До чего же взбудоражила мои мысли и мои эмоции наша воскресная экскурсия по усадьбе Муравьевых-Апостолов! Это был радостный, но рядовой выход - мы с мужем так вот выбираемся на свидания без детей. Подарок был от меня такой на недавний Валентинов день. А как происходит выбор, куда же пойти, у двух взрослых людей со стандартным набором забот? Нужно свериться с миллионами планов. Чтобы муж был не в командировке, старший не писал экзамен в этот день, младшего успевали отвести на тренировку и вернуть домой. Понимаете, да? Не выбираешь конкретную экскурсию, выбираешь ту, что встраивается в расписание. И вот я четвертый день нахожусь мыслями далеко, хочу перечитать все о декабристах, пересмотреть старые фильмы о них… Такая вот «случайная» экскурсия!
Итак, усадьба, построенная в стиле зрелого классицизма 1806 году, пережила пожары 1812-го! А ведь здание - деревянное! Семья Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола владеет усадьбой с 1815 по 1826 годы, но и до наших дней усадьба будет везде называться их фамилией. Три сына-декабриста Ивана Матвеевича (Матвей, Сергей и Ипполит) будут жить в этом доме.
Собственно, то самое переплетение судеб, о котором я говорю в заголовке - это и есть прочная связь этого дома, трех известных братьев-декабристов и их потомка по линии сестры, благодаря которому дом, вообще, до сих пор существует.
Что за семья вырастила сразу трех декабристов? Семья невероятно интересная! Иван Матвеевич был очень образованным человеком (дипломатом, сенатором, писателем). Знал более восьми языков. Пушкин с восторгом отзывался о его «Путешествии в Тавриду».
Когда Иван Матвеевич был представлен Екатерине Второй, она моментально оценила его образованность, личные качества и пригласила быть воспитанником своих внуков. Собственно, с этого началась карьера при дворе.
Первая супруга Ивана Матвеевича Анна Семеновна была ему под стать - великолепно образована, прекрасно знала иностранные языки, писала и переводила. Что удивительно для того времени, супруг разрешил ей официально заниматься переводами и после свадьбы, она переводила в основном с французского.
Со стороны все было прекрасно. Иван Матвеевич по службе уезжает в Испанию, семья едет с ним, там ему не нравится, он называет эту страну задворками Европы. Особенно его печалит ситуация с образованием. Мальчиков там учить решительно негде.
Принято решение отправить семью в Париж, там ситуация с возможностью учиться совсем иная, Матвей и Сергей поступают в один из лучших лицеев Франции. Сергей невероятно способен в учебе. Он быстро сдаёт экзамены и переводится в класс к брату, который старше его на три года. Наполеон, лично инспектирующий лучшие школы, разговаривал с учениками, приметил Сергея, корой был заметно младше одноклассников, начал беседовать с ним и был так впечатлен его умом и сообразительностью, что даже сказал, что такой мальчик может быть только его сыном.
Когда служба Ивана Матвеевича за границей закончится, он даже уедет в Россию без семьи, чтобы мальчики могли завершить учебу в лицее. Вот тут и произойдет интересное. Глава семьи оставит денег примерно на год жизни, а жить им там нужно будет почти два.
Просьбы супруги выслать ещё денег или организовать вывоз семьи Иван Матвеевич просто будет игнорировать. Писал ответы о чем угодно, кроме финансового вопроса. С учетом того, сколько раньше шли письма, мы даже и представить себе не можем, насколько бедственное состояние было у Анны Семёновны и семерых детей. Семерых! Они задолжали всему Парижу, не держали экипаж и ходили пешком, не платили за обучение мальчиков в лицее, две старшие дочери - девушки на выданье носили перешитые мамины платья, она же сама не покупала себе одежду. И денег на врача тоже не было, а Анна Семеновна была уже серьезно больна. В итоге, когда Иван Матвеевич все же семью вывезет, помочь жене уже будет нельзя. Она, по сути, вернется в Россию, чтобы там yмepeть. Из двадцать первого века поразительно, что в начале девятнадцатого века жена и дети даже для образованного человека были чем-то вроде домашних зверушек. Если что, можно новых завести…
Потом тоже будет интересный момент, когда через год вдовства Иван Матвеевич женится второй раз, уезжает с супругой в долгое свадебное путешествие по Европе, оставив самого младшего сына (маленького Ипполита) с английским гувернером. Когда старшие дети приедут навестить брата, то обнаружат, что он не говорит по-русски.
