Найти в Дзене

Александр Иванович Покрышкин: трижды Герой Советского Союза и гроза Люфтваффе

Имя Александра Ивановича Покрышкина в своё время наводило на фашистов ужас. «Внимание! В небе Покрышкин!» – после этой фразы вражеские летчики старались не взлетать. Опасались они недаром, ведь на счету советского летчика-героя было, по официальным данным, 59 сбитых вражеских самолетов. Американский президент Рузвельт считал Покрышкина лучшим пилотом Второй мировой войны. А для граждан Страны Советов он, трижды Герой Советского Союза, являлся примером мужества, смелости и истинной любви к Родине. Александр Иванович Покрышкин появился на свет 6 (19) марта 1913 года в Новосибирске, который в то время носил название Новониколаевск. Мальчик был вторым ребенком в семье, его родители вырастили семерых детей. Семейство жило небогато: отец выполнял случайные заказы по ремонту и не мог обеспечить домочадцев всем необходимым. От тяжелой жизни и безысходности в 1934 году он покончил жизнь самоубийством. Александр рос шустрым и смышленым. Проучившись семь классов, он поступил в фабричное училище и
Оглавление

Имя Александра Ивановича Покрышкина в своё время наводило на фашистов ужас. «Внимание! В небе Покрышкин!» – после этой фразы вражеские летчики старались не взлетать. Опасались они недаром, ведь на счету советского летчика-героя было, по официальным данным, 59 сбитых вражеских самолетов. Американский президент Рузвельт считал Покрышкина лучшим пилотом Второй мировой войны. А для граждан Страны Советов он, трижды Герой Советского Союза, являлся примером мужества, смелости и истинной любви к Родине.

Александр Иванович Покрышкин
Александр Иванович Покрышкин

Ранние годы

Александр Иванович Покрышкин появился на свет 6 (19) марта 1913 года в Новосибирске, который в то время носил название Новониколаевск. Мальчик был вторым ребенком в семье, его родители вырастили семерых детей. Семейство жило небогато: отец выполнял случайные заказы по ремонту и не мог обеспечить домочадцев всем необходимым. От тяжелой жизни и безысходности в 1934 году он покончил жизнь самоубийством.

Александр рос шустрым и смышленым. Проучившись семь классов, он поступил в фабричное училище и выучился на слесаря-лекальщика. С работой в городе было сложно, некоторое время Саша находился на бирже труда, а в 1932 году решил записаться в Красную армию.

У него была давняя мечта – летать. О небе он начал мечтать в 12 лет, когда в их городе приземлился агитсамолет. Мальчику Саше разрешили потрогать летательный аппарат, и он навсегда покорил его сердце.

Любовь к небу

Чтобы стать летчиком, Александр поступил сначала в Пермскую, а затем в Ленинградскую школу по обучению военных авиатехников. После обучения его направили в дивизию Северо-Кавказского военного округа работать обслуживающим персоналом. В небо его не пускали, а летчики всегда презирали представителей технических служб.

Александр Иванович Покрышкин в молодости
Александр Иванович Покрышкин в молодости

Но не таков был Саша, чтобы просто так отступиться от мечты. Все свое время он посвящал обучению летному делу. Он сам сконструировал для себя тренажер, на котором можно было имитировать взлет, посадку и самые разные фигуры пилотажа. Меньше месяца потребовалось молодому человеку, чтобы разобраться в программе подготовки гражданских пилотов. Но все это время он не гулял с друзьями, не знакомился с девушками. В 1938 году рапорт Покрышкина о поступлении в летную школу наконец подписали, и он отправился в Качинскую авиашколу, расположенную в Севастополе.

Проучившись в школе летчиков, Покрышкин был направлен в 55-й истребительный авиационный полк, который располагался в молдавских приграничных Бельцах. Там его и застало начало самой трагической войны в истории страны.

Вклад в Великую Победу

После начала войны Покрышкина отправляли на задания, связанные с разведкой, но вести бой ему какое-то время не разрешали. Его первая воздушная схватка закончилась бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт Су-2.

