Зачем разведчики добывают секретную информацию других государств, объяснять никому не нужно. Информация всегда нужна государству не только для принятия политических решений. Например, нужна для развития науки. И, разумеется, в интересах обороны страны.
В 1930-е американцы вырвались в лидеры по развитию технологий, и обычные средства прослушивания, даже если бы их удалось внедрить, легко могли быть обнаружены их спецслужбами.
Однако к концу 1943-го года советские спецслужбы вырвались вперед, и первым достижением была операция "Исповедь", в которой использовали совершенно уникальное специзделие "Златоуст". Обнаружить прослушку американские технические средства были не в состоянии, разве что по чистой случайности.
К началу 1970-х в СССР спецслужбы пошли еще дальше, стали больше уделять внимания получению информации с помощью новейшей техники Такой, которая была способна находить, принимать и обрабатывать сигналы.
В первую очередь советских "технарей" интересовали обычные печатные машинки в американском посольстве. Точнее, не совсем обычные. На них печатались самые разные секретные документы.
Для начала разведка выяснила, что начиная с 31 июля 1961 года, в посольство США в Советском Союзе поставляются новые модели электрических печатных машинок IBM Selectric.
В этом, на первый взгляд, не было ничего необычного. Но вместо набора отдельных рычагов с литерами, которые в обычной машинке качались и ударяли по пишущей ленте, в машинках IBM Selectric использовался шаровой наборный элемент текста.
Шаровой элемент ("головка") с буквами и символами клавиатуры, вращался и поворачивался в необходимое положение перед нанесением удара по ленте. Для управления шарового элемента с литерами использовалась система тяг, позволявшая поворачивать шар в двух плоскостях. Элемент был пластиковый, и его можно было легко заменить, то есть создать шаровой элемент с любыми настраиваемыми шрифтами и символами.
Поэтому легко было использовать различные шрифты в одном и том же документе, подготавливавшемся на одной и той же печатной машинке.
Механизм выбора литеры, которая должна была быть напечатана был не прост. Использовалось внутреннее двоичное кодирование, и два механических цифро-аналоговых преобразователя. Нажатие на любую клавишу соответствовало определенному двоичному коду, который передавался на механический цифро-аналоговый преобразователь, а тот поворачивал элемент в правильное положение. Именно к этому элементу, отвечающему за нанесение какой-либо буквы текста на бумагу, было привлечено внимание советских техников-специалистов.
Но это еще не все. В машинках IBM Selectric движущаяся горизонтально каретка традиционной печатной машинки для подачи бумаги была заменена на "плату" с установленным на ней шаровым элементом, то есть двигалась горизонтально не каретка с бумагой, а из стороны в сторону перемещалась плата с установленном на ней элементом и пишущей лентой.
Советские электронщики занялись пристальным изучением всей техники, которая способна печатать документы. Изучалась техническая документация, технические характеристики каждой детали, напечатанные документы, лента, чернила и даже копировальная бумага.
Ленту, как источник информации, пришлось исключить из "списка подозреваемых", поскольку она может быть прочитана, Только если текст был набран не более одного раза. Да и получить ленту машинки не было реальной возможности- ленты в американском посольстве старательно уничтожалась после использования.
Сложность была не только в этом. Для слежки нужно было разработать микроскопическое устройство и внедрить его в машинку. Дабы не привлекать внимания, устройство должно было выглядеть так же естественно, как родная деталь машинки. А еще устройство не должно обнаруживаться при разборе машинки или ремонте. И самое главное требование к устройству - его нельзя обнаружить никакими специальными средствами во время работы.
Трудность внедрения шпионского устройства была и в том, что его нужно было установить, имея непосредственный доступ к самой машинке. Но любая манипуляция с техникой в здании посольства была, понятное дело, делом за гранью фантастики.
И все же решение нашлось: встраивать устройство в печатные машинки на промежуточном этапе, начиная с производства и заканчивая поставкой.
Детали этой процедуры по сей день неизвестны, но главное - задача была решена. Уникальное устройство проникло в посольство и консульства США в Москве и Ленинграде, Это было в середине 1970-х годов. Восемь лет советская разведка получала сведения "из первых рук"...
Такова история первого в истории клавиатурного шпиона - кейлоггера. Хитроумное устройство снимало активность нажатия клавиш печатной машинки и отсылало все снятые данные своим хозяевам.
