Найти в Дзене
Погранец на стройке

Командир отделения Керкинской ДШМГ ПВ КГБ СССР о службе в Афгане: иногда задумываюсь, а как я-то жив остался?

Осенью 1981 года Валерий Седаев был призван в Пограничные войска КГБ СССР: Благовещенский пограничный отряд (КДПО). После окончания с отличием школы сержантского состава, прослужил полтора месяца на ПЗ "Сергеевка". В Демократической Республике Афганистан проходил службу в составе десантно-штурмовой манёвренной группы Керкинского погранотряда (КСАПО). Награжден медалями: "За отвагу", "За отличие в охране государственной границы СССР".

В июле 1982 года, после службы на границе, меня вызвал в канцелярию начальник заставы и объявил: "Вы направляетесь в командировку, подробности узнаете в отряде!" Утром пришел автобус, на котором я и еще несколько пограничников с линейных застав прибыли в Управление Благовещенского погранотряда. Оттуда — в Управление КДПО округа, которое дислоцировалось в Хабаровске. После формирования двух эшелонов, проехав всю страну, прибыли в Среднюю Азию. Всю дорогу мы не знали куда едем. Но догадывались. Уже третий год в Демократической Республике Афганистан шла гражданская война. И ограниченный контингент советских войск по просьбе законного правительства ДРА оказывал военную помощь дружественному государству. Но ведь пограничники не должны были пересекать Государственную границу. И это многих успокаивало... Но, вопреки всему, в Туркмении, на базе Керкинского погранотряда была создана десантно-штурмовая маневренная группа (Керкинская ДШМГ). Это подразделение подчинялось Оперативной группе Главного управления пограничных войск (ОГ ГУПВ) в Москве и принимало участие во всех крупных боевых операциях в зоне ответственности КСАПО. А костяк ДШМГ составили пограничники КДПО, переодетые в общевойсковую форму. На усиление им и ММГ, которые уже несли службу по охране стокилометровой зоны ответственности на территории ДРА, прибыли и мы - благовещенцы.

Военнослужащие ДШМГ в месте своей постоянной дислокации - Керкинский пограничный отряд (КСАПО)
Военнослужащие ДШМГ в месте своей постоянной дислокации - Керкинский пограничный отряд (КСАПО)

Боевое слаживание проходило в Керкинском погранотряде. Занимались необходимой для боевых действий в Афганистане подготовкой: стреляли, ползали по горам, бегали в полной боевой выкладке.  Но сначала ранцы почти пустыми были, чтобы попривыкли, а потом в них клали все больше и больше груза. Обычно в ранце укладывались сухой паек на трое суток, цинк патронов, теплые вещи. У сержантов была еще ракетница. Поднаторели в таскании до того, что эти рюкзаки хватали одним лишь пальцем и закидывали на плечи. Из основного оружия – автомат АКС-74У. Но, опять же, всё зависело от того, на какой должности стоял солдат. У пулеметчика был пулемет, у гранатометчика – АКМ, РПГ и пара гранат в ранце за спиной. Минометчики таскали на себе разобранное орудие – один трубу несет, другой плиту-лафет, остальные – ящики с минами. Первое время сами изготовляли себе специальные жилеты с карманами, чтобы носить автоматные магазины на теле и в бою быстро их доставать. Потом такие жилеты — разгрузки для Вооруженных сил стали шить на предприятиях.  Патронов при себе было много: четыре магазина в подсумке, четыре – в кармашках, два спаренных магазина в автомате и в жилете… Как потом пригодилась эта тяжелая физическая и боевая подготовка!

Учебный марш-бросок пограничников Керкинской ДШМГ во время боевого слаживания
Учебный марш-бросок пограничников Керкинской ДШМГ во время боевого слаживания
После боевого слаживания в Керкинском погранотряде, я был распределен командиром отделения в только что созданную ДШМГ Керкинского погранотряда под командованием капитана Сергея Алексеева. Базируясь на территории Керкинского погранотряда (г. Керки, Республика Туркменистан) с ноября 1982 г. ДШМГ начала вылетать на операции, десантируясь с вертолетов в различных районах Северного Афганистана.

3 января 1983 г. в г. Мазари-Шариф басмачи, убив охранника, захватили и угнали автобус с 16-ю советскими специалистами мелькомбината. В операции по освобождению заложников приняли участие и пограничники: три мотоманёвренные группы и Керкинская ДШМГ, в составе которой было и мое отделение. Заложников спасли, но на этой операции ДШМГ понесла первую боевую потерю – 18 января 1983 г. погиб при разрыве гранаты рядовой Калачиков Виктор.

Со временем нас стали направлять на сопровождение колонн, которые постоянно пытались уничтожить "духи". Попасть в засаду –страшное дело. Колонна заходит в ущелье. Душманы миной или из гранатомета подрывают первую машину, чтобы техника остановилась, потом последнюю, чтобы обратного пути не было, развернуться-то на узкой дороге нельзя. Затем бьют в середину. Получается кровавая бойня. Для того, чтобы этого не допустить, перед маршем высылали авиацию, которая зачищала прилегающую к дорогам территорию. Затем по возможности скрытно на точку высаживались десантники, которые окапывались на господствующих высотах и прикрывали проходящую советскую технику от нападения моджахедов.
Один раз сами попали в засаду. Во время приземления в большое ущелье нас обстреляли. С трудом обнаружили "духов", которые искусно маскировались в знакомых им горах.  И под командованием лейтенанта открыли ответный огонь, а затем стали их преследовать. Впереди шло мое отделение, которое догнало сопротивляющегося врага и, выполняя приказ, без потерь личного состава уничтожило "духов".
Если случались засады, обстрелы, похищения советских специалистов, мы вместе с афганскими военнослужащими, представителями народной милиции — Царандоем и государственной безопасности — ХАД окружали мятежные кишлаки, после чего в село сначала заходили афганские подразделения, и лишь затем советские. Выводили из домов всех жителей, отводили на проверочно-фильтрационный пункт, где с подозреваемыми начинали работать афганские силовики из ХАДа и Царандоя  – проверять документы, проводить допросы. Во время прочесывания в хорошо замаскированных схоронах часто находили исправное оружие: от современных АК, до старинных английских "буров", однозарядных "берданок" и автоматов ППШ времен Второй мировой, которое впоследствии передавали афганским правительственным войскам.
Минометчики Керкинской ДШМГ в окопах на боевой позиции. ДРА, 1982 год
Минометчики Керкинской ДШМГ в окопах на боевой позиции. ДРА, 1982 год

Переслужил в Афгане четыре месяца: ждали, пока хорошо подготовленную смену прислали.  И уволился в запас лишь 6 марта 1984 года. О той войне мне вспоминать трудно. Ребята совсем молодыми погибали. У других увечья серьезные остались. Иногда задумываюсь: а как я-то жив остался? А потом осознаешь – соблюдали инструкции, всё то, чему учили, и на рожон не лезли. Как бы всё закономерно получается.

Источник информации: shuravi-ural.ru

Фотографии с сайта: kerki-desant.ucoz.ru

Уважаемые читатели! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями!