Вчера прошло расширенное заседание коллегии МВД России с участием Президента В.В. Путина.
Видео открытой части коллегии можно посмотреть на официальном сайте кремля:
В своём приветственном слове Президент упомянул проблему кадрового голода в правоохранительных органах.
Примечательно, что дважды было сказано о том, как министр постоянно поднимает этот вопрос в правительстве.
Какие пути решения проблемы обозначены?
В счёте основных проблем, которые необходимо решить президентом указано на:
- Укрепление социальных гарантий.
- Создание конкурентоспособной зарплаты.
- Решение жилищных вопросов.
Примечательно, что с трибуны прозвучало получение правительству и МВД подготовить предложения по решению сложившейся проблемы.
Предложения - это конечно хорошо, но это не решение. Надеяться можно на улучшение условий службы в органах правопорядка, но - не всё так просто.
Насколько велика проблема?
Лучше всего масштабы проблемы охарактеризовал сам министр внутренних дел:
Общее количество вакансий за год увеличилось более чем на 33 тысячи и превысило 172 тысячи должностей. Из них 145 тысяч – аттестованные.
Так, в Приморском крае и в Ивановской области нет почти трети личного состава – 27%. В 39 из 96 терорганов не хватает более 20% сотрудников. На городском уровне такая же картина: например, в УМВД по Екатеринбургу некомплект – 30%. Показательно, что 40% уходят со службы, не получив права на пенсию.
В Магаданской области вакантна фактически каждая вторая должность следователя. В Смоленской – не укомплектовано 40% подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В разрезе терорганов районного звена ситуация еще сложнее. Во многих российских райотделах, причём включая столичные, – более половины численности вакансий. Деятельность ведущих служб полиции существенно затруднена.
В среднем по России за последние 5 лет количество выставляемых ежесуточно нарядов сократилось на четверть.
Практически полностью обновился состав участковых уполномоченных за 6 лет. Только за минувший год уволился каждый второй опытный сотрудник с выслугой в этом подразделении от 10 лет и более. А специфика данного направления подразумевает доскональное знание вверенной территории и ежедневное общение с гражданами. Чтобы наладить контакт с населением требуются годы.
Вопрос повышения количества принимаемых сотрудников путём снижения уровня требования министр считает неприемлемым. Но по факту это уже наблюдается (в образовательные учреждения понимают с результатами ЕГЭ ниже, установленного министерством образования, разрешили принимать на службу тех, кто ранее примирился с потерпевшим в суде по делам частного обвинения и т.д.):
Но даже при сложной кадровой ситуации позиция должна оставаться неизменной: категорически неприемлемо снижение критериев отбора кандидатов на службу в ОВД.
Рассказаны попытки ликвидировать очередь на получение единовременной выплаты на приобретение жилья, но не рассказано, что сама система её представления оставляет желать лучшего:
Беспрецедентный объем средств – 23 миллиарда рублей, в том числе свыше 16 миллиардов – выделенных дополнительно, был направлен на предоставление сотрудникам единовременной социальной выплаты для покупки жилья. В результате свыше 2800 семей получили возможность его приобрести. Но до закрытия очереди еще далеко.
Положение вольнонаёмных в МВД России вообще остаётся на уровне рабов. Эти люди работают на одном энтузиазме или просто "за идею", что в условиях капиталистического общества просто невозможно, значит - они делают невозможное:
С середины прошлого года более чем на 30% была повышена заработная плата гражданского персонала. До того момента по 40 тысячам должностей она не достигала минимального размера оплаты труда.
Самая большая проблема - это денежное довольствие сотрудников, как основной рабочей силы министерства, трёх, кто занят непосредственно правоохранительной деятельностью:
Остается серьезная проблема с неконкурентным уровнем денежного довольствия аттестованных сотрудников. По сравнению с 2012 годом его среднее значение увеличилось в 1,9 раза. Между тем средняя заработная плата по экономике за тот же период возросла в три с лишним раза.
Льготы для полицейских в ходе реформы были монетизированы и погружены в оплату труда. На сегодняшний день они полностью обесценились, а покупательная способность денежного довольствия сотрудников в среднем снизилась более чем в полтора раза. Без его существенного повышения положение дел не изменится.
И снова заговорили о региональной поддержке... Для меня это видится как-то смутно. Во-первых, не во всех регионах это будет реализовано на должном уровне, во-вторых, не всем службам будет положена региональная выплата, в-третьих, это означает, что в федеральном бюджете денег на зарплаты полицейским просто нет.
Рассчитываем здесь на Вашу, Владимир Владимирович, поддержку и на помощь регионов. Соответствующая практика имеется.
Большое внимание уделяется вопросу удержания кадров на рабочих местах. Опытные сотрудники - это конечно хорошо, но они не вечны всё равно когда-то они все уйдут на пенсию. Такое стремление держаться за тех, кто ещё есть понятно - сотрудник уволился может в течении месяца, а новый начать работать по-нормальному - только через год.
В сложившейся ситуации одним из приоритетов ведомственной кадровой политики остается сбережение профессионального ядра.
Оказывается население доверяет полицейским, чего не скажешь, общаясь со "своей целевой аудиторией":
Вклад органов внутренних дел в обеспечение правопорядка находит свою оценку и со стороны граждан. Об этом свидетельствует уровень доверия к полиции, который, по данным различных независимых источников, на протяжении многих лет остается достаточно высоким.
Вывод:
Вопрос некомплекта озвучен перед Президентом и им самим, что может означать как сигнал к началу реальной работы над вопросом его сокращения. Пути решения также обозначены. Может когда-то наступят для полицейских и хорошие времена, но в текущих условиях экономических и политических событий - это будет совсем не скоро. Стоит помнить, что вопрос реформирования денежного довольствия в силовых ведомствах поднимался задолго до принятия соответствующего закона. Так Д.А. Медведев в послании Федеральному Собранию в 2009 году указывал на необходимость принятия такого закона до 2012 года.
Выходит, что обещанного реально надо ждать три года.