Жанровое кино — будь то фантастика или ужасы — трудно представить без Карпентера. Да и вообще кино конца 70-х и 80-х без Карпентера не то что непредставимо — оно бы просто не состоялось в том виде, в котором мы его знаем.
«НЕЧТО» / THE THING (1982)
Изолированная во льдах команда полярников сталкивается с инопланетным чудовищем, способным принимать облик любой формы жизни.
Главный фильм Джона Карпентера в 1980-е, задавший новый стандарт качества для сайфай-хоррора. Если «Чужой» Ридли Скотта стал эталоном фильма о пришельцах в космосе, то «Нечто» стал образцовой историей об инопланетной инфильтрации на Земле. Предельно простой, но мастерски разыгранный дюжиной актеров сюжет (в главной роли — карпентеровский любимчик Курт Рассел) служил основной цели: показать насыщенную паранойей борьбу людей с постоянно мутирующим монстром из далекого космоса. Над дизайном неуловимой твари работали будущие легенды жанра Стэн Уинстон и Роб Боттин, создавшие длинную галерею чудовищных образов, ставших классикой для хоррора, а музыка (написанная самим Эннио Морриконе) выполнена в традиционном для Карпентера минималистично-электронном стиле. В итоге получился чуть ли не лучший ремейк в истории кинематографа (оригинал вышел в 1951 под названием «Нечто из другого мира»).
«ХЭЛЛОУИН» / HALLOWEEN (1978)
Сбежав из лечебницы, психопат возвращается в родной город, чтобы устроить серию убийств на Хэллоуин.
Самый известный фильм Карпентера, определивший развитие жанра на десятилетия вперед, и кино, после которого Джейми Ли Кертис проснулась «королевой крика». «Хэллоуин» многие считают первым классическим слэшэром, в котором воедино собраны все ключевые компоненты: безмолвный и неуязвимый маньяк в маске, жаждущая секса молодежь в качестве жертв, скромная, но на удивление отважная «последняя девушка», выживающая в схватке с убийцей — именно в этом фильме Карпентер создал модель, на которую будут ориентироваться поколения кинематографистов. Историческое значение «Хэллоуина» подтвердит уже в 1990-х другой мастер — Уэс Крейвен, увековечив его в своем «Крике» как идеальный молодежный хоррор. В этом году Карпентер возвращается во франшизу в качестве композитора и продюсера.
«ЧУЖИЕ СРЕДИ НАС» / THEY LIVE (1988)
Бродяга находит солнцезащитные очки, позволяющие увидеть, что на самом деле правящий класс — скрывающие свою внешность пришельцы, которые заставляют людей неосознанно потреблять, размножаться и подчиняться их политике.
Политический подтекст можно найти во многих работах режиссера, однако в сценарии «Чужих среди нас», который Карпентер написал сам (спрятавшись под псевдонимом Фрэнк Армитаж — отсылкой к любимому писателю Лавкрафту), открыто критикует свойственный рейгановской эпохе консюмеризм. Философ Славой Жижек назвал эту работу режиссера «одним из забытых шедевров левого Голливуда», в которой критикуется идеология потребления и показано, как диктатура прячется внутри демократии, а пропаганда — в рекламе. Главные роли писались под уже снимавшихся у Карпентера в «Нечто» Курта Рассела и Кита Дэвида, однако в итоге партия Джона Нады досталась рестлеру Родди Пайперу. Шестиминутная сцена драки между их героями вошла в историю кино наравне с репликой: «Я пришел сюда, чтобы жевать жвачку и надирать задницы, и жвачка у меня закончилась».
«В ПАСТИ БЕЗУМИЯ» / IN THE MOUTH OF MADNESS (1994)
Страховой агент отправляется на поиски загадочного писателя-миллионера Саттера Кейна, чьи книги сводят людей с ума и вызывают на Землю силы тьмы.
