Братья Ткачевы - феноменальное явления в российском и советском искусстве. Практически невозможно найти пример в истории искусств чтобы так гармонично, само проникновенно работали два талантливых человека. Художник, добившийся признания, не может не иметь амбицией, но в этом случае, само явление Ткачевых- уникально. Их помыслы, творческие стремления, амбиции как бы слились воедино, приумножили эмоциональную и творческую силу.
Мне близки и интересны художники, чье творчество формировалось вместе с непростым историческим прошлым нашей страны. Часто они были непосредственными участниками исторических событий.
Братья Ткачевы родились недалеко от Брянска, в деревне Чучуновке, Сергей Петрович- в 1922 г. , Алексей Петрович в 1925 г.. Сергей Петрович и Алексей Петрович росли в большой рабочей семье, где с детства приучены были к труду. Петр Афанасьевич Ткачев пытаясь вырваться из нищеты, уехал в Брянск, работал официантом, извозчиком и ,наконец, был принят на Брянский завод разнорабочим. Будучи человеком деятельным и трудолюбивым, быстро становиться кадровым рабочим. Мария Васильевна Лемешева- мать будущих художников, была человеком удивительным. Так сложилось, что забота о хозяйстве и детях, большую часть времени, легла на ее плечи, отец лишь изредка приезжал домой, живя и работая в городе. « Большое материнское сердце вмещало в себя столько любви и ласки, что их хватало на всех детей. В длинные зимние вечера, при свети лучины, дети усаживались рядом и, затаив дыхание, слушали удивительные, проникнутые народной поэзией материнские сказки, старинные русские былины». Эту цитату я привела из книги- альбома И. А. Круглого. Российского и советского искусствоведа, кандидата искусствоведения, член-корреспондента Российской Академии Художеств.
В 1931 г вся семья переехала в город Бежецк, где работал отец. Однако на лето дети уезжали в родные края. И эта жизнь в деревне, природа оставили неизгладимые впечатления на будущих художников. Ребята быстро освоились на новом месте. Четверо младших братьев — Виктор, Сергей, Алексей и Василий- держались всегда вместе. Старший, Виктор, был самым деятельным среди братьев. Рисовать он начал так же первым и вовлек в это занятие остальных, и все четверо ходили в кружок рисования.
Приход братьев в Бежецкий Дом пионеров в 1936 г. стоит отметить как этап в жизни будущих художников. Это было началом их творческого пути, приобщения к миру искусства. Среда в которую попали братья придя в Дом пионеров, первые учителя, которые, как правило, играют огромную роль в становлении будущих художников- все это породило горячую любовь к искусству и огромную волю к достижении цели. У Сергея и Алексея в кружке было два педагога, В.И Влазнев и А.И. Масленко, но в творческой биографии братьев Ткачевых, особое место принадлежало первому учителю -В.И. Влазневу. Одаренные братья, их любовь к рисованию, очень скоро обратили на себя внимание.
Старший брат, Виктор Ткачев, в последствии, поступил в Витебское художественное училище и закончил его, но в дальнейшем получил юридическое образование. По его стопам пошел и младший, Василий, закончив юридический институт. А вот Сергей и Алексей упорно шли к своей цели.
По-разному сложились их первые шаги в искусстве. Неизгладимый след в их судьбах оставила война. Вслед за Виктором в 1938 г в Витебское художественное училище поступил Сергей. Сергей очень быстро выдвинулся в число лучших студентов. Он отлично успевал по специальностям, его работы в итоговых просмотрах были отмечены преподавателями.
В Витебском художественном училище Сергей Ткачев проучился три года, а осенью 1941 года добровольцем ушел на фронт. Многие сотни километров фронтовых дорог прошагал будущий художник, был тяжело ранен. Демобилизовался из армии в 1945 г. вернулся в Свердловск, куда была эвакуирована вся семья. Нелегкая доля выпала сверстникам Сергея Ткачева. В начале войны, именно им, девятнадцатилетним, полным сил и надежд, пришлось принять на себя первые удары фашисткой армии. Многие из них погибли. А сколько среди них было талантливых людей, и кто знает, что они могли бы создать, оставшись в живых.
Совсем иначе сложилась судьба Алексея. Еще живя в Бежецке, Алексей выиграл Всесоюзный конкурс на лучший рисунок, проводимый журналом «Юный художник». В 1939 г. в Бежецкий Дом пионеров из Москвы пришло письмо с просьбой направить А. Ткачева для учебы в только что образованную Московскую среднею художественную школу юных дарований. В январе 1940 г. Алексей стал учеником Московской средней художественной школы. Это учебное заведение было создано по инициативе советского живописца, историка искусства И. Э. Грабаря.
И.Э Грабарь- русский и советский живописец, последователь импрессионизма, один из основоположников живописи социалистического реализма, искусствовед и музейный работник, художник- реставратор, педагог. Один из наиболее авторитетных изографов русского искусства и архитектуры. Действующий член Императорской Академии художеств, Академии наук, Академии художеств СССР, Лауреат Сталинской премии, Народный художник СССР.
