Научная фантастика — удивительный жанр. С его помощью мы можем не только заглянуть в будущее, но и увидеть, как грядущие эпохи представляли себе писатели прошлых столетий. С этой статьей мы открываем серию подборок под названием «Лучшая фантастика всех времен», где мы пройдемся по самым громким и значимым представителям жанра — от прародителей до новых звезд.
Начнем мы, конечно же, с авторов, определивших научную фантастику и больше всего повлиявших на ее становление.
Джонатан Свифт
Когда англо-ирландский писатель Джонатан Свифт создавал свои произведения, термина «научная фантастика» еще не существовало. Более того, наиболее прямое и очевидное влияние Свифта на мировую культуру — это сатира: недаром его называют главным сатирическим прозаиком в английской литературе. Тем не менее, часть его работ — конкретно, роман «Путешествия Гулливера» (1726) — ретроспективно относятся к научной фантастике и считаются одними из ее важнейших предтече.
Роман рассказывает о приключениях судового врача и, затем, капитана Лемюэля Гулливера в удивительных землях: Лилипутии, Бробдингнеге (стране великанов), а также Лапуте, Бальнибарби, Лаггнегге, Глаббдобдрибе, Японии и стране гуигнгнмов (разумных лошадей). В пороках жителей этих невиданных государств Гулливер узнает (а Свифт высмеивает) грехи человеческой цивилизации. Полный текст романа (все четыре части) можно найти в этом издании.
Мэри Шелли
Саму судьбу Мэри Шелли впору назвать фантастикой. Дочь политического философа и одной из первых философов-феминисток, супруга Перси Биши Шелли и подруга лорда Байрона, она всего в 21 год выпустила в свет роман, которому будет суждено стать одним из самых влиятельных текстов за всю историю мировой литературы — ведь именно «Франкенштейна, или Современного Прометея» (1818) принято считать первым подлинным научно-фантастическим произведением.
Ученый-экспериментатор Виктор Франкенштейн мечтает раскрыть секрет зарождения жизни. Собрав существо из частей мертвых тел, он успешно оживляет его — но затем в ужасе сбегает от творения своих рук. Обозленный на своего создателя, монстр принимается мстить…
Эдгар Аллан По
Американский классик Эдгар Аллан По почитается как создатель классического детектива; его же следует благодарить за развитие и популяризацию готического хоррора. Однако к формированию научной фантастики По также имеет самое прямое отношение. Исследуя в своих рассказах возможности новейших научных веяний, он стремился добиться идеального баланса между фантастическими элементами и правдоподобием происходящего, задавая тем самым тон для последующих поколений авторов. Его рассказ «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» (1835) называют одним из самых ранних примеров современной научной фантастики.
Мы узнаем историю Ганса Пфааля из его собственного письма. Оно повествует о том, как, несмотря на долги и докучливых кредиторов, Ганс был одержим идеей создания гигантского летающего шара и со временем исполнил свою мечту. С помощью своего удивительного изобретения ему удалось добраться до Луны, о жизни обитателей которой он будет рад рассказать землянам и достопочтенному бургомистру… если тот простит ему убийство трех кредиторов.
Жюль Верн
Верный спутник детства многих поколений девчонок и мальчишек, французский писатель Жюль Верн написал одни из самых захватывающих приключенческих романов в мировой литературе. Многие из них также являются ярчайшими примерами ранней научной фантастики: Верн всегда стремился к максимальной достоверности и старался, чтобы фантастические изобретения в его произведениях соответствовали последнему слову науки. Возможно, именно поэтому ему порой удавалось ее опередить — как, например, в изображении футуристичной субмарины «Наутилус» в романе «Двадцать тысяч лье под водой» (1870), которая предвосхитила развитие подводных лодок.
После новостей о гигантской рыбе, замеченной мореплавателями в разных частях света и оставляющей пробоины в днищах кораблей, в путь отправляется экспедиция, которой поручено обнаружить и уничтожить опасное существо. Однако существом оказывается подводная лодка «Наутилус» под командованием загадочного капитана Немо…
Герберт Уэллс
Герберта Уэллса называют «Шекспиром от научной фантастики» — и не мудрено, ведь в его романах можно встретить все, что теперь определяет этот жанр: путешествия во времени, инопланетное вторжение, сверхспособности, биоинженерия. Более того, пророк от пера, в своих прикладных работах Уэллс предсказал появление самолетов, танков, ядерного оружия, спутникового телевидения, полетов в космос и даже интернета!
Одно из его наиболее значительных произведений — это, конечно же, роман «Война миров» (1897), где глазами «очевидца событий» Уэллс рисует картину внезапного нападения марсиан на Землю. Инопланетные захватчики, громадные треножники, и по сей день остаются одним из самых пугающих образов пришельцев в мировой культуре.
Евгений Замятин
Антиутопию принято считать поджанром научной фантастики, ведь действие в ней по определению происходит в будущем. А раз так, то было бы несправедливо обойти вниманием русского писателя Евгения Замятина и его знаковый роман «Мы» (1921). «Мы» не был первой антиутопией — здесь стоит вспомнить и «Последнего человека» уже упомянутой Мэри Шелли, и все те же «Путешествия Гулливера». Но он определенно стал той самой антиутопией, которая задала моду, если не правила, для многих и многих последующих.
Главный герой, Д-503, живет в тоталитарном Едином Государстве будущего, отгороженном от внешнего мира. Здесь запрещены имена, запрещено самовыражение, запрещены чувства. Д-503 — далеко не простая шестеренка в отлаженном механизме, он — один из строителей космического корабля «ИНТЕГРАЛ», который понесет послание жителей Государства обитателям других миров. Д-503 безупречно следует всем предписанным правилам… но все меняет одна встреча.
Говард Филлипс Лавкрафт
Говард Филлипс Лавкрафт был не только человеком, но и писателем трагической судьбы. Всю жизнь он печатался лишь в дешевых журналах и умер в безвестности в возрасте всего 46 лет — только чтобы несколько десятилетий спустя его произведения приобрели статус культовых, а он сам был признан одним из самых значимых авторов ХХ столетия. Лавкрафта часто называют отцом хоррора, в особенности космического, но его произведения во многом строились на смешении жанров. Его типичным modus operandi было объяснение сверхъестественных элементов через известные тогда научные теории.
Пожалуй, главным наследием Лавкрафта для мировой культуры можно смело назвать цикл «Мифы Ктулху», одним из главных произведений которого является роман «Хребты Безумия» (1936). Мы становимся свидетелями катастрофы, постигшей научную экспедицию, которая обнаружила в арктических льдах остатки древней цивилизации — куда более древней, чем человечество…
Читаете ли вы научную фантастику? Кто из перечисленных авторов кажется лично вам наиболее интересным? Расскажите в комментариях!
Если вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал: так вы сможете узнать еще больше интересного о наших новинках, мировой литературе, культуре и многом другом.