Найти в Дзене
горшочек каши

Правда ли Екатерина II была так красива?

За тяжеловесными портретами императрицы трудно разглядеть живой образ Екатерины. Для этого нам нужно обратиться к воспоминаниям её современников, которые оставили точные и иногда даже резкие описания её внешности и характера. В своих «Записках» Екатерина II не стеснялась размышлять о собственных достоинствах. Про один из публичных маскарадов 1750 года она писала: «Говорили, что я прекрасна, как день, и поразительно хороша; правду сказать, я никогда не считала себя чрезвычайно красивой, но я нравилась и полагала, что в этом и была моя сила». В другом отрывке она отмечает: «От природы я была одарена очень большой чувствительностью и внешностью по меньшей мере очень интересной, которая без помощи искусственных средств и прикрас нравилась с первого же взгляда». Но более трезвыми выглядят оценки зарубежных посланников, которым в дневниковых записях и депешах ни к чему было приукрашивать своё мнение о Екатерине. Так, французский дипломат Жан-Луи Фавье, прибывший в Петербург в 1760 году, опис

За тяжеловесными портретами императрицы трудно разглядеть живой образ Екатерины. Для этого нам нужно обратиться к воспоминаниям её современников, которые оставили точные и иногда даже резкие описания её внешности и характера.

В своих «Записках» Екатерина II не стеснялась размышлять о собственных достоинствах. Про один из публичных маскарадов 1750 года она писала: «Говорили, что я прекрасна, как день, и поразительно хороша; правду сказать, я никогда не считала себя чрезвычайно красивой, но я нравилась и полагала, что в этом и была моя сила».

Фёдор Степанович Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II. 1763 год. Третьяковская галерея.
Фёдор Степанович Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II. 1763 год. Третьяковская галерея.

В другом отрывке она отмечает: «От природы я была одарена очень большой чувствительностью и внешностью по меньшей мере очень интересной, которая без помощи искусственных средств и прикрас нравилась с первого же взгляда».

Но более трезвыми выглядят оценки зарубежных посланников, которым в дневниковых записях и депешах ни к чему было приукрашивать своё мнение о Екатерине. Так, французский дипломат Жан-Луи Фавье, прибывший в Петербург в 1760 году, описывал Екатерину следующим образом:

«Никак нельзя сказать, что красота её ослепительна: довольно длинная, тонкая, но не гибкая талия, осанка благородная, но поступь же манная, не грациозная; грудь узкая, лицо длинное, особенно подбородок; постоянная улыбка на устах, но рот плоский, вдавленный; нос несколько сгорбленный; небольшие глаза, но взгляд живой, приятный; на лице видны следы оспы. Она скорее красива, чем дурна, но увлечься ею нельзя».

Ричард Бромптон. Портрет Екатерины II. 1782 год. Государственный Эрмитаж.
Ричард Бромптон. Портрет Екатерины II. 1782 год. Государственный Эрмитаж.

Английский дипломат Джон Бекингем, наблюдая за молодой Екатериной, отмечал, что её образ сочетал величие и непринужденность. К томе времени императрице было уже за тридцать:

«Её императорское величество ни мала, ни высока ростом; вид у неё величественный, и в ней чувствуется смешение достоинства и непринуждённости… Черты лица её далеко не так тонки, чтобы могли составить то, что считается истинною красотою, но прекрасный цвет лица, живые и умные глаза, приятно очерченный рот и роскошные каштановые волосы создают в общем такую наружность, к которой очень немного лет назад мужчина не мог бы отнестись равнодушно».

Взгляды на красоту в XVIII веке были разнообразны. В те времена сочетание интеллекта, обаяния и умения держаться в обществе считалось неотъемлемой частью женской привлекательности. Некоторые детали внешности, которые могли казаться недостатками по современным меркам, в то время воспринимались как проявления характера и индивидуальности.

Михаил Шибанов. Портрет Екатерины II в дорожном костюме. 1787 год. Русский музей.
Михаил Шибанов. Портрет Екатерины II в дорожном костюме. 1787 год. Русский музей.

В молодости Екатерину описывали как стройную, изящную девушку с живыми голубыми глазами, светлыми волосами и приятным овалом лица. С годами, после восшествия на престол в 1762 году, акценты сместились от юношеской легкости к зрелой императорской осанке. Современники отмечали, что даже в 52 года императрица сохраняла прежнюю красоту, дополненную ощущением величественности:

«Екатерина II среднего, скорее большого, чем маленького, роста... Она немного полна грудью и телом, у нее большие голубые глаза, высокий лоб и несколько удлиненный подбородок. Так как ей теперь 52 года, то и нельзя ожидать юношеской красоты. Но она всего менее некрасива, напротив, в чертах её лица еще много признаков её прежней красоты, и в общем видны знаки её телесной прелести», — писал современник.

После Екатерины осталось множество её портретов и даже собственные описания внешности. К себе императрица относилась иронично.
После Екатерины осталось множество её портретов и даже собственные описания внешности. К себе императрица относилась иронично.

Если вам понравилась статья, поставьте лайк этой публикации — так её увидит больше читателей. Подписывайтесь на нашу группу «Вконтакте» — там вы найдёте дополнительные материалы к статьям и новые увлекательные истории.