Все мы знаем, кто такие шерстистые мамонты. Это огромные доисторические создания. Но что если я скажу, что они могут стать нашей нашей реальностью? Да, учёные уже давно думают над их воскрешением. Но зачем нам в современном мире мамонты? Может лучше направить силы на сохранение других популяций, которые находятся на грани вымирания? Но всё не так просто.
Основная цель возрождения шерстистых мамонтов – обеспечение сохранности арктических экосистем.
Ученые считают, что миграции этих животных могли бы благоприятствовать восстановлению арктических лугов. Звучит не очень понятно, да. Но сейчас расскажу по подробнее.
Итак, учёные предполагают, что в прошлом, мамонты играли важную роль в экосистеме планеты. Сейчас тундры заросли мхом, что влечёт за собой негативные последствия. Ведь мох задерживает влагу из-за этого почва быстро заболачивается. А уже это повышает влажность. А уже высокая влажность воздуха способствует глобальному потеплению.
Но вот в те времена, когда по тундре бродили шерстистые мамонты, эти места были больше похожи на пастбища. Мамонты топтали мох и валили деревья. Возможно возвращение мамонтов поможет вернуть этим регионам первоначальное состояние.
Стоит сказать, что глобальное потепление уже сейчас идёт полным ходом. Но самое страшное, что уже начала таять вечная мерзлота. Что это такое и чем это плохо?
Итак, арктическая вечная мерзлота — это почва плейстоценового возраста, которая остается полностью замерзшей при температуре 0°C. Она образовалась где-то в период между 1,8 миллионами и 10 000 лет назад.
Углерод и метан
Под 8,8 миллионами квадратных миль арктической вечной мерзлоты залегает, по оценкам учёных, 1,6 млрд метрических тонн углерода, запертого в почве. Это составляет примерно 40% всего углерода земной почвы, обнаруженного на планете Земля.
Углерод, скрытый в недрах вечной мерзлоты, является результатом постепенного распада растительной, животной и микробной биомассы, которая накапливалась в течение всех бесчисленных лет жизни на Земле. Текущие запасы в 1,6 млрд метрических тонн углерода эквивалентны более чем в два раза большему количеству углерода, находящегося сейчас в нашей атмосфере.
Еще большую тревогу вызывает тот факт, что 65–70 % захваченного углерода находится в поверхностном слое арктической вечной мерзлоты на глубине от 0 до 3 метров. То есть, если растает более 2% вечной мерзлоты, произойдет выброс 28 млрд тонн CO2.
Таяние вечной мерзлоты приведет к выбросу углекислого газа и другого мощного парникового газа: метана.
В общем, всё это приведет к образованию огромного количества парниковых газов, которые будут способствовать ещё большему нагреву Земли.
Вирусы
Но и это ещё не всё! Не менее страшной проблемой могут оказаться новые штаммы ранее неизвестных вирусов, которые были заморожены в слоях вечной мерзлоты.
Как же могут помочь мамонты?
Возвращение арктической дикой природы может обратить этот процесс вспять. Но как?
Вытаптывание снега. Вытаптывание снега арктическими слонами во время их передвижения и поиска пищи приведет к образованию более плотного слоя снега. Плотный слой снега снижает поверхностную изоляцию от очень низких зимних температур воздуха, что приводит к более холодному и глубокому промерзанию почвы зимой. Благодаря этому больше поверхностей будут иметь открытый снежный покров, что приведет к общему увеличению отражающей поверхности. Это нужно, чтобы почва не поглощала солнечный свет, а отражала его. Это позволит снизить годовые температуры почвы.
Изменение топологии растений. Шерстистые мамонты могут помочь изменить топологию растений мамонтовой степи, чтобы она напоминала ту, что существовала всего 10 000 лет назад. А именно сбивая тонкие инвазивные деревья и кустарники, освобождается место для быстрорастущих трав и разнотравья. А вот они уже имеют глубокие, рассеянные корни, в отличие от неглубоких корней тундровых деревьев и кустарников. Такие глубокие корни обладают большей эффективностью поглощения углерода, что приводит к улучшенному улавливанию и хранению углерода.
Экосистема с преобладанием травы и разнотравья приводит к увеличению эвапотранспирации (процесс возвращения влаги в атмосферу в виде водяного пара), что способствует снижению влажности почвы и уменьшает её заболоченность. Что в свою очредь способствует стабилизации вечной мерзлоты за счет поддержания постоянного состава мерзлой почвы.
Семена. При этом, выпас и вытаптывание увеличивают доступ к свету и создают пробелы в почве, которые служат местами для прорастания семян. А мочеиспускание и дефекация удобряют растительность тундры.
Отражающая поверхность. Также, экосистема с преобладанием травы приведет к образованию более отражающей поверхности, чем нынешняя тундра с преобладанием кустарников и лесов. Снег будет выпадать равномерным слоем на бо́льшую поверхность, что приведет к общему увеличению отражающей поверхности. Ведь если земля отражает солнечный свет, а не поглощает его, то годовые температуры почвы снижаются.
А есть ли сомнения?
Да, некоторые ученые сомневаются в реалистичности этой идеи и даже выступают против нее: вполне возможно, что вред от вытаптывания мха и уничтожения деревьев мамонтами будет больше, чем возможная польза. Да и зрелого возраста шерстистый мамонт сможет достичь не раньше чем через 30 лет.
Да, вымершие виды вполне могут помочь людям восстановить экосистему. Но только в том случае, если они выживут в дикой природе, а их популяции будут достаточно большими. В случае с мамонтами это колоссальная задача. Да, территория Северного склона Аляски например, может обеспечить пропитание 48 000 шерстистых мамонтов. Но вот проблемы кровосмешения ещё никто не отменял.
Плейстоценовый парк
Кстати, желание вернуть экосистему плейстоцена, а точнее экосистему Мамонтовой степи люди не просто вынашивают в планах, но и активно её развивают. Так, в 1996 году был основан Плейстоценовый парк, который сейчас уже в несколько раз превысил свои первоначальные масштабы.
Плейстоценовый парк — практически единственный проект, как-то пытающийся бороться с этой угрозой. Только на бескрайних пустых просторах Сибири эксперимент такого масштаба может увенчаться успехом. И только если люди смогут поддерживать его на протяжении нескольких столетий. Сейчас основателем и научным руководителем парка является учёный Сергей Афанасьевич Зимов.
Десятилетиями Зимовы (пока что лишь отец и сын) и их животные убирают деревья и кустарники в регионе, чтобы освободить место для возвращения лугов. Проводя эксперименты по уплотнению почвы, проверяя причины возникновения болот в местности и добавляя в парк новых животных. На данный момент Парк имеет общую огороженную площадь в 20 квадратных километров и является домом для 9 видов крупных травоядных животных; северных оленей, якутских лошадей, лосей, степных бизонов, верблюдов, овцебыков, калмыцких коров, оренбургских коз, эдельбаевских овец.
Но пока этого мало. Чтобы глобальный климат привести в “порядок”, надо хотя бы 200 миллионов помощников…
Предполагается добавить мамонтов, способных наиболее эффективно менять под себя ландшафт, и шерстистых носорогов, которые смогут сдержать натиск деревьев и вернуть традиционную тундру. А потом, в идеале — завезти в парк пещерных медведей, амурских тигров и пещерных львов, которые будут держать популяцию травоядных под контролем и заставлять их переходить с места на место, не задерживаясь подолгу на одном пастбище и не истощая ресурсы почвы.
Вы спросите, если ли сейчас какие-то результаты от этого мероприятия?
Да, но не большие. К тому же о них пишут очень мало и редко. Но всё таки я кое что нашел.
Первое. Трава на месте выпаса действительно стала заметно гуще. Для роста травы нужен азот и фосфор. Сейчас содержание азота в почве в 10 раз ниже, чем было в Плейстоценовую эпоху. Накопление в парке идёт, но медленно. Это стало одним из тормозов. По словам Сергея Зимова, нужно ещё 25-30 лет чтобы системы начала жить без поддержки человека.
Скорее всего именно из-за этой проблемы появляется и другая - участки плохо зарастают новой травой. Возможно проблема в питательности почвы, но удобрять её в ручную - тяжело и затратно. По идее это могут делать животные, но их пока что ещё слишком мало. А из-за скудности еды они плохо размножаются, часто болеют и даже гибнут. Поэтому животных приходится подкармливать и лечить, что создаёт дополнительные затраты (их же надо сначала найти, выследить нужного и поймать). В общем трудностей хватает, но эффект всё равно есть!
Второе и пожалуй самое интересное: температура почвы в Плейстоценовом парке на 4°С ниже, чем за его пределами. И это заслуга привезённых животных, которые утаптывают снег. А утоптанный снег хуже удерживает тепло - почва сильнее промерзает. Это уже препятствует таянию вечной мерзлоты. Поэтому этот проект стоит внимание. За свою жизнь нужно бороться. Всем вместе.
Вот ссылочка на сам проект "Плейстоценовый парк". Вдруг кто-то тоже захочет в нём поучаствовать или хотя бы более подробно об этом почитать.
Об исчезновении травоядных на севере и критических опасностях потепления рассказал сам учёный, Сергей Зимов в своей статье, которую опубликовал журнал Science в 2005 году. Советую почитать, там интересно..