В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…
— из рассказа Героя Советского Союза, маршала авиации И. И. Пстыго

Но уже в июне 1941 года Покрышкин сбил своей первый истребитель – это был Мессершмитт Bf.109. 3 июля – следующая победа, за которой уже он сам был подбит вражескими зенитчиками.

Анализируя существующую тактику боя, Александр усмотрел в ней изъяны и назвал устаревшей. А вскоре стал сам разрабатывать новые приемы боя, внося пометки в записную книжку. Эта специальная тетрадь носила название «Тактика истребителей в бою», и он с ней никогда не расставался. В нее он собирал заметки из различных изданий, вырезки и схемы. Сейчас благодаря жене Покрышкина Марии Кузьминичне, тетрадь хранится в Центральном музее Вооруженных Сил.

Александр Иванович Покрышкин
Александр Иванович Покрышкин

Именно Покрышкин стал автором уникальной методики воздушного боя, которая по сию пору востребована в истребительной авиации. Формула, разработанная Покрышкиным, включала четыре элемента: высота - скорость - маневрирование - огонь. Именно ему удалось объединить их в единое целое.

Из-за критики устаревшей тактики боя и попыток внедрить собственную систему конфликтовал с командиром полка Н.В. Исаевым. Против Покрышкина даже было сфабриковано дело из-за стычки в летной столовой - Александр был исключен из партии, снят с должности и попал под военный трибунал. Спасло его только заступничество начальства. И несмотря на все перипетии, Покрышкин продолжал гнуть свою линию.

Александр Иванович не один раз оказывался на волоске от смерти. Однажды немецкая пуля пробила его сиденье с правой стороны, раздробила плечевой ремень, отрикошетила слева и поцарапала летчику подбородок, забрызгав кровью приборную доску. Участвовал в оборонительной операции в Молдавии, Тираспольско-Мелитопольской оборонительной операции, Донбасской оборонительной операции, Ростовской оборонительной операции и Ростовской наступательной операции, в оборонительном этапе битвы за Кавказ, Миусской наступательной операции, Донбасской наступательной операции, блокировании немецких войск в Крыму, в 1945 году командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операций.

За апрель 1943 года Покрышкин сбивает десять вражеских авиамашин, за что удостаивается своего первого звания Героя Советского Союза. За май 1943 года на его счету 12 сбитых самолетов, за июнь – 2. В августе 1943 года на Кубани Покрышкин разбомбил 22 немецких самолета и по праву получил вторую звезду Героя. К концу 1943 года Александр Иванович мог похвастаться 550 боевыми вылетами. Третья звезда Героя Советского Союза нашла своего обладателя в 1944 году. Он первый стал трижды Героем Советского Союза в стране.

Александр Иванович Покрышкин
Александр Иванович Покрышкин

Покрышкин является автором-разработчиком уникальной системы подготовки пилотов-асов. Он считал, что главное для летчиков – полковая дружба и сплоченность. Своим главным достижением он считал то, что по его вине ни один из его летчиков не погиб.

Ребята в дивизии у Александра Ивановича были обучены той же тактике, что применял их учитель. Все они были покрышкинцами со своим характерным почерком. Александр Покрышкин брал на себя самые опасные манёвры. Чтобы деморализовать противника, вспоминали однополчане, он пикировал на ведущего в группе и, прорываясь сквозь огонь, сбивал его. Все огневые точки у него на истребителе были переведены на одну гашетку. В конце апреля 1943 года только в одном бою он сбил сразу пять немецких самолётов. О такой статистике у лётчиков память сохраняется навечно.
— «В ФРГ немецкие пилоты до сих пор помнят уроки Покрышкина», Российская газета от 30.04.2018

Споры о количестве побед

В приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения лётного состава Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных лётчиков» от 19 августа 1941 года говорилось следующее:

Количество сбитых самолётов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями лётчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолёт противника, и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолёта противника командованием полка.

Впоследствии, в приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 года было установлено:

Выплату за сбитые самолёты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимками или докладе нескольких экипажей.