Этим лавкрафтовским хоррором постановщик завершает свою апокалиптическую трилогию, в которую также вошли «Нечто» и «Князь тьмы». Сэм Нил, уже снимавшийся у режиссера в «Исповеди невидимки», сыграл сходящего с ума страховщика, а Юрген Прохнов — «продающегося лучше, чем Стивен Кинг» писателя. Как всегда, примечателен и саундтрек фильма, который Карпентер написал совместно с Джимом Лэнгом — в этот раз кинематографист ушел от синтезатора в рок. Полный отсылок и приемов американского писателя, писавшего об ужасе перед неизвестным и безумии, это кино многими считается последним великим хоррором Карпентера, которому удалось заставить зрителей гадать насколько реально то, что они видят. Как и снятый годом раньше метахоррор «Новый кошмар» Уэса Крейвена, фильм исследует, могут ли ужасы влиять на нашу жизнь.
«ВАМПИРЫ» / VAMPIRES (1998)
Бригада охотников на вампиров идет по следу могущественного кровососа, используя зараженную им проститутку в качестве навигатора.
Карпентер всегда умел снимать хорошие фильмы, но девяностые в целом стали для него тяжелым периодом: успехи были незначительны, а провалы следовали один за другим. Хотя в это же десятилетие он снял по меньшей мере еще один свой культовый фильм, именно «Вампиры» — единственная картина Карпентера из 1990-х, которую можно (хотя бы с натяжкой) называть коммерческим успехом. Здесь есть все составляющие фирменного карпентеровского стиля: немногословные крутые парни в главных ролях (Джеймс Вудс и Дэниел Болдуин), отличный микс хоррора и экшна, минималистичный, но западающий в память саундтрек. На самом деле, «Вампиры» — не столько хоррор-боевик, сколько хоррор-вестерн, перенесенный из времен покорения Дикого Запада в современность. Сам Карпентер вспоминал, что ему хотелось сделать что-то про вампиров, но в стиле Говарда Хоукса (одним из любимых кинематографистов хоррормейкера), и без стереотипных готических образов. Так и получилось: карпентеровские вампиры — безжалостные монстры, пожирающие людей на завтрак, обед и ужин без каких-либо следов сентиментальности.
«МЕШКИ ДЛЯ ТРУПОВ» / BODY BAGS (1993)
Длинноволосый патологоанатом рассказывает три истории о своих «пациентах». Первая посвящена маньяку на автозаправке, вторая — пожирающей мозги расе похожих на волосы инопланетян, а третья — полуслепому бейсболисту, которому пересадили глаз серийного убийцы.
Мы не смогли включить один из самых занятных примеров хоррор-альманахов в топ-10 лучших работ Карпентера, поскольку он снял только два из трех сегментов (последний эпизод поставил скончавшийся в прошлом году Тоуб Хупер), однако, обойти это кино стороной в разговоре о режиссере было бы упущением. Во-первых, потому что он, спрятавшись под гримом Рика Бейкера, сыграл здесь свою единственную полноценную роль, изобразив харизматичного, остроумного и... мертвого патологоанатома-рассказчика (сам Карпентер признавался, что ориентировался на Битлджуса, создавая своего героя), а во-вторых, потому что спродюсировал настоящий подарок любителям жанра хоррора. В картине снялась целая плеяда кинематографистов, связанных с ужасами: Уэс Крейвен, Сэм Рэйми, Тоуб Хупер, гуру грима и будущий шоураннер «Ходячих мертвецов» Грег Никотеро, легенды B-movies Джон Агар и Роджер Корман, а также Марк Хэммил в запоминающейся и яркой роли. Планировалось, что проект вырастет в альтернативу «Баек из склепа», однако Showtime не стал его продолжать, а отснятые эпизоды выпустил в форме телефильма. Через десять лет канал запустил более успешную хоррор-антологию «Мастера ужасов», для которой Карпентер поставил две серии.
Источник: Kinomania
Визуальная составляющая: GHOSTFACE / MOVIE CLUB / HORROR