Найти в Дзене
Загадки Клио

БАБА-ЯГА – ЖРИЦА ЯЗЫЧЕСКИХ БОГОВ?

Баба-яга — самый загадочный персонаж в русских народных сказках. В них ведь как: если персонаж хороший, так он таким и остается, плохой — хоть что с ним делай, он не изменится. А эта дама то одним боком повернется, то другим. То она малых детушек пытается на лопате в печь запихнуть, то щедрою рукой дарит очередной Василисе ценнейший артефакт, а то начинает мечом размахивать так, что богатыри от зависти локти кусают. Что, собственно, мы о ней знаем? Живет бабуся в глухом лесу. Дом ее без окон и дверей стоит на курьих ножках и окружен забором с кольями, на которые надеты человеческие или конские черепа, глазницы которых по ночам горят ярким светом. Жилище Яги обычно повернуто «лицом» к лесу, так что нашему герою приходится требовать, чтобы избушка повернулась к нему передом. Казалось бы, чего самому не зайти с тыльной стороны? Да и сама старуха лежит в доме, нос — в потолок врос, и чует забредшего к ней добра молодца носом, а не видит глазами. Мол, «фу-фу, русским духом запахло». Чего,

Баба-яга — самый загадочный персонаж в русских народных сказках. В них ведь как: если персонаж хороший, так он таким и остается, плохой — хоть что с ним делай, он не изменится. А эта дама то одним боком повернется, то другим. То она малых детушек пытается на лопате в печь запихнуть, то щедрою рукой дарит очередной Василисе ценнейший артефакт, а то начинает мечом размахивать так, что богатыри от зависти локти кусают.

Баба-яга - страж потустороннего мира.
Баба-яга - страж потустороннего мира.

Что, собственно, мы о ней знаем? Живет бабуся в глухом лесу. Дом ее без окон и дверей стоит на курьих ножках и окружен забором с кольями, на которые надеты человеческие или конские черепа, глазницы которых по ночам горят ярким светом. Жилище Яги обычно повернуто «лицом» к лесу, так что нашему герою приходится требовать, чтобы избушка повернулась к нему передом. Казалось бы, чего самому не зайти с тыльной стороны?

Да и сама старуха лежит в доме, нос — в потолок врос, и чует забредшего к ней добра молодца носом, а не видит глазами. Мол, «фу-фу, русским духом запахло». Чего, мол, приперся?

А незваный гость вместо того, чтобы быстро выложить свою проблему и уносить ноги, просит, чтобы хозяйка избушки накормила его, напоила, в баньке попарила и спать положила. С чего это ему ложиться спать, если он к ней приехал посреди ясного дня?

В общем, странностей хоть отбавляй. Мифологи объясняют их тем, что Баба-яга «работает» привратницей на границе нашего и потустороннего миров.

Дом ее на самом деле — домовина, маленький домик на высоких столбах или пнях, в котором наши далекие предки хоронили покойников. Отсюда и курьи ножки. Ну и антураж соответственный.

Сама же старуха — покойник, поэтому и чует гостя, а не видит, что он в мире живых находится. А он, чтобы оказаться с ней «на одной волне», готов умереть. Отсюда и просьба о баньке (обмывание покойника), еде-питье (тризна), и сне (смерти).

Знаменитый советский фольклорист Владимир Пропп выдвинул интересную теорию, что Баба-яга в дохристианский период Киевской Руси была жрицей и участвовала в инициации юношей, которая представляла собой очень страшное и тяжелое испытание.

Происходило сие действо в лесу, в специальном доме, напоминавшем тотемное животное. Идея инициации заключалась в том, что ребенок умирал во время этого обряда и рождался уже взрослым полноправным членом племени.

Такие обряды сохранились у некоторых отсталых племен до настоящего времени. Судя по тому, как там измываются над бедными детьми (лишение части тела, шрамирование, опаивание всякими зельями и пр.) этот процесс и у языческих славян представлял собой ужасное испытание.

Кстати, процессы инициации присутствуют и в нашей повседневной жизни. Правда, они не носят такого ужасного характера. Это первый и последний звонок в школе, принятие воинами присяги и многие другие. Наследие предков нас отпускает, хотя и сильно меняется, подстраиваясь под новые реалии.

С приходом христианства все, что было связано с язычеством, приняло отрицательный оттенок, соответственно Яга превратилась в страшную нежить. Хотя, надо признать, есть и другие теории происхождения этого сказочного персонажа, вплоть до того, что Баба-яга — бывшая амазонка, но это, как мне кажется. Уже перебор.

Баба-яга.
Баба-яга.

Добры молодцы и красны девицы, не сочтите за труд лайкнуть статью. Вам не трудно, а мне приятно. В следующий раз еще про кого расскажу. Если есть пожелания – пишите в комментах.

Графика: MidJourney и открытые источники.