Найти в Дзене

Прóкторинг при прохождении промежуточной аттестации на семейном образовании. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678

В связи с возникающими вопросами касаемо прóкторинга, хоть и с опозданием, рассмотрим эту тему.

В соответствии с частью 2 ст. 16 Федерального закона "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее - Закон об образовании) Правительство РФ утвердило Правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678). Далее – Постановление.

Из текста Постановления прóкторинг – это сервис контроля условий проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации в целях фиксации нарушений. В нашем случае это контроль проведения промежуточной аттестации, проводимой дистанционно.

Постановление зарегистрировано 11.10.2023 г., вступило в силу 01.09.2024 г. и будет действовать до 01.09.2029 г. Однако, на сегодняшний день я так и не нашла разъяснений ведомства по его применению общеобразовательными организациями.

Существуют Письма Министерства науки и высшего образования РФ от 18.08.2023 г. № МН-5/197317 и от 07.11.2023 г. № 5/22542-О, которые дают разъяснения по вопросу применения электронного обучения (далее - ЭО), дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) в области высшего образования. По вопросу реализации образовательных программ общего образования с применением ЭО и ДОТ Департамент государственной политики в сфере высшего образования в одном из писем рекомендует обратиться в Министерство просвещения РФ.

Согласно вышеупомянутой ст. 16 Закона об образовании ЭО – это организация образовательной деятельности с применением информации и технологий, технических средств, интернета. Информация, используемая при реализации образовательных программ, содержится в базах данных. Взаимодействие обучающихся и педагогических работников обеспечивается передачей информации по линиям связи. ДОТ – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением интернета при взаимодействии обучающихся и педагогических работников на расстоянии.

Постановление устанавливает порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - ОООД) ЭО и ДОТ при:

  1. реализации образовательных программ (сюда же входят интересующие нас образовательные программы начального, основного, среднего общего образования, а реализация означает обучение, что к СО не имеет отношения, где обучение проходит вне организации);
  2. проведении учебных занятий, практик;
  3. проведении промежуточной аттестации (ПА);
  4. проведении текущего контроля успеваемости;
  5. проведении итоговой аттестации обучающихся (!).

Порядок распространяется на все ОООД, куда, согласно статьи 2 Закона об образовании, входят:

  1. образовательные организации – некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности;
  2. организации, осуществляющие обучение – юридические лица, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  3. индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

При применении ЭО возможно взаимодействие обучающегося с педагогическим работником как в режиме реального времени, так и отложенное во времени. Обучающийся самостоятельно выполняет задания, осуществляется контроль усвоения материала. Это происходит либо на расстоянии, либо частично на расстоянии посредством ДОТ (п. 4 Постановления).

Большое внимание в Постановлении уделено применению ЭО и ДОТ в высшем образовании, в среднем профессиональном образовании, в профессиональном обучении, в дополнительных общеобразовательных программах, в дополнительных профессиональных программах. Именно в их контексте ведётся речь о фиксации хода образовательного процесса, результатов ПА, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации. Именно для них были выпущены письма с разъяснениями. Однако, крайне скудно раскрыта тема интересующих нас основных общеобразовательных программ (образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования), что порождает множество вопросов без ответа как у школ, так и у родителей.

Согласно п. 8 при использовании ЭО и ДОТ ОООД сама определяет:

  1. средства обучения, цифровой контент, виды используемых ею ДОТ;
  2. способы применения ЭО и ДОТ при выполнении обучающимся заданий и для осуществления контроля усвоения материала;
  3. образовательные программы, которые будут реализовываться исключительно за счёт ЭО и ДОТ.

В п. 9 встречается упоминание общеобразовательных программ:

“Для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования … с применением ЭО, ДОТ образовательная организация должна использовать государственные информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных образовательных программ”.

