Мама у Жени была очень строгая. Такая строгая, что даже соседи её боялись. Потому что ко всем заходили за луковицей там или солью, или так поболтать по-соседски. А к ним в дверь разве что почтальон иногда звонил, или из ЖЭКа являлись трубы проверять. А в остальное время Женя с мамой находились в своей квартире одни. Отца не было, друзей тоже.
- Мама, а почему ты снова замуж не выйдешь? - Робко спросила как-то раз девочка.
- А за кого выходить? Одни алкоголики и приживалы вокруг. - Мама посмотрела на неё строго. - Зачем мне стирать чужие грязные штаны?
Женя испуганно замолчала. Потом долго размышляла. Подумаешь, стирать. Причём это здесь? Все стирают. Потому что вещи пачкаются. Это ведь нормально. И вообще, если бы какой-то мужчина женился на маме, то он ведь уже не был бы чужим. Она просто думала, что, может быть, тогда и у них стало бы как у всех: знакомые приходили бы в дом, и гости собирались за праздничным столом. Все бы смеялись, спорили о чём-то, засиживались допоздна. Как у её подружек в семьях.
У Жени с мамой все праздники проходили одинаково, даже Новый год. Немного сидели за столом, смотрели телевизор, а потом убирали посуду и шли спать. И уже много лет - одно и то же.
Девчонки к ней заглядывали ненадолго и только тогда, когда мамы дома не было. Но это она сама виновата. Когда Женя была маленькая, то иногда жаловалась маме на свои детские обиды и ссоры. И мама потом обязательно напоминала ей об этом, говоря, что с такими детьми дружить не надо. Но вы же сами знаете, как быстро миришься в детстве. Женя быстро забывала про такие конфликты, а мама нет.
- Ты разве не видишь, какие они? - Строго говорила она. - Хочешь, чтобы тебя опять обидели и предали?
Женя сначала пыталась убеждать, спорить, даже плакать. А потом поняла, что бесполезно. Училась она хорошо. Мама никогда не била дочь, но стоило Женьке получить оценку ниже "четвёрки", её и без того строгий взгляд становился холодным и презрительным. Этого взгляда девочка боялась, как огня.
Ей казалось, что мама совсем не любит её. Частенько Женька придумывала, что она, наверное, приёмная. Или мама родила её, а потом пожалела об этом.
Мама редко хвалила девочку. Точнее, почти никогда. Но всегда замечала, что Женя способна на большее, может лучше. Женя старалась, но всё равно оказывалось, что в любом её достижении есть то, что можно было бы сделать иначе. Гораздо лучше.
Одежду мама, конечно же, покупала дочери сама. Очень скромную, сдержанных пастельных оттенков. Никаких кричащих цветов. Воротничок стоечкой, длина юбки строго до колена. Девчонки косились, но ничего такого не говорили. Все знали, какая у Жени мама. У такой не забалуешь. Да и раньше все одевались приблизительно одинаково.
Все да не все. Женя втайне завидовала Танюшке, живущей в соседнем подъезде. Вот у неё мама... Молодая, весёлая. Она прекрасно шила чудесные платья себе и дочери. И всегда напевала. Танюшке разрешалось приводить подружек, её не ругали за не слишком хорошие оценки и позволяли гулять после девяти вечера.
С Таниной мамой можно было говорить обо всём. Даже о том, кому и какой мальчик нравится. А она слушала внимательно и никогда не ругалась. Наоборот, рассказывала девчонкам о своём детстве и смеялась. Они смеялись тоже. От этого было тепло и весело. Только Женьке иногда становилось грустно от того, что её мама совсем не такая.
* * * * *
Девчонки взрослели. Наступило время, когда школьные симпатии постепенно перерастали в первые влюблённости. Танюшка открыто дружила с Максом из соседнего дома. Он учился в училище, играл на гитаре и нравился всем девчонкам. Жене тоже немножко нравился, но она прекрасно понимала, что такой мальчик не для неё, что он даже не посмотрит в её сторону. Поэтому, когда собирались во дворе, она садилась поближе к Серёже, светловолосому тихому пареньку из параллельного класса. Он, как и сама Женька, был вроде как и вместе со всеми, но в то же время отдельно от них. Они с Серёжей не дружили особенно, просто с детства играли вместе, встречались в школе, а теперь вот собирались в одной компании.
Макс играл и пел, Танюшка сидела, прижавшись к нему, а Женина мама ровно в девять выходила из подъезда и останавливалась на крыльце, прямая, как натянутая струна. Женя вздыхала и молча шла домой. Её провожали сочувствующими и насмешливыми взглядами, а с улицы ещё долго доносился звон гитарных струн, разговоры и смех.
Однажды Макс встретил Женю, когда девочка возвращалась из магазина, взял сумку из рук.
- Давай помогу.
- Да не надо, она лёгкая.
- Слушай, Жень, ты чего дикая такая? Красивая же девчонка. А одеваешься, ну, так себе, мать свою боишься, как маленькая.
- Я не боюсь. - Щёки Жени залил румянец. Сам Макс сказал, что она красивая. Разве такое возможно?
- Тогда чего домой в девять бежишь? Подумаешь, мать выходит. Скажи ей, что ты уже взрослая, и оставайся с нами. Ну что она тебе сделает?
Женя пожала плечами, забрала сумку и отправилась домой. А вечером, когда мама вышла на крыльцо, сделала вид, что не обращает на неё внимания. Все с напряжением ждали, что будет, но Женькина мама постояла у подъезда и ушла. Девочка выдохнула с облегчением, а Макс украдкой подмигнул ей.
- Ты что, не понимаешь, к чему приводят подобные сборища? - Мама ходила по комнате, а Женя, склонив голову, стояла перед ней. - Сначала начинают пить, потом нapкотики, потом тебя затащат куда-нибудь в подворотню.
Женька покраснела от стыда и обиды.
- Ты ведь ничего не знаешь! Ничего такого нет. Всем остальным родители разрешают, только ты... Ты издеваешься надо мной! Как будто я тебе рабыня какая-то. А я человек! И я хочу нормально жить!
- Женя, ты жизни не знаешь. Не знаешь, что такое, когда тебя предают. Не знаешь, что потерять честь и достоинство очень легко.
- А зачем она мне, эта твоя честь?! - Женьку неожиданно охватила такая жгучая обида, что она уже плохо соображала, что говорит. - Чтобы всю жизнь, как ты?! Чтобы от меня шарахались все? Боялись и ненавидели? Не хочу! Не хочу!!!
Она закрылась в ванной и долго плакала.
* * * * *
С тех пор мама больше не выходила по вечерам из подъезда. А Женька всё больше и больше убеждалась, что нравится Максу. Было немного неловко перед Танюшкой, но ведь Женя не виновата, что Максим выбрал её.
Однажды Макс пригнал во двор машину. Не новую, слегка побитую, но свою. Ребята шумели, хлопали его по плечам, а он радостно и смущённо повторял.
- От бати подгон. Прикиньте. Сам не ожидал. Говорит, раз теперь восемнадцать, то и подарки должны быть другие. Ничего, что не новая. Я её у мужиков в гараже подшаманю, такая ласточка будет!
Конечно же, собрались покататься.
- Поедешь? - Блестя глазами, спросил Женьку Макс?
Она счастливо кивнула. И вдруг из подъезда быстрым шагом вышла мама. Крепко взяла Женю за руку.
- Евгения, марш домой!
- Не пойду! - Женя упрямо поджала губы. - Не позорь меня. Ещё даже не девять.
Она попыталась выдернуть руку, но мама держала неожиданно крепко. Повернулась к Максу.
- А ты? Ты зачем девчонкам головы морочишь? Взрослый стал? Так и веди себя, как взрослый. А они дети ещё.
- Мама, прекрати! - Женька покраснела от стыда. Во дворе все смотрели на эту сцену.
- Да с вами Женька ваша до пенсии ребёнком останется. Вы ей шагу ступить не даёте. - Максим сплюнул на землю, выражая тем самым полнейшее презрение ко всему происходящему. - Нужна она мне больно. Слушайся, Женечка, маму. Иди домой. "Спокойной ночи, малыши" скоро начнутся.
На глазах девочки выступили слёзы.
- Как же я тебя ненавижу! - Крикнула она матери, вырвав наконец руку из цепких пальцев. - Всех вас ненавижу!
Женька бросилась прочь, в сторону улицы.
- Макс, я тоже не поеду. - Серёжа махнул рукой и побежал следом за ней. Женина мама пошла к подъезду с прямой спиной и гордо поднятой головой под взглядами качающих головой соседок.
- Ну и не надо. - Максим попытался скрыть возникшую неловкость за весёлой усмешкой. - Танюшка, поедешь?
Девочка кивнула и повисла на шее у Макса.
Серёжа догнал заплаканную Женьку у парка.
- Стой.
- Чего тебе?
- Да не расстраивайся ты так. Подумаешь, мать не пустила. На меня дома тоже орут всё время.
- Она не орёт. - Тихо и потерянно ответила Женя. - Она со мной, как с чужой. Как будто и не мама вовсе. Ей надо, чтобы всё правильно было, чтобы люди не сказали чего-нибудь плохого. А что я чувствую, ей всё равно.
