- — Арина, скажите, пожалуйста, почему для получения профессии актрисы вы выбрали Школу Театра Олега Табакова?
- — Вы уже поняли, чем Школа Табакова отличается от других театральных учебных заведений? Чем, на ваш взгляд, она привлекает абитуриентов?
- — А кто из педагогов вам близок больше всего по духу, по творческому настроению?
— Арина, скажите, пожалуйста, почему для получения профессии актрисы вы выбрали Школу Театра Олега Табакова?
Честно говоря, Школа Табакова была не первой среди учебных заведений, в которые я хотела бы поступить. Я родом из Новосибирска, и поэтому поначалу думала поступать в Новосибирский колледж культуры и искусств. Можно сказать, что я уже одной ногой была его студенткой, потому что до этого участвовала в чтецком конкурсе и получила диплом «Надежда», который давал возможность быть принятой в колледж без вступительных экзаменов. А потом папа вычитал в газете, что в Новосибирске проходят конкурсные просмотры в Театральную Школу Олега Табакова, и с этого момента больше никаких иных творческих вузов для меня не существовало. Я приняла решение участвовать в прослушиваниях и прошла их. Так колледж Табакова появился в моей жизни и есть в ней, слава Богу, до сих пор.
— Вы уже поняли, чем Школа Табакова отличается от других театральных учебных заведений? Чем, на ваш взгляд, она привлекает абитуриентов?
Школа уникальна прежде всего тем, что это не только учебное заведение, — это Дом. Гениальная идея Олега Павловича — здесь мы учимся, здесь мы и живём: получаем образование, набираем профессиональный опыт, взрослеем. Это не просто общежитие, какие есть в других вузах, здесь чувствуешь себя как дома, это место защищённости, которую тебе даёт чувство родового гнезда, которое поддерживают и твои педагоги, сильнейшие педагоги — не в укор другим вузам, просто я так чувствую, так воспринимаю свою Школу. Я люблю её!
Ещё об исключительности Школы: с того момента, когда она стала высшим учебным заведением, у выпускников колледжа появилась возможность здесь же получить высшее специальное образование. Это Артур Касимов, Никита Уфимцев, Анастасия Богатырёва, Наталья Попова, Владислав Миллер, Севастьян Смышников, Ксения Утехина и Арина Долгих. Все они профессиональные артисты, служащие в ТОТ, и половина из них — педагоги колледжа, который они окончили. Такая вот связка: выпускник-педагог-студент. Такого больше нет нигде, во всяком случае, в нашей стране. Принцип «уча, учусь» позволяет им одновременно, играя спектакли на профессиональной сцене Театра Олега Табакова, учиться ещё и в Театральной школе Олега Табакова. В этом состоит уникальность нашего театра, нашей школы. Владимир Львович Машков всегда говорит, что мы — единое целое: Театральная школа и театр. Мне кажется это очень правильным. Студенты колледжа, совсем ещё молодые артисты, только начинающие свой творческий путь, работают на профессиональной сцене вместе с народными и заслуженными артистами!
— А кто из педагогов вам близок больше всего по духу, по творческому настроению?
— Все, так или иначе, и каждый по-своему. Каждый из педагогов принимал участие в моём становлении как личности, как творческой единицы, и я всем им благодарна. Честно скажу — не могу кого-то одного выделить, каждый педагог — родной человек. Благодаря им мы, студенты, стали одной большой семьёй и потому жили, можно сказать, плечом к плечу четыре года в одном месте. Все ребята для меня, как братья и сёстры, мы до сих пор общаемся, и все в прекрасных отношениях, несмотря на то, что мы уже взрослые занятые люди, у многих семьи, работа. Но самый главный человек, с кем у меня самая крепкая связь, — мой муж, актёр Владислав Наумов, с которым мы одновременно поступили в колледж Олега Табакова, вместе отучились и были приняты в труппу Театра Олега Табакова. Мы вместе уже много лет, и у нас подрастает сын. Если бы не колледж Табакова и, главное, если бы не Олег Павлович Табаков, который выбрал нас, возможно, мы с Владом и не встретились бы и не создали нашу семью.
— Профессия актёра не из лёгких и не даёт никаких гарантий на то, что ты вообще будешь работать по специальности, не говоря о каком-то успешном творческом пути. И всё-таки вы вступили на этот путь, чем был обусловлен ваш выбор?
Наверное, юношеская глупость и непонимание в полной мере, что меня ждёт впереди. (Улыбается.) Я очень хорошо помню первую встречу с Олегом Павловичем, когда курс уже был набран (уникальный случай: нас отобрали 25 человек вместо обычных 24-х), мы стояли полукругом, а в центре — Табаков, который сказал, обращаясь к нам: «Вы, пожалуйста, ещё раз хорошенько подумайте, на что вы идёте, потому что профессия, которую вы выбрали, очень жестокая и бывает ещё очень часто несправедливой». Однако не нашлось ни одного человека, который тогда передумал бы.
