Люблю я «неочевидные связи» выстраивать. Что-то вроде «теории шести рукопожатий». Слышали про такую?
Типа, любые два человека на Земле могут быть связаны чрез цепочку личных знакомств в плюс-минус шесть звеньев. «Я знаю Георгия, он знает Юргиса, он знает Ежи, он знает Йиржи, он знает Джорджа, он знает Хорхе... и вот я связан с Хорхе, хоть его и не знаю», первое звено получается как-то да связано с последним.
Но можно выискать (или выдумать :-) ) связь между людьми, состоящую не только из личных знакомств. Связь из событий, географии, исторических хитросплетений…
Что связывает вот этих персонажей?
Первый:
И второй:
Вроде бы, никакая очевидная связь не прослеживается. То есть да, оба жили в Восточной Европе и почти в одно время. Но именно, что «почти», второй родился лет через десять после того, как первый помер. Да и «Восточная Европа» понятие растяжимое, между Богемией и Валахией тысяча километров, если по-средневековому, на конике – где-то месяц добираться нужно.
Итак, включаем фантазию и выискиваем связь.
Первый персонаж – это Ян Жижка (1360-1424). Чешский национальный герой, военный предводитель гуситов, всё такое.
Конкретно это изображение – кусочек картины знаменитого польского патриотического художника-фантазёра Яна Матейко «Битва под Грюнвальдом». Что там делает посторонний чех? Занимается любимым делом – бьёт немцев. По красивой легенде, не подтверждённой ничем, Жижка участвовал в Грюнвальдской битве 1410 года на стороне польско-литовского войска и первый глаз ему якобы выбили именно там. (Это при том, что официально королевство Чехия чуть не вписалось в союзники Тевтонского ордена против Польши). По более приземлённой версии Жижка был обычным раубриттером и глаза лишился во время очередного ограбления.
Кстати, забавно: для нас и поляков это «битва при Грюнвальде», для литовцев – «битва при Жальгирисе» (был в советские времена такой баскетбольный клуб, помните?), а для немцев это «битва при Танненберге». Причём «Первая битва». Потому как в 1914 году там случилась «Вторая битва при Танненберге», когда Гинденбург с Людендорфом разгромили армию Самсонова.
Но ладно, вернёмся к нашей жиже, тьфу, к нашему Жижке. Вот, значит, 1420 год, Яну уже шестьдесят, он оказывается во главе гуситского войска. И не смотря на потерю уже второго глаза, продолжает бить. Кого? Войска Сигизмунда Люксембургского, который был королём Венгрии, императором Священной Римской Империи и королём Чехии. С последним пунктом гуситы были как раз немного несогласны. Это если не считать религиозных вопросов. Тем более, что на Сигизмунда у чехов был зуб ещё с тех времён, когда в 1403-м Сигизмунд развязал маленькую гражданскую войну и пытался спихнуть с трона своего старшего брата, предыдущего чешского короля. Ян Жижка, хоть и слепой, пять лет успешно лупцевал Сигизмунда и в хвост, и в гриву. Пока не помер своей смертью, что при его профессии и образе жизни было неожиданно.
А теперь второй персонаж. Влад III, господарь Валахии (1431-1476). Ага, тот самый Влад Цепеш, Влад Дракула и прочее.
Кстати, имя «Влад» - самостоятельное, а вовсе не сокращение от имени «Владислав». Так что мемасик с Дракулой и песенкой «Vladislav baby don't hurt me» не совсем верен ;-) Но всё равно смешно, уж кто-кто, а Цепеш («На-кол-сажатель», перевод его турецкого прозвища «Казыклы») причинять боль умел и любил. (Оригинал песенки, если что, все слышали, но никто не помнит, кто её пел. Сообщаю – песня «What Is Love», исполнитель Нестор Хаддавей, 1993 год).
Кликуху «Дракула» вместе с именем Влад III унаследовал от своего папы, Влада II. А Влад II прозвище «Дракул», то есть «Дракон», получил из-за Ордена Дракона. Орден, конечно, не в современном смысле, а в рыцарско-средневековом – Рыцарское Общество Дракона. Но «наградную» золотую «висюльку с драконом», как символ принадлежности к Ордену, его рыцарям тоже выдавали.
Основанный в 1408 году венгерский рыцарский Орден Дракона должен был бороться с врагами правящей династии, как с внутренними, так и с внешними. В 1431 году в Орден приняли Влада II, который как раз отвечал за внешних врагов – турок. Владу «золотой дракончик» так понравился, что он начал лепить его на свои монеты, гербы и печати. (Нет, а какой-же слащавый румын не любит бранзулетки?). Ну и называться стал Драконом. Его сын, Влад Владович, членом Ордена Дракона не был, но чего бы не примазаться к папиному величию? И немного модифицированное прозвище себе тоже присвоил.
Жизнь у Влада III Дракулы была весёлая и насыщенная. То его отправят заложником к туркам, то отпустят, то он придёт к власти, то его спихнут, то его в тюрьму посадят, то выпустят. То он с венграми воюет, то с турками, а то со своими соперниками-валахами. Кончилось тем, что его грохнули. Что при такой профессии и образе жизни было закономерно.
Я пока не упомянул ещё одну деталь. Орден Дракона, столь полюбившийся Дракулам, изобрёл король Сигизмунд. Тот самый Сигизмунд Люксембургский, король Венгрии, император Священной Римской Империи и король Чехии.
Вот вам и «неочевидная связь»: Ян Жижка – Сигизмунд – Орден Дракона – Влад II Дракул – Влад III Цепеш. Даже не «шесть рукопожатий» вышло, а четыре.