Найти в Дзене
Мой канал

Есть у революции начало, нет у революции конца

Оглавление
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь.

После выхода локализованной версии игры "Reds!" от ГаГи многие задаются вопросом: как победить за белых? Ответ очевиден, можно использовать хоумрулы, а можно поиграть в "Triumph of Chaos". Вот про второй вариант я и хочу рассказать.

Оформление коробки
Оформление коробки

Судя по БГГ, Триумф Хаоса - это первая игра автора. В начале книги правил сам автор, Дэвид Доктер, описывает, что вдохновляло его на создание игры:

Я решил создать «Триумф Хаоса» на основе "Путей Славы". Я поговорил с дизайнером Тедом Рейсером и спросил, не будет ли он против, если я включу в свою игру многие элементы его игры. Он сказал: «Плохие дизайнеры изобретают. Хорошие дизайнеры воруют». Так я начал разрабатывать ToC летом 2003 года.

Автор забыл упомянуть, что Пути Славы это не единственная игра Теда Рейсера, которой он вдохновлялся. Тут и Reds и Barbarossa to Berlin и, наверное, много других, в которые я не играл.

Что лежит в большой красной коробке

Карта состоит из двух стандартных игровых полей, соединённых вместе. Она нарисована шикарно, палитра радует глаза, пиктограммы ключевых городов отличаются друг от друга, условные изображения довольно понятные, а на пустых участках нарисованы картинки: по пустыням Средней Азии идёт караван верблюдов, по Чёрному морю плывут корабли и т.д.

Справа на краю карты автор прилепил Дальний Восток - территорию, похожую на Ближний Восток из Путей Славы, на которой игровыми механиками наложено множество исключений.

Стартовая расстановка 1918 год
Стартовая расстановка 1918 год

Рассказывая об оформлении игры, отдельно хочу показать платку с фишками. Никаких конвертиков и мыльниц: каждая фракция имеет свою собственную картинку на фишках. Это с одной стороны красиво, а с другой создаёт хаос на поле (название на коробке очень точно передаёт её содержимое). Чешский легион беглым взглядом сложно отличить от РККА, ведь цвет тех и у тех фишки красно-белые и т.д. Чтобы чуть-чуть пожалеть игрока армии и корпуса представлены фишками разных форм и размеров: нестандартные прямоугольники и обычные квадратики соответственно.

Платки с фишками
Платки с фишками

Кроме двух полей и трёх платок фишек в коробке имеются деревянные компоненты (стандартные евро кубики и бочки); правила, разделённые на две книжки; дополнительное поле, на котором отмечается влияние красных и белых на фракции; расстановочные листы для подкреплений; бесполезные памятки; несколько листов рекламы и даже мини-варгейм про американскую гражданскую войну в формате почтовой открытки. В целом наполнение у коробки за 130$ довольно бедное, особенно, если сравнивать с коробками за эту же цену от Вуки или Lock'n'Loaded.

Открыл коробку "Триумфа Хаоса", а внутри был хаос (пакетик был разорван всё прямот так и валялось).
Открыл коробку "Триумфа Хаоса", а внутри был хаос (пакетик был разорван всё прямот так и валялось).

Пути революции

Триумф Хаоса - игра для двух игроков, один играет за большевиков ("красных"), а второй за сборную контрреволюционных сил ("белых"). Игра, как было сказано выше, представляет собой CDG вдохновленный "Путями Славы" (далее ПС), при этом игра получилась более сложная (c рейтингом "тяжести" 4.61 на БГГ) и комплексная.

Наступление на Царицын
Наступление на Царицын

Тут 3 вида дорог (железная и два вида автомобильных). Тут есть распутица, усложняющая движение по плохим дорогам.

Больше разновидностей боевых частей: армии и корпуса (как в ПС) бывают элитными и кавалерийскими, а также ополчением, которое перед боем бросает проверку не разбежится ли оно. Плюс появились лидеры, которые могут уклонятся и преследовать как в Ганнибале, авиация и бронепоезда, как в Красных.

У областей на карте появились ресурсы (и не все они находятся в ключевых городах), например, чтобы пополнить или восстановить армию на игровом поле нужно не только разыграть карту для очков пополнений (ОП), но иметь возможность отследить путь по железной дороге до контролируемого ресурса.

Бои происходят как в ПС, но чтобы атаковать из разных областей нужно, чтобы атакой руководил лидер. В игре отсутствуют карты с боевыми событиями. Модификаторы для броска кубика получаются от способности лидеров, наличия элитных частей, авиации/бронепоездов, эффектов местности и т.д.

Внутренние разногласия
Внутренние разногласия

Механика "обязательного наступления" из ПС заменена на более сложную механику "внутренние разногласия": после соответствующего события в начале хода стороны начинают вытягивать чит со специальными условиями, которые держатся в тайне от оппонента и их надо выполнить в течении хода, или потерять победные очки.

События на картах представлены довольно интересно. Например, одно событие является и пререквизитом для последующего, и одновременно запрещает использовать другую свою карту, как событие. Такие цепочки событий.

