Найти в Дзене
Алексей Довнар

Слово в среду первой седмицы Великого поста

Постепенно мы подошли к среде первой седмицы Великого поста, где во след предыдущему дню продолжаем молитвенное бдение, сопряженное с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского, который, сокрушаясь о собственном несовершенстве, предлагает и каждому из нас отрешиться в период Святой Четыредесятницы от забот и попечений о временном и сосредоточиться на вечном - душе, подобной драгоценной драхме, сохраняемой в божественной сокровищнице Господина истории и Начальника жизни. Взирая на свою грешную душу, солидаризируемся с замечанием о своем духовном состоянии, указанном в первой песне Великого канона: «Бога́тство ще́дрых даро́в Твои́х расточи́л а́з, живу́ще блу́дно, не име́ю плодо́в благоче́стия и, гла́дом духо́вным терза́ем, взыва́ю Тебе́, Спа́се: Отче милосе́рдый, поспеши́ ко мне́ и поми́луй мя́» и ещё: «Яко разбо́йниками, плене́н а́з помышле́ньми мои́ми, ко́ими уя́звлен а́з ве́сь и изра́нен. Но Ты́, Христе́ Спа́се, прииди́ ко мне́, и Са́м исцели́ мя́». Сколь ужасен добро

Постепенно мы подошли к среде первой седмицы Великого поста, где во след предыдущему дню продолжаем молитвенное бдение, сопряженное с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского, который, сокрушаясь о собственном несовершенстве, предлагает и каждому из нас отрешиться в период Святой Четыредесятницы от забот и попечений о временном и сосредоточиться на вечном - душе, подобной драгоценной драхме, сохраняемой в божественной сокровищнице Господина истории и Начальника жизни.

Взирая на свою грешную душу, солидаризируемся с замечанием о своем духовном состоянии, указанном в первой песне Великого канона: «Бога́тство ще́дрых даро́в Твои́х расточи́л а́з, живу́ще блу́дно, не име́ю плодо́в благоче́стия и, гла́дом духо́вным терза́ем, взыва́ю Тебе́, Спа́се: Отче милосе́рдый, поспеши́ ко мне́ и поми́луй мя́» и ещё: «Яко разбо́йниками, плене́н а́з помышле́ньми мои́ми, ко́ими уя́звлен а́з ве́сь и изра́нен. Но Ты́, Христе́ Спа́се, прииди́ ко мне́, и Са́м исцели́ мя́». Сколь ужасен добровольный отказ от исполнения божественных заповедей, так что все естество наше подвергается порабощению.

О каком же порабощении идет речь? Каждый сам для себя может честно ответить на поставленный вопрос, опираясь на лицезрение своих сердечных устремлений, о которых Сам Господь в свое время сказал: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Сокровищем почти каждого человека в современном мире является комфорт и материальный достаток (причем нередко избыточный). Без лукавства признаемся себе, что удобная нам зона комфорта - вот приоритет наш, поставляемый в сокровище. И весьма немногие выходят из него.

Вкупе со словом Спасителя о сокровище сердца в нашей памяти при прочтении молитвословий канона, изобилующего обращениями к собственной душе, полезно, чтобы хоть иногда воскресало страшное по своей правдивости апостольское утверждение: «кто побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19). Истинно так, ибо, будучи подверженным осуждению, злопамятству, лености, чревоугодию, лихомству и прочим порокам, человек не спешит проанализировать свое духовное состояние, списывая все на обстоятельства, мол, не мы такие, но жизнь такая. Однако обвинить во всем обстоятельства - путь вникуда.

Переживаемый ныне дивный по своей значимости период Великого поста как никогда кстати помогает нам сменить ориентир движения от исключительно земного на непреходящее небесное, в том числе для того, чтобы избавиться от терзающих душу пороков, которые у каждого свои. Что усилия по изменению себя никогда не напрасны, научает нас житие преподобной Марии Египетской, от блуда воспрянувшей до святости. Сегодня в каноне появляются просьбы к ней: «О ма́ти! Бу́рными и су́етными во́лнами прегреше́ний плене́н аз, но ты сама́ мне спасти́ся помоги́ и ко приста́нищу боже́ственнаго покая́ния мя́ приведи́».

Вдохновляемые примером преподобных отцов Православной Церкви, прежде нас преодолевших в себе грехи, научимся и мы постепенно, но верно преодолевать соблазны и искушения века сего, обращаясь к Тому, Кто является единственным нашим помощником в сем предприятии: «О Спа́се! Да́ бу́дет мне́ Кро́вь из ре́бр Твои́х исто́чником проще́ния грехо́в и водо́ю в купе́ли обновле́ния. О Сло́ве, да убелю́ся, сло́вно ма́зию, и да утолю́ а́з жа́жду, сло́вно питие́м, глаго́лами Твои́ми, жи́знь ве́чную источа́ющими».