И Матвей, и Сергей, ещё недавно обучающиеся во Франции, станут героями вoйньI 1812-го года. А Сергею будет всего пятнадцать. Потом они оба скажут, что без этого не было бы и восстания декабристов. Сражаясь бок о бок с простым народом, они поймут, что все идет не так. Романтики. Горячие молодые головы. Ведь жизнь с крепостными до этого никак не смущала ну или не столь сильно смущала декабристов.
В результате восстания Сергей будет ранен в голову, младший Ипполит, увидев это, решит, что брата уже не спасти, и зacтpeлитcя. Но Сергей выживет для того, чтобы взойти на эшафот. Думаю, что историю с обрывом веревок помнят все еще из школьного курса, но леденящие душу подробности я либо забыла, либо не знала их. Других веревок не было. Какого-то мужика отправили в лавку за ними, было ранее утро, ничего ещё не работало, его не было два часа. Сергей все это время лежал на помосте под дождем со сломанной во время падения из-за обрыва веревки ногой.
Матвей, как старший, будет чувствовать свою вину. Он помышлял о добровольном уходе из жизни, Сергей, хорошо зная брата, написал ему прощальное письмо, в котором убеждал не делать этого. Ведь тогда он не попадёт в рай и не встретится с их горячо любимой мамой. Матвей Иванович Муравьев-Апостол получит пятнадцать лет каторги, выдержит все и проживет долгую жизнь (92 года). Родившись при Екатерине, он застанет Александра Третьего. Тот вернет ему награды, ведь после суда всех наград декабристы будут лишены.
А что дом? О, это удивительная история. Мечты сделать здесь музей декабристов были ещё у Луначарского. А получилось только в 1986 году, когда усадьба стала филиалом ГИМ. Но проработал музей лишь четыре года, здание было в очень плохом состоянии. Дерево под штукатуркой начало гнить, и когда штукатурку убрали, чтобы подлатать самые проблемные места, разрушительные процессы лишь ускорились. Обрушение потолка над парадной лестницей окончательно поставило точку в существовании того музея.
Дальше начинает происходить нечто сказочное. Ну сколько прекрасных усадеб, бывших в гораздо лучшем состоянии, выстроенных из камня прекратили свое существование? Надеяться на то, что что спасут деревянное строение начала девятнадцатого века, не приходилось.
Но в начале девяностых в Россию приезжают потомки Муравьевых-Апостолов по линии сестры декабристов Екатерины. Два брата и сын одного из братьев (Кристофер). Кристофер много рассказывал потом, что до этой поездки какого-то глобального интереса к России не было - далекая экзотическая родина предков (он сам родился и вырос в Бразилии). А после поездки и встречи с домом он просто заболел Россией.
Ещё раз он приехал уже один в конце 90-х. Забор у дома был частично разобран, в центре бального зала бездомные жгли в костре двухсотлетний паркет.
После этой судьбоносной и драматичной встречи с домом предков Кристофер начнет сложнейшие с бюрократической, исторической, технической и финансовой точки зрения работы по реставрации.
Люстры, конечно, не пережили всего, что происходило с домом в двадцатом веке, но Кристофер искал по всей Европе люстры девятнадцатого века и привозил в Россию.
Здесь была именно историческая реставрация с максимальным кропотливым сохранением всего, что можно, привлечением специалистов высочайшего класса и использованием только тех материалов, которые существовали в девятнадцатом веке.
Человек десятилетиями вкладывал деньги в дом, который никогда не будет ему принадлежать…
История этой усадьбы - это история чуда, история налаживания взаимоотношений с предками через века, история памяти и уважения, история любви…
Кристофер, когда-то не знающий ни слова по-русски, теперь сносно говорит на языке предков, а у его троих детей - русские имена. Самые смелые мечты иногда сбываются, если верить… В людей!
Усадьбы, замки и имения, которым повезло меньше: