Найти в Дзене
НЭБ

Никто не гарантирует, будем мы завтра живы или нет

На портале НЭБ хранятся сотни снимков одного из самых правдивых фотографов военных лет – Сергея Струнникова. Фотограф-документалист, он работал в газете «Правда» практически с начала войны. Струнников — автор посмертного фото Зои Космодемьянской, кадров, запечатлевших оборону Москвы, жизнь блокадного Ленинграда, Сталинградскую битву, и других исторических фотодокументов. Он погиб под Полтавой летом 1944 года. Ему было всего 36. В юности Струнников работал на киностудии, в съемочной группе известного режиссера Всеволода Пудовкина. Но уже в 18 лет определился с будущей профессией, и вскоре его работы начинают появляться в прессе. Сергей Николаевич был мастером репортажа, в его объектив попала и Библиотека им. Ленина, Артек, ландшафты Арктики и Севера, экспедиция ледокола «Седов». В 1933 году он участвовал в полярной экспедиции на ледоколе «Красин». Вел многочисленные репортажи со строек пятилетки в Средней Азии и Закавказье. Перед войной в Центральном доме журналиста состоялась персональ

На портале НЭБ хранятся сотни снимков одного из самых правдивых фотографов военных лет – Сергея Струнникова.

Фотограф-документалист, он работал в газете «Правда» практически с начала войны. Струнников — автор посмертного фото Зои Космодемьянской, кадров, запечатлевших оборону Москвы, жизнь блокадного Ленинграда, Сталинградскую битву, и других исторических фотодокументов. Он погиб под Полтавой летом 1944 года. Ему было всего 36.

В юности Струнников работал на киностудии, в съемочной группе известного режиссера Всеволода Пудовкина. Но уже в 18 лет определился с будущей профессией, и вскоре его работы начинают появляться в прессе.

Сергей Николаевич был мастером репортажа, в его объектив попала и Библиотека им. Ленина, Артек, ландшафты Арктики и Севера, экспедиция ледокола «Седов».

В 1933 году он участвовал в полярной экспедиции на ледоколе «Красин». Вел многочисленные репортажи со строек пятилетки в Средней Азии и Закавказье. Перед войной в Центральном доме журналиста состоялась персональная выставка «Фото С. Струнникова 1930-1940 гг».

Начало войны застало Сергея Струнникова в геологической экспедиции в небольшом селе, затерянном в тайге. В столицу он вернулся только в августе 1941 года и по приглашению газеты «Правда» стал военным фотокорреспондентом.

В «Правде» чаще всего сотрудничал с журналистом Петром Лидовым. Вместе с ним они находились на передовой, работали под Одессой, Тулой, в Сталинграде, в Крыму, на Харьковском направлении. Он снимал бойцов Красной Армии, вылетал на бомбежки, в рейды по тылам противника, словом, неизменно стремился туда, где опаснее всего. За свою работу был представлен к медали «За боевые заслуги».

Первый военный цикл Струнникова — это фотолетопись обороны Москвы. Он снимал, как жители столицы копают противотанковые рвы и строят оборонительные заграждения, как работают зенитчики и девушки-связистки.

Струнников сделал серию фотографий в Ленинграде. Его снимки легли в основу книги «Репортаж из блокадного Ленинграда», которая была переведена на несколько языков. Автор-составитель А.Л. Смирнова. Вот как писал об этих снимках Даниил Гранин:

Драгоценны подробности, замеченные объективом художника: номерной знак на руинах разбомбленного дома — кто-то положил его то ли для почтальонов, для родных, то ли на память, улицы, заваленные снегом, раненые игрушки малышей детского дома. Эта находка — событие. И в записях Струнникова полно удивительных деталей: “Зимой некоторые люди ходили белые, точно в масках, они настолько истощали, что снежинки не таяли на лицах, а примерзали”.

Всемирную известность получил его посмертный снимок Зои Космодемьянской, сделанный под Москвой в январе 1942 года. Когда погибла партизанка, они вместе с Петром Лидовым подготовили материал, посвященный подвигу и смерти девушки — «Таня». Подробнее об этом в нашем материале.

Впоследствии эта фотография много раз перепечатывалась. Бойцы носили вырезку из газеты в кармане гимнастерки, вдохновляясь подвигом партизанки: если уж девушка проявила такие чудеса стойкости, то и им нельзя отступать перед врагом.

Незадолго до смерти Струнников написал в своем дневнике:

Мы в двух километрах от противника. Целый день над нами летают “мессеры”. Работают артиллерия, миномёты. Снимаю всё, что может отразить войну. <...> Никто не гарантирует, будем мы завтра живы или нет. Мы находимся в самом огне борьбы за Севастополь. Под этим городом почти уже накануне самой победы погиб наш верный товарищ большевик Миша Калашников, самый отзывчивый из среды репортеров, которых я знаю. Он честно отдавал все свои силы газете.

Погиб Струнников в июне 1944 года вместе со своим коллегой Петром Лидовым на военном аэродроме под Полтавой. В ту ночь был налет фашистской авиации, журналисты бросились к зенитному орудию, чтобы отбить атаку. Они сделали выстрел, но подбитый самолет упал возле них. Погиб фотокорреспондент в звании старшего лейтенанта.

Архив Сергея Струнникова в НЭБ насчитывает 2500 фотографий. Всего же фотографом было сделано свыше 30 тысяч снимков.