Конспект по теории и истории литературы.
Определение художественного образа
Художественный образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение.
Л.И. Тимофеев
Когда мы говорим о художественном образе, то, прежде всего, имеем в виду образ человека, героя произведения, действующих лиц. Однако художественный образ может включать в себя и образ предметов и явлений.
- Художественный образ — это любое явление, процесс, осмысленный автором и творчески воссозданный в художественном произведении. При этом автор не только осмысливает и отражает действительность, но и обобщает её, выражая бесконечное через конечное.
Создавая художественный образ, автор не просто списывает с натуры предметы или явления, но и преобразует их, трансформирует реальность, используя свою творческую фантазию. Так автор создаёт новый, вымышленный мир, в котором он отражает самое важное и существенное.
В романе Достоевского «Подросток» один из героев говорил о том, что фотографии редко могут дать правильное представление о человеке, поскольку человеческое лицо не всегда выражает главные черты характера. Поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определённый момент, мог показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное.
Автор стремится отобрать такие явления и так изобразить их в творческой художественной форме, чтобы выразить своё представление об окружающем мире, собственное понимание его особенностей и закономерностей. При этом такой вымышленный мир художественного произведения воспринимается читателем как реально существующий.
Особенность создания художественного образа
Художественный образ на разных этапах развития человечества принимает различные формы, отражая изменения в человеке и искусстве. Реалисты, сентименталисты, романтики, модернисты по-своему отражают мир, создавая различные художественные образы. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального.
В образах литературы классицизма, например, на первый план выходит борьба чувства и долга, где положительные герои жертвуют личным счастьем ради государственных интересов. Романтики, напротив, возвышают героя-бунтаря, отвергнутого обществом. Реалисты стремятся к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей. Модернисты, напротив, познают мир и человека с помощью иррациональных средств. Реалисты сосредотачиваются на человеке и его отношениях с окружающим миром, романтики и модернисты — на внутреннем мире героев.
Литература отличается от других форм познания жизни тем, что отражает ее в образах. В узком смысле образом называют всякое выражение, придающее речи красочность, конкретность.
Понятие образа имеет и более широкое понятие. Образ – это выражение, придающее речи красочность и конкретность, а также тип отражения жизни художником, отличный от научного. Чернышевский говорил:
«Ученое сочинение рассказывает нам, что именно было или есть, произведения изящной литературы рассказывают, как обычно бывает на свете…»
Образ – это обобщение жизни в отдельном явлении или предмете. Современники А.С. Пушкина отмечали, что в «Евгении Онегине» обобщены характерные черты дворянской молодежи. Бестужев писал:
«В Онегине я вижу человека, которых тысячи раз встречаю наяву». При этом Онегин – индивидуальность, изображенная Пушкиным с предельной жизненной конкретностью. Мы воспринимаем его как живого человека.»
Предмет художественного изображения
В произведениях искусства жизнь предстаёт перед нами во всём своём многообразии и взаимосвязи различных аспектов.
В центре внимания литературы — человек. В человеке пересекаются различные стороны жизни. Он, с его многогранной деятельностью, общением, бытом, психологией и прочим, впитывает все влияния окружающей его среды, образуя целостный мир, повторяющий в своем строении создание общества.
Именно человеческая жизнь составляет основу искусства, особенно художественной литературы.
Бальзак писал, что изучает жизнь окружающих его людей с таким напряжением, что «ощущает на своей спине их рубища, а на своих ногах их дырявую обувь». Он называл литературу «историей человеческого сердца».
В своих произведениях автор даёт характеристику разным сферам жизни через призму собственного восприятия, показывая людей, связанных с данной областью жизни. Писатель помещает между жизнью и читателем своего героя, по поступкам и переживаниям которого можно судить о мире. В своем творчестве он отражает всю сложность жизни, но показывает ее в преломлении, через конкретного героя. Т.е. образ – это картина человеческой жизни.
Автор создаёт образы, которые помогают ему передать атмосферу жизни людей, их действия и чувства, характерные для определённого периода времени и места. Эти образы позволяют читателю лучше понять и оценить жизнь того времени и места.
