Найти в Дзене
Жанна Швыдкая

Зачем России славян освобождать? Пророчество Достоевского и современный интернациональчик

Это статья не о болгарах, она о другом. Тем не менее опирается на исторический факт: 3 марта, болгары отмечают День освобождения Болгарии. В этот день в 1878 году по результатам Русско-турецкой войны Болгария, входившая с 1396 года - целых пять веков (!) - в состав Османской империи, стала независимой наряду с Румынией, Сербией и Черногорией. Казалось бы, зачем нам об этом знать? А затем, что очень напоминает все это современные события на Украине. Исторические параллели. Призыв русского императора о том, что надо спасать братьев-славян-болгар от турецкого ига отозвался мощным подъемом патриотизма и народного духа русских людей. Освободили? Освободили! Что получили взамен? Ненависть и презрение. Надо было спасать? Несомненно надо! Но почему и зачем? Об этом в статье сегодня. С потрясающей пронзительностью этот момент описал Ф. Достоевский, ставший свидетелем тех событий, в своем «Дневнике писателя». Главу «Одно совсем особое словцо о славянах, которое мне давно хотелось сказать» я уже

Это статья не о болгарах, она о другом. Тем не менее опирается на исторический факт: 3 марта, болгары отмечают День освобождения Болгарии. В этот день в 1878 году по результатам Русско-турецкой войны Болгария, входившая с 1396 года - целых пять веков (!) - в состав Османской империи, стала независимой наряду с Румынией, Сербией и Черногорией.

Казалось бы, зачем нам об этом знать? А затем, что очень напоминает все это современные события на Украине. Исторические параллели.

Призыв русского императора о том, что надо спасать братьев-славян-болгар от турецкого ига отозвался мощным подъемом патриотизма и народного духа русских людей. Освободили? Освободили! Что получили взамен? Ненависть и презрение. Надо было спасать? Несомненно надо! Но почему и зачем? Об этом в статье сегодня.

С потрясающей пронзительностью этот момент описал Ф. Достоевский, ставший свидетелем тех событий, в своем «Дневнике писателя». Главу «Одно совсем особое словцо о славянах, которое мне давно хотелось сказать» я уже разбирала ранее в своей статье: «Почему слова Ф. М. Достоевского о ненависти освобожденных славян оказались пророческими? Какая роль уготована России?» Для понимания сути ниже приведу лишь три ключевых фрагмента. Известная цитата ниже как раз из этого произведения Достоевского:

«… не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!» - Ф. М. Достоевский.

Освободили, потом бросили и отступили. Месть турка болгарам за цветы и хлеб-соль русским

После того как Россия совершила первый молодецкий натиск на Балканы – неожиданно ретировалась. Вновь вернулись турки и жестоко расправились над теми, кто русским хлеб-соль подносил.

Когда русские вновь вернусь в оставленные ранее селения, то страшная картина турецкой мести населению поражала. До болгар, наконец, дошло, что турки не благодетели, а берут то, что считают нужным, а когда понимают, что потеряют – выжигают дотла, чтобы противнику не досталось.

Достоевский писал, что если же турецкий паша, отдавший приказ изничтожать болгар, попадет в плен к русским, то видя, как деликатно с ним обращаются после того, как «брату твоему родному вчера еще нос отрезать позволил», еще больше презирать начинает русских, а деликатность принимает за слабость».

Сколько славян не освобождай, все равно в Европу смотрят

Несмотря на активную поддержку этой войны в русском обществе, Достоевский призывал не обольщаться в отношении освобождаемых. Он понимал, что не к России, а в Европу их мысли устремлены, и что попросят они у европейских стран «ручательство и покровительство их свободе» от России-освободительницы. Ни за что на свете не признают славяне «эту войну за великий подвиг, предпринятый для освобождения их» и даже потом «о турках станут говорить с большим уважением, чем об России».

«Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени». Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого, святого, неслыханного в мире поднятия ею знамени величайшей идеи, из тех идей, которыми жив человек и без которых человечество, если эти идеи перестанут жить в нем, — коченеет, калечится и умирает в язвах и в бессилии. Нынешнюю, например, всенародную русскую войну, всего русского народа, с царем во главе, подъятую против извергов за освобождение несчастных народностей, — эту войну поняли ли наконец славяне теперь, как вы думаете?».

«…они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее» - писал Достоевский, и далее:

«Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия – страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации».

Достоевский предупреждал, что России надо быть готовой к тому, что славяне эти пройдут длинный путь европеизма, «прежде, чем постигнут хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества».

Конечно, в трудную минуту, все эти славянские народы непременно обратятся за помощью к России, потому что «Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство…Не будь России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось в клочки и даже так, что самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море».

Зачем России кого-то освобождать? Все воротятся в родное гнездо

Россия всегда осознавала и будет осознавать, что именно она является центром славянского единства.

«России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае. Разумеется, сейчас же представляется вопрос: в чем же тут выгода России, из-за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своею, силами, деньгами? Неужто из-за того, чтоб пожать столько маленькой, смешной ненависти и неблагодарности? О, конечно, Россия всё же всегда будет сознавать, что центр славянского единства — это она, что если живут славяне свободною национальною жизнию, то потому, что этого захотела и хочет она, что совершила и создала всё она».

«…выказав полнейшее бескорыстие тем самым Россия и победит, и привлечет, наконец, к себе славян; сначала в беде будут прибегать к ней, а потом когда-нибудь, воротятся к ней и прильнут к ней все, уже с полной, с детской доверенностью. Все воротятся в родное гнездо».

Не скоро это произойдет. Достоевский писал, что России долго еще придется бороться с «ограниченностью и упорством славян с их дурными привычками, с их несомненной и близкой изменой славянству ради европейских форм политического и социального устройства, на которые они жадно накинутся».

«Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим «интересам», то погибнут эти нации несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут. А выше целей нет, как те, которые поставит перед собой Россия, служа славянам бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению, в великое целое. Тогда только скажет всеславянство свое новое целительное слово человечеству… Выше таких целей не бывает никаких на свете. Стало быть, и «выгоднее» ничего не может быть для России, как иметь перед собой эти цели, всё более и более уяснять их себе самой и всё более и более возвышаться духом, в этой вечной, неустанной и доблестной работе своей для человечества.

Будь окончание нынешней войны благополучно — и Россия несомненно войдет в новый и высший фазис своего бытия…» - предсказывал Достоевский в 1877 году.

Наше время. Либеральный интернациональчик

Итак, повторю: 3 марта 1878 года по результатам Русско-турецкой войны Болгария, входившая с 1396 года в состав Османской империи, стала независимой. Вдумайтесь, пять веков Болгария была под османским игом, а потом пришли русские и освободили.

Напротив здания Национальной ассамблеи Болгарии установлен знаменитый памятник Русскому царю-освободителю Александру II с надписью «Единство это сила». Именно русская армия считается освободительницей. Более 400 памятников именно русским воинам-освободителя установлены по всей стране. Имя русского императора упоминается в литургиях в этот день и отдается память всем погибшим русским воинам. Так было более ста лет. В годы СССР советская делегация была главным гостем на праздновании Дня независимости Болгарии. Русский и болгарин стали братья навек.

Наше время. Появился современный нюанс

В наши дни сам факт упоминания России в названии войны и то, что именно русские войска сыграли решающую роль в ней, не дает спать спокойно европейским приверженцам демократии. Представителей российской стороны из года в год стараются не приглашать на памятные мероприятия, большинство официальных лиц деликатно умалчивают о роли сил Российской империи в освобождении Болгарии.

Но и это еще не все, в учебниках средних и высших школ определенные слова не просто вымарываются, а еще и подменяются другими: «османское иго» и «османское рабство» легким движением современных либералов превращаются в толерантные и бесхребетные понятия: «османское правление» или «присутствие». Факт геноцида вообще не упоминается.

