Политическая карикатура в военные годы была не только частью работы советской пропаганды, но и стала как настоящее оружие. С помощью рисунков художников страшный враг превращался в жалкое существо. Карикатура вызывала улыбку и у суровых воинов, и у тружеников тыла. А позитив очень был нужен советским людям, принявшим на себя все тяготы войны.
История создания.
"КуКрыНикС" – эту сложную аббревиатуру создали друзья-художники, слово сложено из первых слогов фамилий Куприянов и Крылов и трёх первых букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Первая коллективная карикатура была создана ими в 1924 году в студенческой газете. Сначала это были карикатуры в основном на литературные темы. их таланта по достоинству оценил Максим Горький, который посоветовал им не ограничиваться литературой, а глубже показывать жизнь как внутри страны, так и за её пределами. В 1933 году они начинают сотрудничать с газетой "Правда", в которой публикуют карикатуры на международные и внутренние темы. В 1935 году они создают для "Истории гражданской войны" карикатуры на контрреволюционеров, предателей. В 1937-м на карикатуры попадают испанские фашисты и их покровители.
Война.
В Великой Отечественной Войне массово использовались старые и проверенные средства пропаганды – плакаты и карикатуры. Все военные годы "Кукрыниксы" работали не покладая рук. За четыре года они создали более 1000 работ – то есть в среднем на один плакат уходил один, полтора дня. Их творчество не осталось незамеченным в том числе и для немцев: точно так же, как и Левитан, они были внесены в расстрельный список Гитлера.
Во время Великой Отечественной войны в сотрудничестве с другими художниками и литераторами Кукрыниксы участвовали в создании плакатов "Окна ТАСС". Уже на третий день войны на улицах городов появился первый военный плакат Кукрыниксов "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!". Николай Соколов вспоминал об этих днях в книге воспоминаний "Наброски по памяти":
"Шёл третий день войны с фашистской Германией. На улицах Москвы только что расклеен наш первый плакат „Беспощадно разгромим и уничтожим врага!“. На плакате изображено, как красноармеец протыкает штыком голову Гитлера, протягивающего когтистую лапу. Ежедневно мы, Кукрыниксы, собираемся втроём в общей квартире моей и Крылова, чтобы работать над карикатурами и плакатами. В один из таких дней к нам приходит взволнованный Самуил Яковлевич Маршак.
- Что если нам попробовать работать совместно? Карикатуры и плакаты — ваши, а стихи к ним - мои? - тяжело дыша, предлагает Маршак.
Мы тут же соглашаемся, считая это очень удачным. И начиная со следующего дня мы собираемся за нашим рабочим столом уже вместе с Маршаком. Забывая об усталости, работаем часто бессонными ночами. Делать лучше, быстрее, больше — вот что было единственным стремлением нашего содружества, которое мы в шутку называли „Маршкукрыниксы“.
Мы делали плакаты, оформляли "Окна ТАСС", а во время войны рисовали листовки для разложения войск противника, и даже обёртки для продуктовых концентратов…
Все военные годы мы выезжали из Москвы на фронт, после снятия блокады в январе сорок четвертого года побывали в Ленинграде. Часто не выпускали из рук карандаша или кисти не только днём, но и ночью, когда нас срочно вызывали в типографию газеты. Иногда после целого дня напряженнейшей работы дежурили на крыше
В 1945 году, как только война закончилась, все три художника посетили Германию, где создали ряд новых работ на местах недавних боёв. Позднее они вспоминали:
"Сразу после Победы мы побывали в Германии. У нас уже была задумана большая картина, которую мы впоследствии назвали "Конец". В связи с этим нам удалось спустя десять дней после Победы попасть в рейхсканцелярию Гитлера. Нам многое там показали, и по свежим впечатлениям мы написали картину, находящуюся ныне, как известно, в Третьяковской галерее. Писали её в этой самой мастерской, где мы работаем с 1943 года. Мы воспроизвели обстановку бункера, выкрасили стену в нужный цвет, и по очереди друг другу позировали."
Нюрнбергский трибунал.
После этого художников пригласили присутствовать на заседаниях Нюрнбергского трибунала, где судили выживших нацистских руководителей. Все они много раз слышали о Кукрыниксах и видели их работы, однако никто из них не знал художников в лицо. И однажды, когда Герману Герингу показали, что сидящие напротив него художники в мундирах и есть знаменитые Кукрыниксы, тот сменился в лице. Вероятно, в нём можно было увидеть выражение одновременно злобы и бессилия, ведь нацистская плакатно-карикатурная пропаганда до самого конца войны так и не смогла достичь уровня Кукрыниксов. Позже Николай Соколов вспоминал об одном из таких моментов:
"В перерыве заседания, когда суд удалился, а подсудимые продолжали оставаться на своих местах, я, выходя из зала в коридор, приблизился к Герингу, сидевшему первым у барьера, и на несколько секунд остановился, глядя прямо в глаза. Геринг сразу узнал меня. Мы смотрели друг на друга.
Бессильную злобу и ненависть прочитал я в мутно-серых, расширившихся глазах Геринга, впившихся в меня. Голова его при этом вздрагивала, а поджатые губы стали ещё более лягушачьими. Я представил себе, что он мог думать и чувствовать в эти секунды, увидев меня. Одного из трёх ненавистных ему людей, так и не повешенных им. Его глаза вылезали из орбит, а кулаки сжимались в неистовой злобе.
Во время процесса Геринг всячески старался помешать нам рисовать, закрыв своё лицо руками."
Иллюстрирование книг.
Когда Великая Отечественная война закончилась, Кукрыниксы вернулись к политической карикатуре и работе над иллюстрированием книг. Они иллюстрировали романы Максима Горького, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Мигеля де Сервантеса.
"Крокодил".
Кукрыниксы постоянно работали в журнале "Крокодил". Редко какой номер выходил без их очередной острой карикатуры. А уж все их работы ещё долго обсуждались на работе и дома.
Как и прежде, Кукрыниксы не только смеялись. Они очень серьёзно относились к иллюстрированию книжек. До настоящего времени их иллюстрации к чеховской "Даме с собачкой" считаются лучшими.
В мирные послевоенные годы у художников работы не стало меньше. Они так же чутко реагировали на все события внутренней и внешней жизни. Доставалось от них мировому империализму, колониальной политике Соединённых Штатов, войне во Вьетнаме, Корее…
Работы Кукрыниксов находятся в Третьяковской галерее, Русском музее Петербурга, а также в музеях и частных коллекциях России, Украины, Великобритании, Франции, Германии, Италии и других стран. В честь одного из художников, Порфирия Крылова, открыт музей на его малой родине в Туле.
Жизнь художников.
Все три художника прожили долгую жизнь.
Первым из них умер Порфирий Крылов в 1990 году в возрасте 88 лет.
Вторым – Михаил Куприянов в 1991 году в том же возрасте.
Николай Соколов дожил до 97 лет и умер в 2000 году.
Благодарю за прочтение!
Если статья вам показалась интересной, автора можно поблагодарить за материал, по ссылке: "Донат для автора"