Внедренное устройство улавливало электрический сигнал на поворот головки и преобразовывало его в цифровой сигнал. Полученный сигнал сохранялся во встроенной памяти и в определенное время, после получения сигнала, высылалась сохраненная информация на заранее определенных радиочастотах на станцию приема информации.
Термин "кейлоггер" в 1970-е не применялся, устройство тогда называли русскими словами: клавиатурный регистратор, клавиатурный шпион, или регистратор клавиш.
Кейлоггер был незаметен снаружи, выглядел как одна из частей печатной машинки, работал абсолютно бесшумно, а передачу сохраненной информации вел на частотах, которые использует телевидение.
Но работа над этим техническим совершенством продолжалась, и разработанную впоследствии модернизированную версию непросто было отследить и по излучаемому радиосигналу, - оно активировалось в заранее определенное время, не требовало своего источника питания, а подключалось напрямую к питанию машинки.
Обнаружить устройство можно было бы с помощью рентгена, но... в американском посольстве никому в голову не приходило просвечивать печатные машинки рентгеном.
Был у кейлоггера один недостаток. Он не умел отслеживать отдельные символы в тексте: символы пробелов и дефисов, нажатие клавиш табуляции, обратного хода и абзацного отступа. То есть, устройство не могло обнаружить символы, которые были напечатаны без движения шарообразной головки, что связано с особенностью конструкции самой печатной машинки.
Но это не было критично, потому что любая напечатанная фраза в дальнейшем легко восстанавливалась специалистами. Например, условная фраза, напечатанная на машинке "The meeting of people we are interested in will be held at the Ukraine Hotel at 16:00 (room 412)" - "Встреча интересующих нас людей состоится в отеле "Украина" в 16:00 (номер 412)", передавалась устройством в формате "themeetingofpeopleweareinterestedinwill beheldattheukrainehotelat16:00room412". Специалистам оставалось только внимательно прочесть текст, расставить знаки препинания, и содержание секретной записки или доклада становилось доступным для чтения.
Куда вставлялись кейлоггеры? Оказывается, в металлический стержень, по которому передвигалась плата с установленной не ней шарообразной головкой и пишущей лентой.
Вот такое чудо техники помогало разведке. И совершенно неожиданно для спецслужб США, в конце 1970-х годов в Советском Союзе один за другим стали происходить провалы и аресты американских шпионов.
Был раскрыт американский резидент в Москве Алексей Кулак ( Fedora). Арестованы два агента ЦРУ в Москве. Арестован сотрудник МИД СССР Александр Огородник (покончил жизнь самоубийством). Арестован и приговорен к смертной казни полковник Анатолий Филатов из военной разведки. И это только самые известные эпизоды, попавшие аже в литературу и кино.
Череда провалов и арестов стала головной болью для американцев - откуда и как утекает информация?
Выявить "электромеханических имплантатов", как назвали кейлоггеры американцы, им удалось буквально случайно. Летом 1977 года один из ответственных дипломатов услышал странный звук в дымоходе своей квартиры на пятом этаже южного крыла посольства.
Обеспокоенный тем, что в дымоход упала птица, он попросил охранников из состава осмотреть его. Дымоход осмотрели с фонариками. Но, не нашли, ни следов птиц, ни каких-либо других животных. Но обнаружили странную вещь - ни один дымовой выход из каминов, расположенных в южном крыле здания, не имел выходов в эту шахту. И ни один вентиляционный вывод тоже не имел выходов в эту шахту.
Оказалось, шахта опоясывала всю западную стену крыла посольства. При этом не была ни дымоходом, ни вентиляционным каналом, это было просто пустое пространство. Возникли вопросы: зачем русские создали эту пустую нишу? Ведь дымоход не мог быть сконструирован как простой архитектурный орнамент или украшение.
Американцы забеспокоились, но изучение неизвестной ниши-дымохода. Но это обследование отложили. Через месяц, в августе 1977 года, как только началось тщательное обследование, на восьмом этаже посольства неожиданно возник пожар, повредивший значительную часть кабинетов и комнат посольства.
Неотложные меры по установлению причин пожара, восстановление помещений после пожара - все это отвлекло внимание дипломатов от ниши-дымохода. Но возник еще один вопрос, а с ним и подозрение: случайно ли возник пожар как раз в тот момент, когда обнаружились странности дымохода?
