Здравствуйте! Трудно теперь представить, каким фетишем была эта машина в советские 70-е и начало 80-х. Она была не просто дефицитом, она была страшным дефицитом.
Представьте, в середине 70-х, когда этот автомобиль стоил 9 тысяч рублей, на рынке люди, сумевшие накопить первоначальный социалистический капитал, давали за такую машину 20, а то и 25 тысяч рублей.
Любовь, конечно, вещь совершенно иррациональная. Но ведь были у ГАЗ-24 и вполне реальные достоинства.
Примечательно, что ГАЗ-24 выделялась среди всего отечественного
автопарка уникальной эргономикой второго ряда — только здесь пассажиры
могли с комфортом разместить ноги, не упираясь коленями в передние
кресла.
Впрочем, именно большое пространство в салоне и создавало это ощущение некой роскоши по сравнению с "Жигами" или Москвичом.
Интересно, что поначалу в советских газетах писали, что Волга шестиместная. Просто на ранних машинах, между водительским и пассажирским креслом присутствовала откидывающаяся съемная вставка, которая превращала два передних сиденья в некое подобие дивана.
Еще одна интересная особенность – это панель приборов. Она абсолютно симметричная. А почему? Потому что эту машину сразу закладывали под правый руль.
Благодаря такому решению, достаточно было выполнить зеркальную перестановку: щиток приборов менялся местами с бардачком, рулевая колонка переносилась на противоположную сторону — и перед вами уже экспортный вариант.
Хотя признаться именно 24-х в таком исполнении было выпущено крайне мало.
Ещё 24-я Волга – это первый автомобиль с карманом, на дверной карте. Как писали в описании того времени, это карман для карт. Сегодня для нас это ерунда, но тогда это было неким признаком автомобильного и дизайнерского прогресса.
Ну а еще ведь 24-я Волга – это самый мощный автомобиль того времени. Мотор здесь 2,5-литровый, верхнеклапанный, это развитие двигателя, который стоял на 21-й Волге, но здесь увеличена степень сжатия, и двигатель развивает 95 л. с.
Но интересно то, что эти 95 лошадок для многих частников были лишними. Особенно после 1981 г, когда сильно подскочил в цене бензин. 93-й стал стоить 40 коп, 76-й – 30 к.
Те кто ездил на служебных Волгах, вопрос бензина, конечно, не волновал, им было все равно, сколько он стоит. А для частников, даже тех, кто сумел купить 24-ю, это было важно, и поэтому на очень-очень многие машины ставили пресловутые, известные всем тогда прокладки между головкой и блоком, что уменьшало степень сжатия и снижало мощность до 80-86 л.с.
Интересно, что таксопарки получали Волги с двигателями пониженной мощности, приспособленными под 76-й бензин, тогда как "частникам" доставались машины с более мощными моторами, рассчитанными исключительно на более дорогой 93-й.
А ведь мало того, что 76-й бензин стоил 30 коп. вместо 40, так в начале 80-х его спокойно можно было купить у водителей грузовиков при этом сэкономив раза в два, по сравнению с бензоколонками, то есть канистру можно было купить за 3 руб.
Поэтому очень многие Волги дефорсировали. Важное нововведение 24-й Волги по сравнению с 21-й – это не только двигатель в 95 сил с увеличенной степенью сжатия и с новым карбюратором K-126, который в общем великой надежностью не отличался, но все-таки был неким прогрессом.
Но еще более важное – на 24-й появился гидровакуумный усилитель тормозов и двухконтурная система. То есть тормоза барабанные, но благодаря этому усилителю, эффективность торможения стала значительно лучше.
А вообще, с точки зрения слесаря, ГАЗ-24 – это некое чудо! Из-за большого подкапотного пространства, подлезть можно легко к чему угодно, что к зажиганию, что к фильтру, что к карбюратору.
Ну и конечно нельзя не упомянуть про конструкцию передней подвески, которая заимствована у 21-й Волги, хотя и немножко изменена. И все эти шкворни, пресловутые игольчатые подшипники, резьбовые втулки требовали вечного ухода и смазки. А переборка этой подвески требовала высокой квалификации и терпения.
Конечно, в больших автомобилях есть свой особый шарм. Волга здесь не исключение и ещё нужно отметить эталонное переключение передач. Кто езди, тот знает рычаг можно двигать буквально двумя пальцами.
Ну и, конечно, одним из главных свойств Волги – это убаюкивающая мягкая комфортная подвеска. Подвеска просто потрясающая, мягкая, а в сочетании с сидениями, тоже не менее мягкими, буквально креслами из гостиной, это создает особый комфорт.
Но все эти несомненные достоинства Волги со временем перестали быть такими уж яркими. Жизнь шла вперед. Причем и советская автомобильная жизнь. Появлялись новые модели «Жигулей», потом появился передний привод.
И на Волгу стали смотреть уже немножко другими глазами. Кроме всего прочего, ведь и качество машин к середине 80-х стало резко падать. Именно тогда безудержная советская любовь сменилась легким сарказмом и появилось прозвище "баржа".
В общем-то, баржа и баржа, но это уже было отнюдь не престижно. А Волгу всегда любили именно за престиж. Так, Волга и стала машиной социалистической мечты. В известной степени социалистическим Эверестом, или, если угодно, пиком коммунизма.
Именно в этой канве "Волжанка" смотрелась гармонично. Если человек смог себе купить 24-ю Волгу, значит, жизнь его сложилась, жизнь его удалась.
Ему и не нужно знать тонкости 126-го карбюратора или архаичной передней подвески. У него и так все хорошо, у него есть 24-я Волга.
Всего вам доброго!