Найти в Дзене

Аромат цветущего сада или история экспоната №4

"Красная Москва" разных "поколений"
"Красная Москва" разных "поколений"

Этот экспонат является, наверное, одним из самых парадоксальных в истории парфюмерии. С одной стороны, духи – это очень личная вещь. Предположу, что каждая женщина в течение своей жизни ищет тот самый единственный и неповторимый аромат, который будет ассоциироваться у окружающих с ней и только с ней, поднимать ей настроение и приносить в жизнь удачу. Думаю, данный тезис со всей полнотой можно отнести и к сегодняшнему экспонату. А с другой стороны, сложно найти в истории отечественной парфюмерии другой такой же аромат, который бы вызывал ассоциации абсолютно у всех людей на протяжении нескольких поколений (причем независимо от пола), рожденных в СССР. Я не являюсь исключением (если они вообще есть)…

Да , этот аромат-история: воспоминания о бабушках, которые использовали их в молодости, о праздниках и семейных торжествах. Этот аромат переносит в детство, когда на трюмо стоял флакон с духами и их запах наполнял комнату атмосферой любви и заботы.

Итак, речь идет о духах «Красная Москва». У меня они тоже ассоциируются с моей бабушкой. Мы с ней не долго были вместе, но ее образ в памяти запечатлен неразрывно с этим ароматом.

Духи «Красная Москва» для меня значимы как для историка, поскольку они являются ярким примером воплощенного стремления «сказку сделать былью». Безусловно, история становления советской власти пропитана реализацией этого стремления: все дети получили возможность играть в куклы и машинки, а не только какая-то привилегированная часть общества, получать образование и читать книги, покупать литературу, стала доступна косметика (да, не французская, но при «старом режиме» даже о такой помыслить было сложно большинству женщин) и многое другое.  Вот и духи «Красная Москва»… или все-таки «Любимый букет императрицы»?

Да, существует легенда, что авторство аромата, ставшего основой для духов «Красная Москва», принадлежит Огюсту (Августу) Мишелю – французскому парфюмеру, работавшему на фабрике «Брокар и К»  и сочинившему в 1913г. к 300-летию дома Романовых духи «Любимый букет императрицы». Но эта легенда не единственная.  Например, еще одна легенда гласит, что основа композиции аромата появилась  раньше. Ее разработал еще Генрих Брокар и воплотил в духах «Букет императрикс».  А еще раньше Брокар преподнес  Великой княжне Марии Александровне – дочери Александра II – букет из искусственных цветов (роз, фиалок, ландышей, нарциссов), чьи восковые лепестки были пропитаны эссенциями, которые в совокупности создавали композицию, похожую на будущие духи.  Похожесть выражалась в том, что и тот и другой аромат были цветочными.

Вот так сложна и витиевата предыстория создания. Да, все-таки предыстория, так как сама история несколько проще.  Фабрика Брокаров была национализирована в 1917г. и поначалу ей не было места в новой революционной реальности. Невольно приходит цитата из любимого советского фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра»: «Вы слышали, господа, они здесь розы нюхают! А мы в это время воюем». Поэтому в первые годы новой власти уделом «Замоскворецкого парфюмерно-мыловарного комбината № 5» (именно так теперь называлась фабрика «Брокар и К») было производство мыла и… новых денег (часть помещений было передано фабрике Гознака). Но новая заря отечественной парфюмерии была уже близко. Причем и в прямом и в переносном смысле. Огюст Мишель, который не покинул (или не смог покинуть) Россию, предложил переименовать комбинат в «Новую Зарю» (есть версия, что автором названия являлся руководитель комбината А. Звездов), а также стал автором новых, но уже советских ароматов «Манон», «Красный мак», а также, конечно, «Красная Москва». Возможно, он и хотел бы возродить старый аромат «Любимый букет императрицы», но это было невозможно даже чисто технически: многие ингредиенты стали недоступны. Представленный впервые в 1925г. аромат духов «Красная Москва» - стал новым этапом развития отечественной парфюмерии.

Вот такое описание этого аромата дает Фридман Р.А.: «Красная Москва» - ассоциируется с изящной теплотой, игривой и кокетливой томностью, мелодичной, пластичной певучестью» (См.: Фридман Р.А. Парфюмерия и косметика. М., «Пищевая промышленность», 1975. С.22).

Для кого-то этот аромат ассоциируется с цветущим садом МГУ ...) Этой надписи столько же лет, сколько и флакону духов
Для кого-то этот аромат ассоциируется с цветущим садом МГУ ...) Этой надписи столько же лет, сколько и флакону духов

Парфюмерная композиция духов фантазийна. Ее составляющие Фридман Р.А. описывает так: «Ирис, гвоздика, жасмин, флердоранж (цветы апельсинового дерева), мускус, гелиотроп» (Там же. с.42)

Новое поколение духов. Духи "Красная Москва Лайт". ЗАО "Новая Заря". ГОСТ 31678-2012.
Новое поколение духов. Духи "Красная Москва Лайт". ЗАО "Новая Заря". ГОСТ 31678-2012.

На мой взгляд название "Красная Москва" подобрано очень удачно, так как в полной мере соответствует этому городу. Возможно даже в большей степени дореволюционному его духу, в музыкальной форме так гениально воплощенному Федором Шаляпиным в песне "Вдоль по Питерской".

Легендарный аромат не почивает на лаврах (если так можно сказать про аромат). Он старается идти в ногу со временем. И вот перед нами новая его версия. В моей небольшой коллекции духов он уже занял свое место.

P.S.: Уважаемые читатели, если вы располагаете интересными материалами и историями, делитесь, пожалуйста, ими в комментариях. Наши истории – это наша История!