После проведения экспертизы специалисты выяснили, что причиной пожара был электрический шнур в одном из помещений на восьмом этаже. Окончательный вывод - пожар начался случайно.
Но через 21 год перебежчик из КГБ СССР Виктор Шеймов, выступая в Конгрессе США, подтвердил давнишнее предположение американцев, что этот пожар был вызван дистанционно специалистами из КГБ. В шнуре электропроводки была специальная легковоспламеняющаяся обмотка из ткани, ее активировали, создав перенапряжение на линии электропитания.
Почти через полгода обследование странного дымохода возобновили. Оказалось, что внутри ниши установлена необычная антенна, имевшая три активных элемента. Антенна была устроена так, что ее можно было передвигать вниз-вверх внутри полого пространства ниши. Активные элементы антенн были настроены на разные длины волн. Во время таких передвижений легкий шорох и услышал тот самый дипломат, что поднял тревогу.
Работы по исследованию антенны были поручены инженеру-электронщику из АНБ. С 1978 года, он нескольких лет занимался изучением найденной антенны, но получить внятный ответ об использовании антенны не сумел. В итоге ЦРУ скомандовало прекратить исследование.
Госдеп и ЦРУ не были уверены, что в здании посольства удастся найти советские передатчики: регулярное тщательное сканирование эфира на предмет обнаружения излучений от незарегистрированных устройств - жучков - не вызывало никакой тревоги. К этому времени уже почти десять лет работала секретная программа Министерства Обороны США, программа по предотвращению утечки информации через демаскирующие и побочные излучения электронного оборудования.
А тем временем, советские уникальные устройства продолжали работать и исправно доставлять содержание секретных документов из американского посольства в кабинеты наших разведчиков.
Как же все-таки американцы нашли причину своих волнений?
Один из бывших сотрудников ЦРУ рассказал, что секрет советской разведки раскрыли союзники американцев - французы и британцы. Якобы, первыми о неких встроенных устройствах в офисную оргтехнику американцам сообщили сотрудники спецслужб Франции, нашедшие посторонние имплантаты в телексе в своем посольстве. А в конце 1983 года британские спецслужбы обнаружили подобную закладку советских разведчиков в оборудовании спецсвязи посольства Великобритании.
Но могли ли менее технически "подкованные" французы и британцы обнаружить то, что не могли найти американцы? Позволим себе усомниться. Скорее всего, все было более прозаично, и против советской разведки сыграл очередной предатель - "крот".
Так или иначе, американцы заменили полностью все офисное оборудование в зданиях, где работали дипломаты. В 1984 году начались спецмероприятия, продолжавшихся почти шесть месяцев - замена старой техники на новую. Вся электронная техника посольства, около 11 тонн, под строжайшей тайной и охраной морских пехотинцев, транспортными самолетами вывезли обратно в США. Встречным рейсом транспортными самолетами из США в Москву завезли новую оргтехнику.
А специальная операция по поиску неуловимых устройств получила кодовое наименование "The GUNMAN Project" ("Проект "Стрелок") и с ним осталась в истории ЦРУ.
В результате исследований удалось выявить пять разновидностей (поколений) имплантатов. Все имплантаты имели интегральные схемы, не имевшие аналогов в мировой электронной практике того времени. Поражала простота установки в печатную машинку. Практическое повторение процесса установки имплантата в корпус машинки показало, что квалифицированный специалист сможет установить имплантат в пишущую машинку не более, чем за тридцать минут.
Имплантаты управлялись дистанционно. Они отключались, если становилось известно, что назначена техническая проверка техники, техники, или приборы обнаружения находятся в непосредственной близости от исследуемой техники.
И, наконец, что больше всего поразило американских специалистов-электронщиков, электронный блок в имплантате передавал результаты в ближайший пост прослушивания в той же полосе частот, на которой работали местные телевизионные станции, а благодаря использующейся в СССР системе цветного телевидения SECAM, имеющей широкий спектр излучения, такую передачу обнаружить было практически невозможно.
Результаты исследования привели к одному неожиданному последствию. Разведка США пришла к выводу, что строящееся с 1979 года на территории посольства новое восьмиэтажное офисное здание полностью опутано системой прослушивания. Стройку остановили, а затем и вовсе здание полностью снесли.
Все это происходило незадолго до "перестройки". Что было после, хорошо известно. Многие секреты КГБ без особых затруднений перекочевали в кабинеты спецслужб США и других потенциальных противников...