- Да ладно. - Нерешительно возразил Серёжа. - Она у тебя строгая просто. Любая мать своего ребёнка любит.
- Уверен? - Женя вскинула глаза на приятеля. - А я нет. Странная любовь получается, Серёжка. Она вроде есть, но только её почему-то нет.
- Идём домой, Жень.
- Сам иди. Я туда не вернусь больше.
- Тогда и я...
Они долго бродили по улицам. Потом сидели на детской площадке в незнакомом дворе. Оказалось, Серёжа, как и Женька, любит читать и мечтает о собственном фотоаппарате, потому что совсем недавно пошёл в фотокружок. А ещё Женя вдруг поняла, что он совсем не молчаливый и стеснительный, а обыкновенный мальчишка, умеющий шутить и смеяться. Просто не любящий лезть вперёд, а потому никто не знает, какой он на самом деле.
В свой двор они вернулись, когда уже начало светать. И тут же увидели выбегающую из подъезда Женькину маму. Всегда сдержанная, аккуратная, сейчас она казалась растрёпанной в наспех надетой на домашнее платье кофте, бледная, с синими тенями под глазами. Увидев дочь, всплеснула руками, бросилась к Женьке, прижала её к себе, целуя без разбора волосы, глаза, щёки.
- Жива. Доченька, Женька моя. Родная моя девочка. Жива. Я ведь думала, ты всё же поехала с ним...
Она плакала, не выпуская Женьку из своих объятий. А Женя с Серёжей стояли растерянные и ничего не понимающие.
Женькина мама, немного придя в себя, дотронулась до Серёжиного плеча.
- Твои родители, наверное, тоже сходят с ума. Ребята разбились на машине. Там авария страшная. Четыре мальчика и девочка. Никто не выжил...
Она снова заплакала, обнимая Женьку.
- Я в милицию ходила, когда Женю не нашла. А сейчас они позвонили и сказали, что здесь, недалеко, авария. Страшная такая... И девочка...
- Мама, прости. - Прошептала Женька. - Это Макса машина была?
- Я не знаю. - Мама горестно покачала головой. - Вот шла, чтобы узнать. Там же есть дежурный в милиции. Серёжа, ты иди домой, там мама твоя...
Серёжа растерянно посмотрел на Женьку и побежал к своему подъезду. А она несмело посмотрела на маму. Никогда в жизни девочка не видела её такой. Мама в один миг словно постарела и стала меньше ростом. Пальцы её подрагивали, а всегдашний холод во взгляде сменился смесью тревоги и облегчения.
Дома она включила чайник, села напротив Женьки и, не глядя на дочь, заговорила словно сама с собой.
- Больше всего я боюсь, что с тобой случится что-нибудь страшное. И я тебя потеряю. Я стараюсь избежать этого, как могу. А как сделать так, чтобы твой ребёнок не пошёл по кривой дорожке? Только быть строгой. Что-то запрещать, что-то заставлять.
- Можно ведь просто любить. - Очень тихо сказала Женька.
- А я и люблю. Только просто не получается. Любить человека сложно, а ещё сложнее любить собственного ребёнка. Всё время думаешь, как не навредить ему. Иди спать, Женечка. - Забыв про чай, попросила мама.
- А у меня получится... - Упрямо прошептала девочка.
После того, как не стало Макса, Танюшки и ещё троих ребят, они больше не устраивали посиделок во дворе, не звенела гитара. Наверное, это лето стало последним летом детства для многих из ребят. Почему-то вдруг сразу стало понятно, что игры закончились. Женьке больно было смотреть на Танюшкину маму, на лице которой она больше ни разу не увидела улыбки. А потом женщина переехала куда-то, и постепенно страшное событие забылось.
Женька вышла замуж за Серёжу. И когда у них родился сын, окончательно перестала узнавать собственную маму. Откуда-то появился в её глазах тот самый ласковый свет, которого Женя никогда не видела в детстве. Строгая мама вдруг превратилась в замечательную бабушку.
- Ничего этого могло бы не быть, если бы она не удержала меня тогда. - Глядя на играющего с бабушкой сынишку, задумчиво произнесла Женя.
- Да, могло бы не быть. - Подтвердил Серёжа. - Ни нас, ни Пашки. - Выходит, твоя мама спасла нас тогда.
- Спасла.
Сама Женя никогда не забывала потом данного себе обещания, как бы страшно иногда не становилось ей за подрастающего сына. Можно быть строгим, но твой ребёнок всегда должен знать, что ты любишь его, и никогда не надо бояться говорить об этом. Никогда.
******************************************
📌 Подписка на канал в Телеграм 🐾
***************************************