[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
На российских дорогах растет доля отечественных электромобилей. По данным Минпромторга, уже почти каждый четвертый продаваемый электрокар − российский. Вскоре их станет еще больше. Наши производители готовят к выходу на рынок несколько моделей. Корреспондент Эдмунд Желбунов лично провел тест-драйв одной из новинок.
«Атом» — новый российский электромобиль. Пока еще прототип, но это уже гораздо больше, чем дизайн-проект или макет.
Иван Соломин, директор по бренду, маркетингу и связям с общественностью компании «Атом»: «Наш предсерийный прототип, он полностью функциональный. И это как раз то, как будет выглядеть серийная машина „Атом“».
О серийном производстве своего детища размышляют сейчас и в Петербурге. Обуховский завод — предприятие оборонной промышленности. Здесь на потоке — производство систем ПВО, в том числе зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф». Но по поручению президента еще с 2018 года его специалисты развивают и гражданские технологии.
Зоригто Балданов, сотрудник инжинирингового центре АО «Обуховский завод»: «Уже в 2019-м на Обуховском заводе была разработана электрическая платформа E-Neva».
И первым на этой платформе на берегах Невы собрали переднеприводный кроссовер с запасом хода 450 километров на одном заряде.
А создатель другой электрической платформы — Роман Войт — прежде всего обратил внимание на коммерческий транспорт.
Роман Войт, руководитель проекта Voyt: «Это универсальная электромобильная платформа на базе несущего композитного профиля в классе B/B+ — это самый распространенный в России класс автомобилей».
И хотя платформа позволяет поставить на шасси практически любой кузов, будь то седан или кроссовер, именно грузовой фургон стал пилотной машиной проекта Voyt. С багажником на 3 тысячи литров. Чистая экономика.
Роман Войт: «По цене входим уже в конкуренцию с ДВС. Грубо говоря, от 1,5 до 2,5 миллиона рублей. Мы находим новую возможность для решения проблемы цены и надежности. Банально повторять — мы знаем, какой будет результат. Надо искать что-то новое, надо применять творчество».
Такого творчества, судя по всему, в достатке у создателей «Атома». Как они уверяют, это не просто машина, а гаджет на колесах, настраивать который можно и с телефона.
«Атом» претендует на статус универсального городского автомобиля, эдакий трудяга и помощник с душой нараспашку. Двери у машины распашные, то есть открываются в разные стороны, здесь нет центральной стойки. Это будет первая российская серийная машина с такой конструкцией — и не только среди электромобилей.
Дело даже не в эффектности — так инженеры увеличили внутреннее пространство салона. Про безопасность тоже никто не забыл.
Иван Соломин: «Конечно, яркая составляющая — это отсутствующая центральная стойка. Тем не менее она внедрена у нас в заднюю дверь. Здесь ярко красным выделен элемент горячей штамповки, который обеспечивает дополнительную безопасность при боковом ударе».
Салон электрической E-Neva более традиционен, но оснащен всем необходимым.
Зоригто Балданов: «В данном авто два дисплея. Здесь можно отрегулировать разные параметры, навигацию, радио. Также оснащен электропакетом сидений».
Роману Войту, чтобы в габаритах обычного седана разместить целый развозной фургон, пришлось применить нестандартный подход.
Роман Войт: «Для дополнительного удобства водителя у нас концепт передней двери, то есть здесь фактически можно заходить в автомобиль спереди».
Оценить с точки зрения водителя все новинки отечественного электроавтопрома на данный момент нельзя. Ходовой прототип Войта еще в процессе создания. Но можно сесть за руль «Атома» — за несколько месяцев до начала массового производства.
Под капотом мотор на 150 киловатт — это как 200 лошадиных сил. Разгон от нуля до сотни — около восьми секунд. Почти все настройки — на дисплее. Есть голосовое управление, искусственный интеллект, функция распознавания лиц и система помощи водителю. Все на базе российской операционной системы.
Эдмунд Желбунов, корреспондент: «Нужно быть предельно аккуратным. Таких прототипных образцов существует пока всего только два. Первые впечатления — плавность разгона и тихий ход, но это уже визитная карточка всех электромобилей. Можно ли при этом удивить водителя? Оказывается, это не так трудно. Ведь поворотники, как выяснилось, руле. Вот две кнопки».
Но и это еще не все. Создатели «Атома» вообще не захотели ехать про проторенным дорогам.
Эдмунд Желбунов: «Планшет инженеры разместили прямо на руле! Не нужно отвлекаться и смотреть куда-то вбок, все перед глазами. И правда, довольно удобно».
Но важны не только технические характеристики, но и комфорт пассажиров.
Иван Соломин: «В компактном городском автомобиле нам удалось разместить много пространства для ног. Конечно, ключевые составляющие для комфортного перемещения зимой — это подогревы всех сидений».
«Атом» может составить конкуренцию и развозному Voyt. Если заказчик пожелает, от пассажирских сидений можно вообще отказаться. А в версии «Атома» для такси не будет второго переднего сиденья. То есть и тут работает принцип платформы, как в случае с Voyt и E-Neva. Главное, выкатить с завода первый образец — и можно ставить производство разных моделей на поток.
Иван Соломин: «Мы обязаны уже здесь и сейчас думать о будущих моделях, и этим мы в том числе сейчас занимаемся».
В композитном дивизионе «Росатома» тоже уверенно смотрят в будущее. Роман Войт верит, что через пару лет у этих машин будет первая — заводская — серия.
Роман Войт: «Наш пилотный проект окупается — даже с условием разработки универсальной платформы. В течение 2–3 лет мы будем готовы выходить на серийное производство».
Получается, к этому моменту в гонке за водителя пока именно «Атом» опережает своих компаньонов по развивающемуся электромобильному рынку. Кто-то еще на стадии макета, у кого-то есть рабочий образец, но о начале серийного производства российских электромашин (кроме «АвтоВАЗа») до этого еще никто не говорил. Прототипов было много, многие при этом так и не добрались даже до испытаний. Но есть все предпосылки для того, чтобы конкретно в этом случае все было иначе. По крайней мере, основные преграды на пути к производству «Атом» уже проехал.