С самого начала моим девизом при поступлении стала цитата Гая Юлия Цезаря: «Пришёл, увидел, победил». Я была очень уверена в своих силах тогда. Меня поддерживали родители, постоянно внушая огромную веру в себя. Со временем, разумеется, я, как и все остальные мои ребята-однокурсники, столкнулась с рядом определённых трудностей, множеством падений, провалов, ужасным чувством несправедливости иногда. Это часть жизни актёра. Наш путь очень сложен и тернист. Однако сейчас, спустя много лет, я понимаю, что этим и прекрасна наша профессия, за это я её и люблю: за сложности, потому что сложности и преграды помогают нам расти и становиться сильнее как артистам, как личностям. И, конечно же, я люблю свою профессию за возможность быть кем угодно: врачом, пианистом, космонавтом… Благодаря этой профессии ты можешь быть разного возраста, разных национальностей, прожить вместе со своими героями разные годы и эпохи. И эти «подселенцы», как называет их Владимир Львович Маш- ков, даже в жизни иногда помогают, потому что когда ты ищешь в своей героине объяснение или оправдание тех или иных поступков в предлагаемых обстоятельствах, ты и для себя что-то новое открываешь в реальной жизни, сравниваешь и думаешь: «Ааа, наверное, это интересно, или я бы так не поступила». То есть каждый раз это не только работа над ролью, но ещё и над самой собой. Это очень интересно и увлекательно. Всегда».
— Считаете ли вы, что Школа Вам в профессиональном плане дала всё, что необходимо, или всё-таки надо ещё учиться, и если — да, то где и как?
Учиться необходимо всегда. Школа дала мне многое, но я продолжаю учиться у своих педагогов, с которыми выхожу на одну сцену, с которыми я работаю, репетирую. Это потрясающе, что мы все рядом и учимся не только у педагогов, но и у студентов, которые тоже проходят этот сложнейший путь – заново с ними вспоминаем, какие были трудности во время учёбы, и через призму времени смотрим на себя же, узнаём себя в студентах и понимаем – да, точно, вот я помню, что у меня была тоже похожая ситуация и приходилось решать все вопросы заново. Не зря говорят: «Повторение — мать учения», и не важно, ты ещё студент или уже артист, все должны продолжать учиться, потому что в профессии нет предела совершенству, нет потолка, которого ты достиг, и больше расти некуда. В нашем театре мы постоянно учимся, об этом говорил нам Олег Павлович, постоянно говорят Владимир Львович и все педагоги.
Актёр работает круглосуточно. Нет такого, что ты переступил порог театра и твоя работа закончилась. Нет. На улице, дома, в метро, на прогулке в парке, в магазине, в самолёте, в очереди в поликлинику — организм актёра устроен так, что мы автоматически занимаемся наблюдениями за другими людьми. Смотря фильм или спектакль, мы наблюдаем за игрой актёров — идёт постоянный творческий процесс, постоянная умственная работа. Олег Павлович часто рассказывал нам истории из своей жизни, говорил, что у каждого актёра должны быть «ящички воспоминаний», которые надо открывать, чтобы «подкладывать» необходимые эмоции в работе.
— Скажите, Арина, сколько в процент- ном отношении в каждой роли от вас самой?
Да, я часто об этом думаю, когда начинаю работать над новой ролью, и преж- де всего стараюсь представить, что было бы, если бы я, лично я — Арина Автушенко, оказалась в этих конкретных обстоятельствах, и уже потом, если того требует режиссёр или партнёр, приближала это решение к своей героине, решала бы — поступила бы она так или нет в заданных обстоятельствах. Это очень сложно, потому что не хочется быть одинаковой во всех ролях — характеры и судьбы у всех разные, и я стараюсь найти разные краски. Конечно, в процент- ном соотношении, наверное, большая часть в моих героинях от меня, но иногда мне кажется, что я эту саму себя, какая я есть на самом деле, потеряла, потому что профессия располагает к многоликости... (Улыбается.)
— Какая из ваших героинь вам наиболее близка?
Все. Каждая героиня мной любима, хотя по-своему, по-разному. Например, в «Бумбараше» я играю бандитку, и каждый раз, когда выходим на сцену, меня пробирает до дрожи, ток по жилам идёт — так я чувствую мощь характера своей героини. Вообще все мои героини сильные — все хотят жить, все борются за своё счастье теми или иными способами: кто-то — через революцию, а кто-то — через любовь… В спектакле «Охота жить» я обожаю всех трёх героинь, роли которых исполняю, но особенно близка мне Нюся в «Светлых душах». Василий Макарович Шукшин не случайно назвал этот рассказ именно так: Нюся, как и её муж Михайло, — настоящая светлая душа. Она открытая, она — человек, лишённый эгоизма.
— Как вам работается с Владимиром Львовичем, каким видите его в свете тех задач, которые он ставит перед театром?
Владимир Львович Машков — один из самых гениальных актёров и режиссёров в нашей стране. Всегда восхищалась и продолжаю восхищаться его талантом — как тонко, как точно он чувствует человеческую природу! Как режиссёр Владимир Львович для меня всегда «в десятку», всё, что он говорит, всегда очень точно, и каждый раз думаешь, как же я сам до этого не догадался! Машков — гений, и я убеждена, что он может сыграть абсолютно лю- бую роль, нет роли, с которой он не справился бы.
