Боб Дилан не только один из самых коммерчески успешных музыкантов всех времён и не только одна из самых влиятельных фигур в поп-музыке последних шестидесяти лет. Он культурный феномен. Голос поколения. Даже если фолк, блюз и кантри-рок – это не ваше, даже если вы вообще далеки от мира музыки - песню «Like a Rolling Stone» вы наверняка слышали. Очень классную и такую любимую мной песню, совершившую революцию в середине XX века. Это как «Yesterday» Beatles или «Bohemian Rhapsody» Queen – в сердце навсегда, пусть и прошло 60 лет.
Почему такой акцент именно на «Like a Rolling Stone»? Да потому, что сюжет биографического фильма о Дилане, чье настоящее имя Роберт Аллен Циммерман, напрямую связан с выходом этой песни. Фильм, снятый по книге Элайджа Уолда «Дилан просто наэлектризован!» в первую очередь рассказывает о начале карьеры никому не известного мальчика, приехавшего в Нью-Йорк из Миннесоты и его переходе от фолка к электрозвучанию.
🎬Боб Дилан: Никому не известный (2024)
A Complete Unknown
Итак, что же за явление такое Боб Дилан в культурном мире и в мире музыки?
- Дилан - первый музыкант в истории, чьи альбомы на протяжении шестидесяти лет, начиная с 1960-х годов, оказывались в Top-40 американского хит-парада Billboard 200
- Дилан – обладатель Президентской медали Свободы — как «один из самых влиятельных музыкантов XX века»;
- Лауреат двенадцати премий «Грэмми»;
- Имеет «Оскар» - за лучшую песню «Things Have Changed» к фильму «Вундеркинды» и «Золотой глобус» - за эту же песню;
Ну и на десерт, чтобы совсем удивиться:
- Боб Дилан - лауреат «Пулитцеровской премии» - за выдающееся влияние на популярную музыку и американскую культуру, отмеченное лирическими композициями исключительной поэтической силы;
- А также Лауреат Нобелевской премии по литературе - «За создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции». Просто уникальный случай в истории премии. На церемонию Дилан, конечно же, не пришел.
Фильм, с восемью номинациями на «Оскар», несколькими на «BAFTA» И Золотой глобус» и получивший таки одну из самых престижных в мире киноиндустрии – «Премию Гильдии киноактёров США» за лучшую мужскую роль (Тимоти Шаламе), снял Джеймс Мэнголд, режиссер таких фильмов, как «Прерванная жизнь», «Кейт и Лео», «Ford против Ferrari» и «Росомаха: Бессмертный». И снял достойно.
Что мне понравилось:
- Операторская работа и визуал. Красиво, качественно, стильно. Дух и атмосфера США 60-ых. И погружение в музыкальный мир – тут вам и Пит Сигер, и Вуди Гатри, и Джоан Баэз, и Джонни Кэш, конечно же.
- Раскрытие сюжета. Взят очень маленький отрезок времени – от знакомства в 1961 году Дилана с Вуди Гатри и Сигером, признавшими его талант и открывшими дорогу на фолк-фестиваль в Ньюпорте, где молодой парень стал сенсацией, до того самого «отделения» от направления, вызвавшее разочарование музыкального сообщества, которое случилось несколько лет спустя. Но за этот маленький отрезок становится понятно, какой личностью был Боб Дилан.
- Музыка, разумеется. Песни. Те самые легендарные песни, которые поет, кстати, Шаламе, и делает это хорошо. Я вообще не фанат направления, но пока смотрела, получила такое удовольствие!
- Тимоти Шаламе. Мне он в принципе всегда нравится, один из самых талантливых молодых актеров, у которого большое будущее. И, да, я не боюсь сказать это вслух. На мой взгляд, главная удача фильма в том, что на роль Дилана выбрали именно его. В какой-то момент я перестала видеть Шаламе, я видела культового исполнителя.
- Романтичная линия – роман Дилана и Сильви Руссо. Тут заслуга Эль Фэннинг, которая удивила меня невероятно. Так тонко и так драматично – такой я ее еще нигде не видела. Очень хороша. Вместо привычной девочки с пухлыми щечками – такая глубина, такая боль. Просто браво.
Я не знаю, оценят ли фильм фанаты Дилана (это всегда остро и вызывает кучу споров и разногласий – похож/не похож, а все было не так, а я лучше знаю - будто бы все мы, как минимум, живем в одной квартире со звездой сцены, которую знает весь мир – так было с байопиками о Фредди Меркьюри, так было с Элвисом, так было много с кем еще).
Мне – понравилось. Показалось, что режиссер несколько осторожничает и сглаживает углы. Но это понятно, ведь речь о ныне живущем человеке, который стал легендой еще в прошлом веке.