Розыгрыш "Колчака" открывает возможность сыграть события сверх и исключает сыграть события снизу
Розыгрыш "Колчака" открывает возможность сыграть события сверх и исключает сыграть события снизу

Тут можно освободить царя! Расстрел или освобождение Николая II имеет свои последствия: нейтральные фракции по разному реагируют на эти события, белые лишатся возможности разыгрывать некоторые события и т.д. Возможно мёртвый царь будет более полезен белом движению, чем живой...

Царь принимает командование!
Царь принимает командование!

Или совершить покушение на Ленина...

Девочка и пушка
Девочка и пушка

Политические интриги

В игре добавлена новая механика борьбы за влияние над нейтральными фракциями. Всего в игре 18 нейтральных фракций, которые в свою очередь делятся на западные державы, республики и т.д. Для каждой фракции, есть свои правила и исключения, которым посвящена почти полностью вторая книга правил.

Политика эта своя игра в игре, которая отнимает довольно много времени. Есть три колоды с событиями: красные, белые и нейтральные. Деление довольно условное, в любой колоде каждая сторона может найти интересное для себя, и все карты имеют несколько различных эффектов. Например, событие "Продразвёрстка" даёт красным 2 ресурса и улучшает отношения с западными державами, в которые зерно экспортировалось, но ухудшает отношения с республиками, в которых зерно отбирали. В начале хода игроки делают на каждую колоду ставки, оплачивая очками операций со своих карт. Потом, в зависимости от разницы в ставках, открываются случайно или выбираются победителем несколько карт. Каждая сторона может выбрать одно событие из верхней части карты, а потом складываются все очки влияния (2R - два влияния красных, 1W - одно влияние белых и т.д.) из нижней части, и по итогу сдвигаются маркеры уровня влияния на планшете фракций.

Политические карты
Политические карты

Контроль над каждой фракции приносит сторонам различные плюсы: ключевые города (ПО), ресурсы, армии, возможность использовать порты и т.д.

Сумма очков влияния на каждую фракцию на всех политических картах различное, поэтому получить максимальное влияние на какую-нибудь Британию красным сложно, но не невозможно. Но даже, если красные добьются этого, Британия не направит свои войска помогать большевикам, просто останется в стороне от конфликта.

Планшет фракций
Планшет фракций

При чём тут Распутин и Путин?

Пришло время подводить итоги: игра очень интересная, сложная и комплексная. Существуют разные стратегии и всех их попробовать довольно сложно, потому что игра продолжительная по времени (полная кампания займёт целый день), и чтобы всё попробовать придётся играть несколько раз.

1918 год… Потеряв три четверти страны, огрызаясь террором, Ленин и большевики погибали в огненной клетке фронтов: они сохраняли лишь жалкую территорию вокруг Москвы и Петрограда. Но обе столицы по-прежнему в их руках, и оттуда они гордо выступали как законная власть, борющаяся с мятежниками и иноземными захватчиками.

В дебюте белые могут: попытаться захватить Царицын и развить успех на юге, начать наступление на Москву сибирскими армиями, спасти царя, потратить карты на увеличение влияния, чтобы играть вдолгую. Из-за разрозненности" контрреволюционных сил (ограничение на активацию армий из разных фракций), всё вместе провернуть не получится, приходится выбирать. Красные вначале вынуждены оборонятся и постепенно, копя силы, переходят в наступление.

Вариантов развития в партии множество, Триумф Хаоса скорее песочница "что если", а не точная симуляции событий гражданской войны. По-моим личным ощущениям игра долго не надоест.

Главный минус - плохо написанные правила. На БГГ лежит редакция 2.3, но и она не до конца вылизанная. Также рекомендую скачать и распечатать подробную Последовательность Хода и информативные памятки по фракциям.

Не знаю насколько американский автор является знатоком гражданской войны в России, но в игре хватает спорных моментов: чешский легион и донские казаки кажутся чрезмерно сильными на начало игры, игровые эффекты некоторых карт событий не очень увязываются с названием этого события, "внутренние разногласия" между Троцким и Сталиным при живом Ильиче.

Также в игре много клюквы. Изображения Распутина, не дожившего до событий игры, встречается на игровых компонентах. Остаётся только порадоваться за Григория Ефимовича, прошедшего путь от простого крестьянина до всемогущего мифического персонажа американской поп-культуры, подарившего свою фамилию героям из вселенной Марвел и являющегося главным злодеем многих голливудских фильмов.

Смотря, как относится к этой клюве, кого-то это может обидеть, а кого-то наоборот повеселить. Ниже приведу пару фоток:

Как выглядит "разложение белых" в Reds! и Триумфе Хаоса
Как выглядит "разложение белых" в Reds! и Триумфе Хаоса
В краткое описание лидера на карте Сталина закрались и упоминания про гулаг, и про вездесущего Путина
В краткое описание лидера на карте Сталина закрались и упоминания про гулаг, и про вездесущего Путина