Можно возразить, что не все литературные произведения изображают человека. Многие посвящены животным, природе, вещам. Но, говоря о картинах человеческой жизни, мы не имеем в виду только внешнее её изображение. Любое чувство, которое становится содержанием лирического произведения, можно рассматривать как отражение человеческой жизни, но не в её внешних проявлениях, а в её внутренней сути.
Воплощая в своих произведениях образы окружающего мира, будь то предметы, явления природы или животные, художник выражает своё личное восприятие этих объектов, передавая через них свои эмоции и переживания.
Таким образом, произведение искусства становится отражением не только внешнего мира, но и внутреннего мира самого художника. Ярким примером может служить изображение комнаты Плюшкина в «Мертвых душах» Гоголя.
Литература как бы очеловечивает изображаемое. Природа, животные, вещи в литературе имеют для нас самостоятельное значение и интерес, но они входят в создаваемые ею картины человеческой жизни, отражаются через человеческое восприятие, а не рассматриваются изолированно. Автор использует в своём творчестве всё, что связано с человеческой жизнью, но в том, как эти элементы преломляются через призму человеческого восприятия и заключается уникальность литературы.
Любой образ — это отражение внешнего мира, которое попадает в поле зрения сознания, вызывает у него реакцию и преобразуется в мысль, идею или представление.
Вне образов нет ни отражений действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества.
Образ может принимать чувственные (ощущение, восприятие, представление) и рациональные (понятия, суждения, умозаключения, идеи, теории) формы, а также может представлять собой идеализированную конструкцию, не связанную с реально существующими предметами.
Образ может быть фактологическим, детально воспроизводящим предмет, или основанным на вымысле. Существуют образы, пронизывающие наше сознание и повседневное восприятие: мифологические, религиозные, научные, политические.
Художественный образ – это эстетическое понятие, описывающее результат творческого осмысления автором какого-либо явления или процесса. В зависимости от вида искусства, автор выражает своё видение в произведении или его фрагментах. Например, в литературе образ может быть представлен системой персонажей, а в скульптуре – композицией из множества элементов.
Художественный образ как способ познания мира
Художественное мышление раскрывает истину через имитацию, создавая иллюзию чувственно воспринимаемых предметов. Художественный образ — это, по сути, проявление свободы творчества. Он выполняет познавательную функцию, объединяя в себе индивидуальные и общие черты предмета.
Однако знание, заключённое в художественном образе, всегда субъективно. Оно окрашено авторской позицией и видением предмета, выражено через чувственно воспринимаемые образы и эмоционально воздействует на чувства и разум читателей, слушателей, зрителей.
«И что такое ум в искусстве? – размышлял И.А.Гончаров.- Это уменье создать образ. Одним умом не скажешь того, что сказано десятками лиц в каком-нибудь ”Ревизоре”».
Искусство обращается к чувствам человека, его переживаниям, жизненному опыту. Искусство расширяет и обогащает мир человека, стимулирует его мыслительную деятельность, помогает реализовать желания, погружает в жизнь других людей, общества и природы.
Чтобы понять науку, необходимы знания, которыми обладают не все. Для понимания искусства также требуется подготовка и жизненный опыт. Однако людей, которые понимают поэта, больше, чем тех, кто понимает учёного. Это связано с тем, что искусство воспринимается не только разумом, но и всеми пластами сознания, всей палитрой душевной жизни.
Создатели художественных образов (художники) и те, кто воспринимают эти образы (читатели, зрители, слушатели) становятся в каком-то смысле соавторами. Идеальный читатель наполняет художественный образ своими мыслями, ощущениями и эмоциями, раскрывая его с разных сторон.
Художественный образ – это, с одной стороны, способ самовыражения художника, его взгляд на мир, а с другой — приглашение к размышлению и исследованию, поиску ответов на вопросы, возникающие в связи с недосказанностью образа, его субъективной природой.
P. S. Дочитал до конца - ставь 👍