Найти в Дзене
Игорь Орлов

Священник Павел Великанов: как работает духовный абьюз.

Священник РПЦ Павел Великанов дал определение, что такое духовный абьюз в церкви, привел примеры и подсказал, как от него защититься. Что же поведал священник? Читайте ниже (Ставьте лайк, делитесь с друзьями, комментируйте) Духовный абьюз, заметил отец Павел, это особая форма отношений, когда человек привыкает к насилию как к норме со стороны духовника. Насилие, конечно, не физическое, а прежде всего эмоциональное, либо пастырское.
Это феномен невротической религиозности, когда духовные вопросы подменяются невротическими. У некоего молодого человека море комплексов, для себя самого он — ничтожество. У него возникают проблемы в отношении с девушками. Парень даже мысли не допускает, что может оказаться для кого-то привлекательным. Если такой человек попадет к жесткому, авторитарному духовнику, не имеющему собственных детей, не знакомому с подростковой психологией, то большая вероятность, что этот духовник предложит ему монашеский путь. «Это нормально, что ты не знаешь, как общаться с
Оглавление
Священник РПЦ, протоиерей Павел Иванович Великанов, кандидат богословия.
Священник РПЦ, протоиерей Павел Иванович Великанов, кандидат богословия.

Священник РПЦ Павел Великанов дал определение, что такое духовный абьюз в церкви, привел примеры и подсказал, как от него защититься.

Что же поведал священник?

Читайте ниже

(Ставьте лайк, делитесь с друзьями, комментируйте)

Духовный абьюз.

Духовный абьюз, заметил отец Павел, это особая форма отношений, когда человек привыкает к насилию как к норме со стороны духовника. Насилие, конечно, не физическое, а прежде всего эмоциональное, либо пастырское.
Это
феномен невротической религиозности, когда духовные вопросы подменяются невротическими.

-2

Пример, приведенный священником.

У некоего молодого человека море комплексов, для себя самого он — ничтожество. У него возникают проблемы в отношении с девушками. Парень даже мысли не допускает, что может оказаться для кого-то привлекательным. Если такой человек попадет к жесткому, авторитарному духовнику, не имеющему собственных детей, не знакомому с подростковой психологией, то большая вероятность, что этот духовник предложит ему монашеский путь.

«Это нормально, что ты не знаешь, как общаться с девушкой. Это говорит о том, что у тебя налицо монашеское призвание!»


Человек соглашается, под влиянием авторитета духовника ("он все знает, а я то - никто"), уходит в монахи. Но со временем понимает, что
монашество не его путь.

-3

Ибо, по преп. Иоанну Лествичнику: отречение от мирской жизни и приход в монашество может быть правильным только по духовным мотивам: любви к Богу. Человек любит Бога, церковь, монашескую жизнь. Ему не нужна, не интересна светская жизнь. Ему интересней, он счастливей себя чувствует в молитве, послушании, пастырстве, создании богословских трудов, иконописи.

А в этом случае, что описан выше, человек со временем поймет, что его «обманул» духовник. Будет иметь претензии к нему, и еще скажет:

«Батюшка, Вы мне всю жизнь испортили».

А как может быть? Контр пример.

Попадает такой же молодой человек к священнику опытному или психотерапевту, и получает совсем другой совет:

Ни в коем случае не надо тебе идти в монашество, тебе надо поработать с собой.

И помогает в этой работе.

-4

С течением времени парень сам поймет, что его закомплексованность — никакое не призвание к монашеству, а проблема психологического характера, которая даже в монастыре не разрешится…
Надо поработать с собой,
понять себя правильно, обрести себя, разрешить свои «невротические» комплексы.

Бог, опытный духовник и психолог (психотерапевт) в этом помощь.

Самая основная вещь, подчеркнутая священником.

Отец Павел Великанов заметил главную вещь:

Протоиерей Павел Великанов
Протоиерей Павел Великанов

Христианство — религия очень взрослая, она для внутренне зрелого человека. Но чаще всего мы видим, что люди переступают порог храма в поисках решений совершенно житейских проблем.

Если у человека хороший духовник, то человек постепенно повзрослеет и выйдет из состояния «решите за меня эту проблему».

Человек не растворяется в Боге, не прикрывается Им, не теряется в Нем.

Он (если духовная жизнь и жизнь в целом идет правильно) расцветает в Боге, как под солнцем прорастает семя.

Заключение.

Верные слова и полезные советы, но один вопрос остается: как неофиту понять, какой перед ним священник, как пастырь?

Ведь сам человек в потерянном состоянии, в слабости или депрессии. И он еще не умеет оценивать квалификацию священников.

Как ему при таких условиях (личностная слабость и неведение) оценить, кто перед ним - опытный пастырь, который поможет или духовный абьюзер, который повредит?

(по материалам: изд. Правмир от 25.10.2021)

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Ставьте лайк.

Делитесь с друзьями.

Для тех кто проводит пост-голодание во время Великого поста сейчас - мой канал на эту тему.