В результате усилий прозападного правительства Болгарии и их взаимодействия, в том числе, и с западными университетами, которые, конечно же, принимают участие в написании новых учебных материалов как авторитетные знатоки истории, у современных поколений болгар создается впечатление, что Болгария каким-то непостижимым образом освободилась сама. Получилась вдруг такая независимая Болгария, которую непонятно кто освободил после пяти веков турецкого ига.

Но во всей этой трагической постановке нашлось место и для комедийной сцены. Согласно новейшим образовательным трендам, Болгарию освободил этнический интернационал из финнов, румын, поляков, венгров, белорусов, русских и, внимание, — украинцев. Не смейтесь: мифических «украинцев» в 1878 году. И да, русские упоминаются где-то на задворках…

Ненависть и презрение освобожденных к освободителю. Ничего не меняется.

Спасибо вам, Федор Михайлович, из 2025 года. Правы, как Вы оказались правы…

Жанна Швыдкая, писатель, публицист, атвор канала
Жанна Швыдкая, писатель, публицист, атвор канала

Дорогие друзья! Мой канал просветительский. Он существует благодаря вашей поддержке и выдержке автора вопреки сильнейшему противодействию. Если вам понравилась эта статья, если мои идеи созвучный вашим - поддержите канал через банковский платежный перевод по этой ссылке (сумма любая). Это важно для существования канала и придаст оптимизма автору: https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая.

Дорогие читатели! Для вашего удобства я сгруппировала статьи по темам и разместила в подборках в самом начале главной страницы моего канала. В их числе – подборка по «Дневнику писателя» Достоевского.

Вот ссылки на некоторые статьи из этой подборки:

1. Он увидел сущность человеческую и в бездне этой не было дна. Достоевский как возможность познания себя и современных событий

2. «Почему Ф.М. Достоевский утверждал, что война «приносит лишь одну пользу, а потому совершенно необходима»? 8 парадоксов «Парадоксалиста»»

3. Русская деликатность и лакейство мысли перед Западом? Как выбраться? Что говорил Ф. М. Достоевский?

4. "Не всегда война бич, иногда спасение" - о чем говорил Достоевский? Почему военная победа России обернулась ее поражением?

5. Почему слова Ф. М. Достоевского о ненависти освобожденных славян оказались пророческими? Какая роль уготована России?

-2

Ссылки на статьи из других подборок:

1. Замирить чтобы БРИКС остановить и с Китаем стравить?

2. Клялся в любви СССР, а женился на США. Сталин, Черчилль и телячий восторг по Трампу: исторические параллели

3. СССР вышел – НАТО зашел: опять Россию обманули? БРИКС как шанс на равновесие

4. Попытка номер два: смогут ли Россия и Китай завершить то, что начали Сталин и Мао?

5. Зачем Байден приезжал в СССР? Бал разрядки, тот самый поцелуй и... страну потеряли

6. Как СССР попал в ловушку, пытаясь выбраться из экономического провала Хрущева? Почему реформа Либермана- Косыгина оказалась Троянским конем?

7. Почему самая жестокая схватка за СССР еще впереди?

8. Почему социалистический Китай никогда не заключит военный союз с либерально-капиталистической Россией?

Ссылки на мои книги

Книги "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
Книги "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"

Печатный формат на Ozon

1. «Огранка» - первая книга декалогии «Гравитация жизни»

2. «Метаморфоза» - вторая книга декалогии «Гравитация жизни»

3. Ссылка на мои книги в электронном формате на Литрес

4. В Санкт-Петербурге книги «Огранка» и «Метаморфоза» представлены в центральном книжном магазине «Дом книги» на Невском пр.28 (знаменитый Дом Зингера напротив Казанского собора.

#история #достоевский #психология #литература #книги #культура #славяне #война #религия #общество #украина #власть #политика #сво #писатели #жаннашвыдкая #общество #страсти #просвещение #образование