Санкции против России. Звучит грозно, правда? Изображение рушащейся экономики, голодающих детей, опустевших магазинов… Картина маслом, достойная голливудского блокбастера. Только вот моя реальность оказалась… несколько иной. Мои личные дела пошли в гору, а вот российские друзья почему-то не спешат делиться рассказами о страшных лишениях. И это заставляет меня задуматься: а так ли эффективны эти санкции, как нам твердят с экранов телевизоров?
Конечно, я понимаю, что говорят о страшной инфляции, о проблемах с импортом. Мой сосед, например, весь год жаловался на то, что его любимый шотландский виски стал в три раза дороже. Представляете? Три раза! Это целая трагедия, особенно учитывая, что ему подарили специальный блестящий аппарат, теперь он хвастает напитком собственного производства, говоря, что у него он вкуснее и надёжнее. Вот ведь как бывает. Наверняка среди ваших знакомых тоже есть такие.
Разговоры и реальность
Многие говорят одно, а вижу я другое. Мои российские друзья, общаясь со мной, не жалуются на нехватку еды. Они рассказывают о новых рецептах, о том, как заменили импортные продукты на отечественные аналоги. Один даже хвастался, как научился печь хлеб на закваске. Вроде бы и кризис, а хлебом себя обеспечивают. Магия какая-то! Я и сам собираюсь освоить производство любимого сыра Моцарелла на дому, благо цельное молоко привозят из соседнего села и продают во дворе дома из багажника автомобиля. Отличное молоко!
В тот год, когда западные не партнёры поставили санкции на поток, я стал пенсионером. А двумя годами раньше зарегистрировался самозанятым. И как вы думаете, насколько в моей ситуации на меня повлияла сложившаяся ситуация? Ровным счётом никак.
Забавный случай с одним из моих друзей произошёл в этот самый период. Он работает в филиале одной из питерских фирм по производству современного электрооборудования: вводно-распределительные щиты, трансформаторные подстанции, – и даже блочно-модульные здания. Примерно год назад поставки подобного зарубежного оборудования прекратились, причина всё та же. На это производственное объединение просто повалили заказы со всего региона.
Пришлось спешно добирать квалифицированный персонал в условиях огромного дефицита кадров в городе и в пригородах. Заманили, разумеется, зарплатой, подняв её в 3-4 раза. Как вы думаете, сильно пострадало это предприятие и его работники? И это не единичный пример. В рамках одной статьи я не могу рассказать о ещё десятке известных мне аналогичных случаях.
Почему мы ничего не заметили?
Что же происходит? Почему рассказы о моих российских друзьях и их успехи так сильно расходятся с картинкой «апокалипсиса», которую рисуют нам СМИ? Может быть, санкции действуют не так, как планировалось? Может быть, эффект затягивается, как ягодичный укол?
Или, может быть, мы просто видим лишь часть картины? Я вижу успехи бизнеса и относительное благополучие моих знакомых. Я вижу цены на импортные товары, которые выросли, но которые всё ещё доступны. Но я не вижу всей картины в масштабах страны. Я не вижу тех, кто действительно страдает.
Чтобы оценить реальный эффект санкций, нужно владеть информацией шире своего региона. А ещё нужно уметь отличать правду от пропаганды и увидеть реальную жизнь обычных людей в разных регионах России? Это вопрос, на который я пока не могу дать однозначного ответа. Я только знаю, что вопрос о реальных последствиях санкций остаётся открытым. Могу судить по каким-то косвенным показателям о том, что ситуация и во многих других местах ничуть не хуже, чем в моём родном городе и крае.
Для меня одним из таких показателей является потребность в рабочих руках. Она сейчас очень острая. В своих предыдущих статьях я уже писал и нехватке водителей на городские автобусы. Прошло уже полтора года, а острота проблемы так и не снизилась. Сейчас я вижу нехватку даже продавцов в магазинах шаговой доступности. Заводы и фабрики испытывают нехватку персонала в десятки процентов от штатной численности. Разве это не говорит о том, что производства расширяются, а людей нет?
А знаете, к чему приводит эта диспропорция? Правильно, к росту зарплат. На предприятии моего друга, о котором я уже упоминал, после резкого поднятия зарплаты рабочих достигают 150-220 тысяч рублей в месяц. Санкции. На новых заводах и фабриках, которые тоже строятся и открываются, по причине нехватки людей изначально закладывается максимально возможный уровень автоматизации и роботизации. Это ещё один эффект от санкций.
Всё не так просто
Можно ещё много рассказывать о влиянии санкций на жизнь людей и на благополучие предприятий, сферы торговли, транспорта, обеспечения продовольствием (это вообще отдельная обширная тема). Главное, что я хотел довести до своих читателей, то, что нужно меньше смотреть и слушать недругов на телевидении и других источниках информации, а смотреть по сторонам, анализируя ситуацию и первопричины её возникновения. То есть, как я часто пишу в ответе на комментарии: «Включайте мозги» и «Не судите о людях по себе».
Понимаю прекрасно, что подобные статьи привлекают к себе больше хейтеров, чем людей с критическим мышлением, способных адекватно оппонировать или соглашаться с автором. Поэтому, как и повелось в последнее время, сразу предупреждаю, что буду безжалостно блокировать за хамство, нецензурную брань, в чей бы адрес они не звучали. А своих благоразумных читателей, коих у меня подавляющее большинство, приглашаю к дискуссии на тему этой статьи, и даже на сопутствующие темы.