Найти в Дзене
Евгений Трифонов

На стороне Афганистана выступили пакистанские талибы Хафеза Гуля Бахадура

Афгано-пакистанский вооружённый конфликт разгорается. Со второй половины февраля 2025 г. на границе между двумя странами постоянно вспыхивали перестрелки, а с начала марта на стороне Афганистана в войну открыто вступила группировка пакистанских талибов, возглавляемая Хафезом Гулем Бахадуром. В течении трёх дней террористы группировки совершали самоубийственные атаки в городе Банну в провинции Хайбер-Пахтунхва. Последний теракт с использованием заминированных автомобилей унёс жизни 13 человек, в том числе четырёх детей. 5 марта группы боевиков вторглись из Афганистана на территорию Пакистана, атаковав позиции силовиков в районе Банну. На пакистанской территории к боевикам Бахадура примкнули другие отряды «Техрик-э-Талибан Пакистан» (ТТП, деятельность организации запрещена в РФ). Пакистанские СМИ сообщают, что пограничники и дислоцированные в районе армейские подразделения понесли тяжёлые потери и отступили. Власти Пакистана обвиняют официальный Кабул в поддержке боевиков ТТП, что, впроч

Афгано-пакистанский вооружённый конфликт разгорается. Со второй половины февраля 2025 г. на границе между двумя странами постоянно вспыхивали перестрелки, а с начала марта на стороне Афганистана в войну открыто вступила группировка пакистанских талибов, возглавляемая Хафезом Гулем Бахадуром. В течении трёх дней террористы группировки совершали самоубийственные атаки в городе Банну в провинции Хайбер-Пахтунхва. Последний теракт с использованием заминированных автомобилей унёс жизни 13 человек, в том числе четырёх детей.

5 марта группы боевиков вторглись из Афганистана на территорию Пакистана, атаковав позиции силовиков в районе Банну. На пакистанской территории к боевикам Бахадура примкнули другие отряды «Техрик-э-Талибан Пакистан» (ТТП, деятельность организации запрещена в РФ). Пакистанские СМИ сообщают, что пограничники и дислоцированные в районе армейские подразделения понесли тяжёлые потери и отступили.

Пакистанские талибы
Пакистанские талибы

Власти Пакистана обвиняют официальный Кабул в поддержке боевиков ТТП, что, впрочем, уже невозможно отрицать.

Радикальная исламистская группировка Хафеза Гуль Бахарура - автономная часть ТТП, сформированная в Северном Вазиристане в 2007 г. В 2005-06 гг. Бахадур, вождь племени Утманзай Вазир, вёл войну с пакистанской армией. Война в Северном Вазиристане потребовала от Пакистана переброски в зону боёв крупных сил с бронетехникой, артиллерией и авиацией, при этом нанести поражение местным талибам армия не смогла, и в 2006 г. было подписано перемирие. Под началом Бахадура было 10-12 тыс. боевиков, значительная часть которых была участниками узбекских, таджикских и уйгурских террористических организаций. Северный Вазиристан фактически стал самостоятельным непризнанным государством, управляемым племенными вождями, вступившими в ТТП. Главным вождём «государства» был Бахадур.

В 2004-06 гг. в Северном Вазиристане шла настоящая война
В 2004-06 гг. в Северном Вазиристане шла настоящая война

В 2007 г. Бахадур стал заместителем лидера ТТП, но разошёлся с «коллегами» из-за того, что он выступал за мир с Пакистаном и войну с американцами и их ставленниками в Афганистане, в то время как большинство активистов ТТП требовали воевать с Пакистаном. Поэтому группировку Бахадура в Пакистане даже называли «хорошим Талибаном». Считается, что мир с Пакистаном Бахадур заключил под влиянием афганских талибов, прежде всего «Сети Хаккани», с которой у него сложились особые отношения.

Во время правления в Афганистане прозападного правительства, и присутствия там войск США вазиристанские талибы, включая отряды Бахадура, воевали с американцами и их сторонниками в Афганистане вместе с афганскими талибами: так сложился военно-политический союз афганского Талибана и пакистанского ТТП (во всяком случае, северо-вазиристанского отделения группировки).

С 2009 г. отношения Бахадура с Исламабадом испортились: он резко возражал против ударов американскими БПЛА по афганским талибам на пакистанской территории, чему пакистанское правительство не мешало. В 2014 г. Бахадур окончательно разорвал отношения с Исламабадом, и объявил о переходе своих отрядов в Афганистан.

После прихода Талибана к власти в Афганистане Бахадур возобновил войну с пакистанскими властями; при этом до последнего времени афганский Талибан решительно отрицал свои связи с ТТП, а последние не рекламировали поддержку со стороны Афганистана. Хотя для пакистанской разведки не было секретом, что боевики ТТП имеют военные лагеря в Афганистане, уходят туда от преследования пакистанских войск, и совершают рейды в Пакистан с афганской территории.

Бахадур продолжает поддерживать связи с главой «Сети Хаккани» Сираджуддином Хаккани, занимающим пост министра внутренних дел Афганистана. Известно, что «Сеть Хаккани», хоть и является коллективным членом правящего в Афганистане Талибана, отличается от других фракций движения особым радикализмом и ненавистью к Западу и США. «Сеть» считает Пакистан прозападным государством, и открыто симпатизирует ТТП, от которого официальный Талибан пытался откреститься (впрочем, не мешая ему скрываться от ударов пакистанских ВВС на афганской территории).

Серым цветом обозначены территории, контролируемые ТТП, серо-розовым штрихом – зоны, где присутствуют боевики ТТП
Серым цветом обозначены территории, контролируемые ТТП, серо-розовым штрихом – зоны, где присутствуют боевики ТТП

Теперь, когда начинающуюся афгано-пакистанскую войну остановить уже трудно, ТТП становится в руках Кабула стратегическим оружием, способным переломить ход военных действий в пользу Афганистана. Если преимущество Пакистана – в наличии хорошо обученной армии, имеющей все виды и типы современных вооружений (бронетехнику, авиацию, ракеты и даже ядерное оружие), то Афганистан имеет в тылу противника тысячи хорошо вооружённых и фанатичных боевиков. Которые к тому же имеют значительную поддержку пакистанских пуштунов, составляющих 15% населения страны, и компактно населяющих всю её северо-западную часть.

А если учитывать предположительные контакты ТТП с сепаратистской Армией освобождения Белуджистана, оперирующей на юго-западе страны, и очень популярной «городской» партией «Техрик-и-Инсаф» («Движение за справедливость») экс-премьера Имрана Хана, положение Пакистана представляется очень трудным.

Читайте новости на телеграм-канале "Патагонский казакъ" t.me/...nez