Два года Алексей, успешно учился в МХСШ и к концу второго года обучения, на летние каникулы уехал в Бежецк. Там его и застало начало войны. Семья Ткачевых была эвакуирована в Свердловск. Как только Алексею исполнилось шестнадцать, и он получил паспорт, сразу поступил на Уралмашзавод. Предприятие работало на фронт. «Тяжелые времена пережили тогда,- вспоминал Алексей Петрович,- голодновато было, работали по двенадцать часов в сутки, а иногда приходилось ночевать в цехе.» Но будущего художника не покидала мысль продолжить учебу. Узнав о месте эвакуации своей школы в Башкирии, в селе Воскресенском, - он сразу послал туда письмо. В 1942, в апреле пришел вызов на учебу. Теперь предстояло добраться до школы, а в то время это было делом нелегким, шла война. Ехал он и по железной дороги, и попутками, а последние двадцать пять километров прошел пешком, терпя голод и лишения. Двигало им страстное желание добраться до школы, возобновить занятия — и вот цель достигнута!
Жизнь школы в годы эвакуации — одна из самых ярких страниц ее истории. Школа не просто существовала, он жила насыщенной творческой жизнью. Большая заслуга в этом принадлежала учителям В. М. Добросердову, С. П. Михайлову и директору школы Н. А. Коренбергу. Среди учеников особой популярностью пользовался преподаватель В. В. Почиталов.
Вот как вспоминает об этом педагоге А. Ткачев: «В эвакуации во время войны мы, 15-17 летние юнцы, оказались в красивом Башкирском селе Воскресенском. Мы были молоды, ниспровергали все авторитеты, вплоть до Рембрандта, поэтому так нужен был человек, которому бы мы поверили и который повел бы нас за собой. И такой сильный человек и опытный педагог нашелся- это и был В.В. Почиталов. Он сумел как-то тихо, незаметно подчинить и направить нашу молодую энергию в нужную сторону. Какие это были незабываемые дни, хотя было и голодно, и вместо ботинок на ногах какие-то опорки (кстати, и сам он все лишения переносил вместе с учениками), но как он нас зажигал любовью к искусству! Мы забывали обо всем на свете! И потому для нас всегда было очень важно, что скажет В. В. Почеталов? Он был нашей художественной совестью».
В 1943 г. школа вернулась из эвакуации в Москву. Жизнь начала приходить в привычное русло, работа, учеба, выставки. Событием была помощь учеников школы Государственной Третьяковской галереи. Они принимали участие в разгрузке произведений вернувшихся из эвакуации. С чувством благоговения расставляли у стен полотна великих художников.
В 1945 г. Алексей с отличием завершил среднее образование и поступил на живописный факультет Московского государственного художественного института, а 1946 г., стал студентом этого института и Сергей. Тогда еще Московский художественный институт не носил имени В. И. Сурикова. К этой цели вели их разные дороги, прошли они сквозь тяжелые годы войны, тяготы и испытания. На войне в 1944 г погиб старший брат Серафим.
Атмосфера института в первые послевоенные года была особенной. Студенческий состав был очень разнообразен: от вчерашних школьников, до недавних солдат, вернувшихся с фронта. Но все было подчинено необыкновенному творческому климату: профессора и преподаватели стремились дать своим ученикам как можно больше, а студенты жадно впитывали все, что было для них новым и необходимым. В первые послевоенные года институт возглавлял С. В. Герасимов. Авторитет его, как художника и как преподавателя был безграничен. В институте в эти годы преподавали крупные художники: И. Э. Грабарь, Г. Г. Ряжский, А .А. Осмеркин, А. Т. Матвеев, В. Г. Циплаков, Ю. П. Кугач, В. К. Ничитайло, А. Т. Матвеев, Д. К. Мочальский.
С. В. Герасимов (1885-1964г.г.) -русский и советский живописец и график, педагог. Один из первых действительных членов Академии художеств СССР, доктор искусствоведения, профессор. Народный художник СССР, Лауреат Ленинской премии (посмертно), председатель правления Московского союза художников.
Работы институтского времени, написанные братьями, учебные постановки, натурные штудии привлекали внимание преподавателей. Особенно яркими были работы привезенные Алексеем и Сергеем Ткачевыми из летних практик. Они путешествовали по Оке и Волге, навещали родителей в Белоруссии, были в Астрахани, на Каспии, в Жигулях, Костроме. Привозили богатый натурный материал, портреты, пейзажи, жанровые композиции. Но это были не только сотни этюдов, но и произведения с которыми Ткачевы начали участвовать на выставках.
На протяжении шести лет братья отлично учились, получая повышенную стипендию имени В. И. Суриковаза особые успехи в живописи, рисунке и композиции. Пролетели студенческие годы, пришло время писать дипломные работы. Алексей писал картину «На каникулы», у Сергея тема диплома была так же взята из колхозной жизни. Дипломы Алексея и Сергея Ткачевых были оценены самыми высокими баллами, они были итогом обучения в институте. Перед художниками открылась дорога самостоятельной жизни в искусстве.