Найти в Дзене

Братья Ткачёвы

Братья Ткачевы - феноменальное явления в российском и советском искусстве. Практически невозможно найти пример в истории искусств чтобы так гармонично, само проникновенно работали два талантливых человека. Художник, добившийся признания, не может не иметь амбицией, но в этом случае, само явление Ткачевых- уникально. Их помыслы, творческие стремления, амбиции как бы слились воедино, приумножили эмоциональную и творческую силу. Мне близки и интересны художники, чье творчество формировалось вместе с непростым историческим прошлым нашей страны. Часто они были непосредственными участниками исторических событий. Братья Ткачевы родились недалеко от Брянска, в деревне Чучуновке, Сергей Петрович- в 1922 г. , Алексей Петрович в 1925 г.. Сергей Петрович и Алексей Петрович росли в большой рабочей семье, где с детства приучены были к труду. Петр Афанасьевич Ткачев пытаясь вырваться из нищеты, уехал в Брянск, работал официантом, извозчиком и ,наконец, был принят на Брянский завод разнорабочим. Б

Братья Ткачевы - феноменальное явления в российском и советском искусстве. Практически невозможно найти пример в истории искусств чтобы так гармонично, само проникновенно работали два талантливых человека. Художник, добившийся признания, не может не иметь амбицией, но в этом случае, само явление Ткачевых- уникально. Их помыслы, творческие стремления, амбиции как бы слились воедино, приумножили эмоциональную и творческую силу.

Мне близки и интересны художники, чье творчество формировалось вместе с непростым историческим прошлым нашей страны. Часто они были непосредственными участниками исторических событий.

Братья Ткачевы родились недалеко от Брянска, в деревне Чучуновке, Сергей Петрович- в 1922 г. , Алексей Петрович в 1925 г.. Сергей Петрович и Алексей Петрович росли в большой рабочей семье, где с детства приучены были к труду. Петр Афанасьевич Ткачев пытаясь вырваться из нищеты, уехал в Брянск, работал официантом, извозчиком и ,наконец, был принят на Брянский завод разнорабочим. Будучи человеком деятельным и трудолюбивым, быстро становиться кадровым рабочим. Мария Васильевна Лемешева- мать будущих художников, была человеком удивительным. Так сложилось, что забота о хозяйстве и детях, большую часть времени, легла на ее плечи, отец лишь изредка приезжал домой, живя и работая в городе. « Большое материнское сердце вмещало в себя столько любви и ласки, что их хватало на всех детей. В длинные зимние вечера, при свети лучины, дети усаживались рядом и, затаив дыхание, слушали удивительные, проникнутые народной поэзией материнские сказки, старинные русские былины». Эту цитату я привела из книги- альбома И. А. Круглого. Российского и советского искусствоведа, кандидата искусствоведения, член-корреспондента Российской Академии Художеств.

В 1931 г вся семья переехала в город Бежецк, где работал отец. Однако на лето дети уезжали в родные края. И эта жизнь в деревне, природа оставили неизгладимые впечатления на будущих художников. Ребята быстро освоились на новом месте. Четверо младших братьев — Виктор, Сергей, Алексей и Василий- держались всегда вместе. Старший, Виктор, был самым деятельным среди братьев. Рисовать он начал так же первым и вовлек в это занятие остальных, и все четверо ходили в кружок рисования.

Приход братьев в Бежецкий Дом пионеров в 1936 г. стоит отметить как этап в жизни будущих художников. Это было началом их творческого пути, приобщения к миру искусства. Среда в которую попали братья придя в Дом пионеров, первые учителя, которые, как правило, играют огромную роль в становлении будущих художников- все это породило горячую любовь к искусству и огромную волю к достижении цели. У Сергея и Алексея в кружке было два педагога, В.И Влазнев и А.И. Масленко, но в творческой биографии братьев Ткачевых, особое место принадлежало первому учителю -В.И. Влазневу. Одаренные братья, их любовь к рисованию, очень скоро обратили на себя внимание.

Старший брат, Виктор Ткачев, в последствии, поступил в Витебское художественное училище и закончил его, но в дальнейшем получил юридическое образование. По его стопам пошел и младший, Василий, закончив юридический институт. А вот Сергей и Алексей упорно шли к своей цели.

По-разному сложились их первые шаги в искусстве. Неизгладимый след в их судьбах оставила война. Вслед за Виктором в 1938 г в Витебское художественное училище поступил Сергей. Сергей очень быстро выдвинулся в число лучших студентов. Он отлично успевал по специальностям, его работы в итоговых просмотрах были отмечены преподавателями.

В Витебском художественном училище Сергей Ткачев проучился три года, а осенью 1941 года добровольцем ушел на фронт. Многие сотни километров фронтовых дорог прошагал будущий художник, был тяжело ранен. Демобилизовался из армии в 1945 г. вернулся в Свердловск, куда была эвакуирована вся семья. Нелегкая доля выпала сверстникам Сергея Ткачева. В начале войны, именно им, девятнадцатилетним, полным сил и надежд, пришлось принять на себя первые удары фашисткой армии. Многие из них погибли. А сколько среди них было талантливых людей, и кто знает, что они могли бы создать, оставшись в живых.

Совсем иначе сложилась судьба Алексея. Еще живя в Бежецке, Алексей выиграл Всесоюзный конкурс на лучший рисунок, проводимый журналом «Юный художник». В 1939 г. в Бежецкий Дом пионеров из Москвы пришло письмо с просьбой направить А. Ткачева для учебы в только что образованную Московскую среднею художественную школу юных дарований. В январе 1940 г. Алексей стал учеником Московской средней художественной школы. Это учебное заведение было создано по инициативе советского живописца, историка искусства И. Э. Грабаря.