— Расскажите о вашей героине Кате из спектакля «Позывной Тишина». Было ли распределение на эту роль неожиданностью для вас?
Я даже не предполагала, что могу получить эту роль. Катя — удивительная женщина: героическая, решительная, уверенная в себе и в том, что делает в жизни. Она сильная духом, и я восхищаюсь её смелостью, ведь Катя решается на поступок, на который способна не каждая женщина. Ещё она оптимист, и в ней есть просто необъятное, мощное чувство любви. Катя доверяет своим чувствам, на что тоже не каждый способен. Казалось бы, она живёт, как говорят, в зоне комфорта, — у неё муж, двое детей, вполне устроенная жизнь, но судьба сводит её с Артёмом, и между двумя людьми возникает мощная связь.
— А как живёт ваша семья? Читателям всегда интересно, чем дышит актриса или актёр вне театра. Есть ли у вас время на хобби? Как вы отдыхаете, снимаетесь ли в кино?
На самом деле, я много чем люблю заниматься, но не всегда хватает на это времени. Свободного времени у меня очень мало и потому что много работы и в театре, и обязанностей дома — моему сыну Георгию два года и восемь месяцев. Конечно, нам помогают и моя мама, и мама мужа, и няня — замечательная женщина, которая с трёх месяцев сидит с нашим сыном, благодаря чему на работу я вышла довольно рано после рождения ребёнка. Георгию было пять месяцев, когда я вернулась в репертуар. Мы возили сына с собой в театр вместе с няней (Улыбается.), не хотели его оставлять дома. Пока мы с мужем репетировали и играли спектакли, сын был с няней в гримёрке. Так продолжалось, пока сыну не исполнился год, и теперь мы спокойно оставляем его дома с няней или бабушками. У нас золотой ребёнок.
Из увлечений — я очень люблю петь и слушать музыку. Я не езжу в метро без наушников и очень расстраиваюсь, если вдруг забыла их или в них села батарейка. Музыку слушаю разную, начиная от классики и заканчивая поп- или рок-музыкой и даже рэпом. Я специально езжу в метро на работу и с работы, чтобы слушать музыку. Друзья смотрят косо, когда я отказываюсь от предложений подвезти меня домой, а я люблю ездить в метро, потому что там благодаря наушникам и музыке могу побыть наедине с собой и слушать, слушать… Это время для себя. В музыке я черпаю вдохновение.
Ещё я очень люблю готовить, люблю животных и люблю ходить в гости к друзьям, у которых есть животные — кошки, собаки. Правда, с друзьями видеться часто не получается — недавно, однако, удалось встретиться с однокурсницей, с которой не виделись очень много лет, но получилось хорошо, даже квартирник какой-то — по- сидели, попели под гитару, без творчества никуда. (Улыбается.) С сыном тоже не обходимся без музыки: Георгий очень лю- бит играть на барабанах, игрушечном пианино, петь песни, слушать, как мы ему поём песни, и подпевать, а ещё он обожает слушать Чайковского, Рыбникова, Таривердиева, аудиосказки Пушкина, Толстого, Ершова (кстати, в исполнении великого и любимого Олега Табакова). В общем, наш сын — аудиал. Особых семейных традиций у нас ещё нет, но праздники мы проводим вместе, любим приглашать гостей к нам. Если выдался выходной, мы любим втроём с мужем и сыном поехать в парк погулять. В отпуск уже второй год ездим на родину мужа в Елец, где живёт его бабушка, у неё большой дом и есть двор с огромными голубыми елями. Там мы напитываемся энергией, дышим свежим воздухом… Такое место силы. А вот летать к моим родным в Новосибирск сложнее — из-за расстояния, которое малышу пока трудно преодолевать. Он ещё маленький, у него свой режим, а тут перемена часовых поясов — он только перестроится, и уже надо возвращаться.
— Арина, а есть у вас какой-то жизненный принцип или слоган, которому вы следуете, или система правил, которыми вы руководствуетесь?
Я помню, когда мы только поступили в колледж Олега Табакова, у нас были своего рода буклеты — книжки с нашими фотографиями, под каждой из которых стояла наиболее понравившаяся нам цитата великого человека. Я выбрала слова Гая Юлия Цезаря: «Пришёл, увидел, победил». Тогда мне казалось, что это правильно, сейчас я уже, наверное, процитировать кого-то не смогу, но могу сказать от себя: «Мне хочется верить и знать, что в людях есть свет и добро». Хочу, чтобы каждый человек не забывал всегда находить в себе этот свет, потому что в мире вокруг сегодня так много негатива, в людях появилась озлобленность... Всё же хочется, чтобы каждый не забывал находить в себе человека. Как в «Старшем сыне» Александра Вампилова: «Все люди — братья!» Я с этим согласна и хочу, чтобы так было. Это моя жизненная позиция.