И если на бумаге порядок подсчёта и учёта сбитых самолётов кажется простым, то на деле подтвердить, сколько именно самолётов было сбито лётчиками, подчас зафиксировать не удавалось. Это было связано с тем, что наземные войска не всегда могли находится в зоне видимости воздушных боёв. Сам Покрышкин писал об этом так:

Разве могут передовые части видеть воздушный бой, если мы дерёмся в двадцати — тридцати километрах в тылу у противника? Наша же промышленность пока производит самолёты без кинопулемётов. К примеру, в районе Мысхако основные бои нам пришлось вести над морем, в пятидесяти километрах западнее Новороссийска. Сбитые машины врага хорошо видели стрелки сопровождаемых нами бомбардировщиков. Но их данные не служат подтверждением победы в воздушной схватке. Попросил от имени лётчиков-истребителей этот приказ изменить.

Согласно официальным данным в СССР считалось, что за годы ВОВ Покрышкиным было совершено 650 вылетов, проведено 156 воздушных боев, сбито лично 59 вражеских самолетов и 6 самолетов в группе. После распада СССР эти данные подверглись критике и различные исследователи, историки и аналитики приводили цифры от 46 личных и 6 групповых подтвержденных победах, а часто – даже меньшее количество.

Сложности в подсчёте реального количества сбитых самолётов противника заключались не только в трудности документирования их наземными войсками, но также в уничтожении документов штабов при отступлении и «передаче» сбитых самолётов подчинённым. Это была распространенная практика среди лётчиков Красной Армии, направленная в первую очередь на мотивирование ведомых подчинённых, которых под командованием Покрышкина было немало. В их числе, например, – дважды Герои Советского Союза А.Ф. Клубов и Г.А. Речкалов.

Сам Александр Иванович относился к подсчётам побед достаточно философски – ведь не посчитанные сбитые самолеты всё равно идут в общий счет Победы. Однажды в личной беседе с Молотовым он сказал, что сбил порядка 90 вражеских машин, но искать этому подтверждение бессмысленно.

Любовь на войне

На войне Покрышкин встретил свою первую и единственную любимую женщину – Марию Кузьминичну, которая впоследствии стала его женой. У Покрышкиных родилось двое детей.

Александр Иванович Покрышкин с семьей
Александр Иванович Покрышкин с семьей

Когда Мария заболела, она беспокоилась о том, как будет жить муж, оставшись один, и советовала ему жениться. По словам сына, Александр Иванович обнял свою Машу и сказал:

«Но я не смогу жить без тебя. И наши дети не смогут без тебя. Мы сделаем все, чтобы ты была здорова. Даже если бы меня по волшебству вернули в мои юные годы и предложили мне выбрать из сотен самых красивых девушек, и среди них стояла ты в гимнастерке и кирзачах, я бы обратил внимание только на тебя. Ведь именно такой я тебя увидел в первый раз».

Мария Покрышкина в тот раз выздоровела и до конца жизни была уверена, что ее вылечила бесконечная любовь мужа.

Жизнь после Победы

Александр Иванович Покрышкин
Александр Иванович Покрышкин

После войны Александр Иванович продолжил учебу и окончил Военную Академию им. М.В. Фрунзе с золотой медалью. Он защитил кандидатскую диссертацию по военным наукам, написал множество научных трудов и книг.

Александр Иванович Покрышкин прослужил в войсках противовоздушной обороны долгих 25 лет, стал генерал-полковником. В 1972 году летчика-асса назначили маршалом авиации. Также Покрышкин избирался в народные депутаты Верховного Совета СССР.

Александр Иванович всегда отличался инициативностью, обо всем имел собственное мнение. При этом был не честолюбивым человеком и не гонялся за славой и должностями. За это и любили его люди. До самой смерти Покрышкин трудился на благо страны, не имел привычки жаловаться на плохое самочувствие и был всегда готов помогать близким и коллегам.

Умер Александр Покрышкин 13 ноября 1985 года от сердечного приступа. Прославленному летчику было 72 года. Могилу Покрышкина на Новодевичьем кладбище в Москве можно узнать по бюсту, украшенному тремя звездами Героя СССР.

Могила Александра Ивановича Покрышкина
Могила Александра Ивановича Покрышкина

~~~

Читайте также:

Семен Константинович Тимошенко: 130 лет со дня рождения одного из самых неоднозначных советских маршалов

Валя Котик: юный герой Великой Отечественной войны

Проследить боевой путь героя ВОВ