Найти в Дзене
Техносфера ВПК

Россия возобновляет производство двигателей ТВД-10 для модернизации биплана Ан-2, находящегося в эксплуатации с 1947 года

Как сообщило ТАСС 27 февраля 2025 года, Россия объявила о планах возобновить производство турбовинтового двигателя ТВД-10, изначально разработанного в Советском Союзе, для поддержки модернизации биплана Ан-2 «Кукурузник», который был представлен в 1947 году. Министр промышленности и торговли России Антон Алиханов подтвердил решение, заявив, что эти двигатели будут использоваться для повторного использования самолетов Ан-2 с возможным будущим применением для дополнительной модернизации.

-2

Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА) планирует к лету этого года получить опытный образец Ан-2, оснащенный двигателем ТВД-10Б, а производство двигателя планируется восстановить в Омске. Решение принято в связи с задержками в поставке двигателя ВК-800, разработанного в УЗГА, что привело к продолжению выпуска старой модели ТВД-10 для обеспечения работоспособности самолета как минимум до 2030 года, когда ожидается запуск в серийное производство легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал».

-3

Первоначально проект ВК-800 начался в 2008 году для оснащения различных российских самолетов, включая вертолеты Ансат и Ка-226, но столкнулся с многочисленными проблемами, что привело к почти полной остановке работ примерно на десятилетие. Возобновленные усилия по адаптации двигателя для самолета Байкал начались примерно в 2018-2019 годах.

-4

Несмотря на эти усилия, сертификация двигателя теперь ожидается к концу 2025 года, а серийное производство, как ожидается, начнется в 2026 году. Эти задержки повлияли на сроки массового производства самолета Байкал, которое изначально планировалось на начало 2024 года, но было отложено. Отсрочка еще больше осложняется существенным увеличением прогнозируемой стоимости самолета, которая выросла с первоначальной оценки в 120 миллионов рублей до примерно 445 миллионов рублей за единицу.

-5

Турбовинтовой двигатель ТВД-10 был разработан в 1965 году Омским моторостроительным конструкторским бюро (ОМКБ) на базе двигателя ГТД-3Ф, используемого на вертолете Ка-25. Двигатель предназначен для региональных пассажирских самолетов, имеет свободную турбину и выносной редуктор. Взлетная мощность составляет 1025 лошадиных сил, мощность на винте — 960 лошадиных сил. Расход топлива двигателя на взлете составляет 0,255 кг/л.с. в час. Серийное производство ТВД-10 началось в 1969 году, двигатель в основном устанавливался на самолеты типа Бе-30. В 1980-х и 1990-х годах ТВД-10 производился в Польше на заводах ВСК-Жешув и ВСК-Калиш, было изготовлено около 500 единиц. Начиная с 1992 года ОМКБ проводит работы по техническому обслуживанию и капитальному ремонту двигателей, к 2004 году отремонтировав 190 двигателей по стандартам сертификации АП-145 и ФАП-145.

-6

ТВД-10Б — модификация ТВД-10, предназначенная для ремоторизации Ан-2. Он сохраняет те же конструктивные особенности, что и его предшественник, взлетную мощность 1025 лошадиных сил и сухую массу 230 килограммов. Двигатель рассчитан на работу до 10 000 часов, межремонтный ресурс 2000 часов и межремонтный ресурс 1500 часов. В Польше ТВД-10Б выпускался серийно, и с его повторным внедрением в России он продолжит использоваться для обслуживания и модернизации самолетов Ан-2.

-7

Ан-2 использовался российскими военными силами с момента его появления, выполняя функции транспорта, воздушно-десантной подготовки и других логистических операций. В советский период он широко использовался Воздушно-десантными войсками, при этом специальные эскадрильи были приписаны к таким дивизиям, как 106-я, 105-я, 104-я, 7-я, 103-я, 76-я и 31-я гвардейские воздушно-десантные дивизии. Самолет оставался на военной службе после распада Советского Союза, продолжая свою роль в воздушно-десантной подготовке. В 2024 году российские призывники Воздушно-десантных войск совершили прыжки с Ан-2 на аэродроме Клоково в Тульской области. Личный состав использовал основные парашюты Д-10 и запасные парашюты З-5, прыгая с высоты 1000 метров со скоростью около 160 км/ч с трехсекундным интервалом разделения. В ходе учений, включавших парашютную подготовку и тактические учения, Тульское гвардейское воздушно-десантное соединение совершило более 500 прыжков.

-8

Самолет Ан-2, известный в России как «Аннушка» и «Кукурузник», а в НАТО — как «Кольт», был разработан в ответ на требование Министерства лесного хозяйства СССР о создании нового самолета для замены Поликарпова По-2.

-9

Конструкторское бюро Антонова под руководством Олега Антонова спроектировало самолет, прототип которого, первоначально обозначенный как СХА-1, совершил свой первый полет 31 августа 1947 года. Испытания продолжались в течение 1947 и 1948 годов, и самолет был официально принят на вооружение как Ан-2. Он выпускался для применения в сельском хозяйстве, на транспорте, для тушения пожаров с воздуха и для воздушно-десантных операций. Некоторые самолеты налетали более 20 000 часов.

-10

Производство Ан-2 осуществлялось в нескольких местах, с более чем 18 000 единиц, построенных в период с 1947 по 2002 год. Первоначальное производство осуществлялось на заводе № 473 в Киеве, за которым последовало крупномасштабное производство на WSK PZL-Mielec в Польше, где было произведено около 11 915 единиц в период с 1960 по 2002 год. Дополнительное производство велось в Китае под обозначением Yunshuji Y-5, некоторые источники указывают на продолжение производства. Самолет был экспортирован в 26 стран и остается в эксплуатации в России, Китае и других государствах. По состоянию на 2012 год в России числилось 1580 самолетов Ан-2, из которых 322 считались годными к полетам. Другие самолетные парки включали 290 самолетов в Казахстане, 135 на/в стране которой названте в Дзене писпть не стоит

,

-11

143 в Узбекистане, 89 в Туркменистане, 82 в Беларуси, 63 в Азербайджане, 30 в Кыргызстане, 13 в Молдове и 6 в Армении.

Ан-2 — одномоторный биплан с подкосным крылом, оснащенный звездообразным двигателем Швецова АШ-62ИР взлетной мощностью 1000 лошадиных сил. Максимальная скорость — 258 км/ч, крейсерская — 180 км/ч, практический потолок — 4500 метров. Длина разбега — 235 метров, длина пробега при посадке — 225 метров. Размах верхнего крыла — 18,17 метра, нижнего — 14,23 метра, что обеспечивает самолету общую площадь крыла 71,52 м². Масса пустого самолета Ан-2 составляет от 3400 до 3690 кг, а максимальная взлетная масса — 5500 кг. Самолет оснащен реечными крыльями, которые автоматически раскрываются на малых скоростях, что позволяет ему поддерживать управляемый полет на скоростях до 50 км/ч. Самолет использовался как в гражданских, так и в военных целях и продолжает эксплуатироваться в регионах, где требуются возможности короткого взлета и посадки.

Незабудьте подписаться, стобы не пропустить вызод новых публикаций.