Далее, в п. 11 написано, что ОООД при принятии решения о реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ в следующем учебном году доводят до сведения участников образовательных отношений (а это обучающиеся, родители, педагогические работники и ОООД - п. 31 ст. 2 Закона об образовании) эту информацию не позднее 1 мая текущего учебного года путем ее размещения в открытом доступе на официальном сайте ОООД в сети "Интернет" согласно ст. 29 Закона об образовании об информационной открытости образовательной организации. Следовательно, в текущем учебном году подобное введение недопустимо.

При наличии заявления родителя об отказе в применении ЭО и ДОТ при реализации программ начального, основного, среднего общего образования, ОООД обязана осуществлять обучение без применения ЭО и ДОТ. Порядок обучения такого обучающегося определяется локальными нормативными актами ОООД. Решение о реализации образовательных программ и проведении ПА, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по программам начального, основного, среднего общего образования с применением ЭО и ДОТ принимается ОООД совместно со всеми участниками образовательных отношений путем издания локального нормативного акта (п. 12 Постановления).

Интересен тот факт, что в Постановлении неоднократно упоминается проведение итоговой аттестации с использованием ЭО и ДОТ, даже в рамках программы общего образования. А это ни что иное, как ГИА.

При применении ЭО и ДОТ ОООД (п. 3 Постановления):

  1. обеспечивают необходимый уровень подготовки своих работников;
  2. обеспечивают в нужном объёме обучающемуся доступ к средствам обучения и к программному обеспечению;
  3. определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных дистанционных консультаций;
  4. определяют порядок фиксации хода образовательного процесса, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации путем издания локального нормативного акта;
  5. обеспечивают реализацию образовательных программ обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
  6. обеспечивают соблюдение установленных СанПиН, за исключением случаев, когда реализация образовательных программ предусмотрена с применением исключительно ЭО и ДОТ. В этом месте вспоминаем про пункт 12 Постановления, где зафиксировано право на отказ от ЭО и ДОТ.

В п. 18 Постановления идёт речь про допустимость обработки биометрических персональных данных при идентификации и (или) аутентификации несовершеннолетних обучающихся при условии наличия согласия родителя.

Для проведения ПА, текущего контроля успеваемости, итоговой аттестации ОООД самостоятельно определяет следующее (п. 19 Постановления):

  1. способ идентификации (идентификатором может быть логин, электронная почта, номер телефона или другой признак, который есть только у одного пользователя) и (или) аутентификации обучающихся (например, пользователь вводит уникальный код (пароль), который проверяется системой на соответствие сохранённым данным);
  2. порядок использования сервиса контроля условий проведения ПА, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации в целях фиксации нарушений (сервис прóкторинга);
  3. порядок действий обучающихся и прóктора при возникновении технических проблем при применении ДОТ;
  4. порядок, сроки и способы информирования обучающихся о порядке проведения ПА, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации, а также о способе ознакомления с их результатами.

П. 20 Постановления:

Порядок применения ОООД сервиса прóкторинга, а также сервисов взаимодействия преподавателей с обучающимися и законными представителями, перечень лиц, ответственных за поддержку применяемых технологий, определяются локальными нормативными актами ОООД и размещаются в открытом доступе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

П. 21 Постановления: программное обеспечение, используемое для реализации идентификации обучающегося в составе сервисов прóкторинга должны создаваться и использоваться в соответствии с законодательством РФ и (или) должны включаться в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Вот как раз в этой статье хотелось бы напомнить об автономии образовательной организации, которая выражается в разработке и принятии локальных нормативных актов в том числе (ст. 28 Закона об образовании). Принимаемые ею локальные нормативные акты регламентируют формы, периодичность и порядок ПА обучающихся, в котором прописывает самостоятельно способ идентификации и (или) аутентификации обучающихся, порядок применения сервиса прóкторинга.

Обращаю внимание, что образец выдаваемой справки о ПА устанавливает конкретная организация самостоятельно (ч. 12 ст. 60 Закона об образовании). Отсутствие или наличие записи о прóкторинге не умаляет легитимность выданной справки организацией, имеющей государственную аккредитацию соответствующей образовательной программы.

Приглашаю родителей в приватный telegram-чат моей поддержки и индивидуальной помощи https://info-so.ru/privat/