диагональная растяжка перед мотором, она попала в винт, одна из его лопастей разлетелась на куски, проволока накрутилась на вал мотора, на остатки винта, натянулась — лопнули и другие растяжки. Аэроплан потерял жесткость, клюнул носом, авиатор, отклонив тело назад, чтобы выровнять машину, сорвался с сиденья и выпал из аэроплана. Да если бы и не выпал, все равно ничто не спасло бы его. Это если вкратце по теме, ну а мы движемся дальше.
Наступает 1911 год, согласно реформе Столыпина, в Томскую губернию прибывает эшелон с крестьянами. Глава департамента бодро рапортует Столыпину, что основные трудности , связанные с выделением земли крестьянам приселившимся в Сибирь, были полностью разрешены, так что можно твердо сказать, что процесс был налажен.
В общем все хорошо прекрасная маркиза, да так, что количество переселенцев вскоре достигает три миллиона человек, из них вернувшихся обратно, составит какие то жалкие двадцать процентов. Так что глава полицейского департамента, поздравляет Столыпина, с успехом его аграрной реформы.
Столыпин же велит главе департамента, подготовить подробный доклад для государя императора, о всей проделанной работе, ведь он подал прошение об отставке. На этом моменте пятая серия заканчивается, осталась последняя шестая серия.