И.Э Грабарь- русский и советский живописец, последователь импрессионизма, один из основоположников живописи социалистического реализма, искусствовед и музейный работник, художник- реставратор, педагог. Один из наиболее авторитетных изографов русского искусства и архитектуры. Действующий член Императорской Академии художеств, Академии наук, Академии художеств СССР, Лауреат Сталинской премии, Народный художник СССР.

Два года Алексей, успешно учился в МХСШ и к концу второго года обучения, на летние каникулы уехал в Бежецк. Там его и застало начало войны. Семья Ткачевых была эвакуирована в Свердловск. Как только Алексею исполнилось шестнадцать, и он получил паспорт, сразу поступил на Уралмашзавод. Предприятие работало на фронт. «Тяжелые времена пережили тогда,- вспоминал Алексей Петрович,- голодновато было, работали по двенадцать часов в сутки, а иногда приходилось ночевать в цехе.» Но будущего художника не покидала мысль продолжить учебу. Узнав о месте эвакуации своей школы в Башкирии, в селе Воскресенском, - он сразу послал туда письмо. В 1942, в апреле пришел вызов на учебу. Теперь предстояло добраться до школы, а в то время это было делом нелегким, шла война. Ехал он и по железной дороги, и попутками, а последние двадцать пять километров прошел пешком, терпя голод и лишения. Двигало им страстное желание добраться до школы, возобновить занятия — и вот цель достигнута!

Жизнь школы в годы эвакуации — одна из самых ярких страниц ее истории. Школа не просто существовала, он жила насыщенной творческой жизнью. Большая заслуга в этом принадлежала учителям В. М. Добросердову, С. П. Михайлову и директору школы Н. А. Коренбергу. Среди учеников особой популярностью пользовался преподаватель В. В. Почиталов.

Вот как вспоминает об этом педагоге А. Ткачев: «В эвакуации во время войны мы, 15-17 летние юнцы, оказались в красивом Башкирском селе Воскресенском. Мы были молоды, ниспровергали все авторитеты, вплоть до Рембрандта, поэтому так нужен был человек, которому бы мы поверили и который повел бы нас за собой. И такой сильный человек и опытный педагог нашелся- это и был В.В. Почиталов. Он сумел как-то тихо, незаметно подчинить и направить нашу молодую энергию в нужную сторону. Какие это были незабываемые дни, хотя было и голодно, и вместо ботинок на ногах какие-то опорки (кстати, и сам он все лишения переносил вместе с учениками), но как он нас зажигал любовью к искусству! Мы забывали обо всем на свете! И потому для нас всегда было очень важно, что скажет В. В. Почеталов? Он был нашей художественной совестью».

В 1943 г. школа вернулась из эвакуации в Москву. Жизнь начала приходить в привычное русло, работа, учеба, выставки. Событием была помощь учеников школы Государственной Третьяковской галереи. Они принимали участие в разгрузке произведений вернувшихся из эвакуации. С чувством благоговения расставляли у стен полотна великих художников.

В 1945 г. Алексей с отличием завершил среднее образование и поступил на живописный факультет Московского государственного художественного института, а 1946 г., стал студентом этого института и Сергей. Тогда еще Московский художественный институт не носил имени В. И. Сурикова. К этой цели вели их разные дороги, прошли они сквозь тяжелые годы войны, тяготы и испытания. На войне в 1944 г погиб старший брат Серафим.

"Май 1945"
"Май 1945"

Атмосфера института в первые послевоенные года была особенной. Студенческий состав был очень разнообразен: от вчерашних школьников, до недавних солдат, вернувшихся с фронта. Но все было подчинено необыкновенному творческому климату: профессора и преподаватели стремились дать своим ученикам как можно больше, а студенты жадно впитывали все, что было для них новым и необходимым. В первые послевоенные года институт возглавлял С. В. Герасимов. Авторитет его, как художника и как преподавателя был безграничен. В институте в эти годы преподавали крупные художники: И. Э. Грабарь, Г. Г. Ряжский, А .А. Осмеркин, А. Т. Матвеев, В. Г. Циплаков, Ю. П. Кугач, В. К. Ничитайло, А. Т. Матвеев, Д. К. Мочальский.

С. В. Герасимов (1885-1964г.г.) -русский и советский живописец и график, педагог. Один из первых действительных членов Академии художеств СССР, доктор искусствоведения, профессор. Народный художник СССР, Лауреат Ленинской премии (посмертно), председатель правления Московского союза художников.

-5

Работы институтского времени, написанные братьями, учебные постановки, натурные штудии привлекали внимание преподавателей. Особенно яркими были работы привезенные Алексеем и Сергеем Ткачевыми из летних практик. Они путешествовали по Оке и Волге, навещали родителей в Белоруссии, были в Астрахани, на Каспии, в Жигулях, Костроме. Привозили богатый натурный материал, портреты, пейзажи, жанровые композиции. Но это были не только сотни этюдов, но и произведения с которыми Ткачевы начали участвовать на выставках.

На протяжении шести лет братья отлично учились, получая повышенную стипендию имени В. И. Суриковаза особые успехи в живописи, рисунке и композиции. Пролетели студенческие годы, пришло время писать дипломные работы. Алексей писал картину «На каникулы», у Сергея тема диплома была так же взята из колхозной жизни. Дипломы Алексея и Сергея Ткачевых были оценены самыми высокими баллами, они были итогом обучения в институте. Перед художниками открылась дорога самостоятельной жизни в искусстве.