Найти в Дзене
Сюр без Дали

Сюрреализм в кино: когда реальность трещит по швам

Сюрреализм… Одно только слово – и в голове уже танцуют слоны на тонких ножках, часы растекаются, как плавленый сыр, а из шкафа выпадает рояль. Ну, или что-то в этом духе, верно? Когда художественный мир в начале XX века решил, что с реальностью как-то скучновато, и предложил нам погулять по закоулкам подсознания, развлечение получилось на славу. И кино, эта юная, но амбициозная муза XX века, тут же подхватила сюрреалистические мотивы. Как же иначе? Кино, по сути, само по себе немного сюрреалистично. Мерцание экрана, иллюзия движения, рассказ истории через сны других людей (которыми, по сути, являются персонажи) – чем не готовый холст для фантазий, вывернутых наизнанку? Сюрреализм с его любовью к сновидениям, абсурду и подсознательному, лег на кинопленку, как родной. Сюрреализм – это про символы, загадки и намеки. В кино это вылилось в настоящий парад неожиданных образов. Вместо того, чтобы показывать вещи прямолинейно, режиссеры начали играть ассоциациями. Птица в клетке могла символиз
Оглавление

Сюрреализм… Одно только слово – и в голове уже танцуют слоны на тонких ножках, часы растекаются, как плавленый сыр, а из шкафа выпадает рояль. Ну, или что-то в этом духе, верно? Когда художественный мир в начале XX века решил, что с реальностью как-то скучновато, и предложил нам погулять по закоулкам подсознания, развлечение получилось на славу. И кино, эта юная, но амбициозная муза XX века, тут же подхватила сюрреалистические мотивы. Как же иначе?

Зачем кино подружилось с бредом

Кино, по сути, само по себе немного сюрреалистично. Мерцание экрана, иллюзия движения, рассказ истории через сны других людей (которыми, по сути, являются персонажи) – чем не готовый холст для фантазий, вывернутых наизнанку? Сюрреализм с его любовью к сновидениям, абсурду и подсознательному, лег на кинопленку, как родной.

Язык символов: когда банан – это не просто банан

Сюрреализм – это про символы, загадки и намеки. В кино это вылилось в настоящий парад неожиданных образов. Вместо того, чтобы показывать вещи прямолинейно, режиссеры начали играть ассоциациями.

Птица в клетке могла символизировать ограничения, пустой дом – одиночество, а вот банан… ну, тут уж каждый решает для себя! Кино перестало быть просто иллюстрацией реальности, оно стало поэмой в визуальных образах.

-2

Монтаж как магия: как склеить несклеиваемое

Сюрреалисты обожали монтаж. И не тот скучный монтаж, который про последовательность действий, а монтаж ассоциативный, прыгающий, как блоха в цирке.

Вдруг – кадр с часами, потом – глаз, потом – море. И никакой логики, кроме логики подсознания. Такой монтаж ломал привычное восприятие времени и пространства, создавая эффект галлюцинации, или, если хотите, просто очень странного сна.

Специальные эффекты без компьютеров: магия руками

До компьютерной графики было еще далеко, но сюрреалисты и без нее творили чудеса. Зеркала, двойная экспозиция, неожиданные ракурсы, замедленная съемка – все шло в ход, чтобы заставить зрителя усомниться в реальности происходящего. Вещи меняли свои свойства, люди исчезали и появлялись из ниоткуда, а мироздание полностью подчинялось режиссеру-волшебнику.

Психология на первый план: заглянем в темные уголки души

Сюрреализм – это еще и про психологию, про наши страхи, желания, комплексы. Кино под влиянием сюрреализма стало смелее заглядывать в эти темные уголки души. Фрейд и его теории о подсознательном стали настоящим клондайком для кинематографистов. Фильмы начали исследовать сны, галлюцинации, пограничные состояния разума. Иногда страшно, иногда смешно, но всегда интересно.

-3

Жанры на грани безумия: хоррор, фэнтези и даже комедия!

Сюрреализм не заперся в рамках артхауса. Его влияние просочилось и в коммерческое кино, особенно в жанры, которые и так любят поиграть с реальностью.

Хорроры стали еще более жуткими и психологическими, фэнтези – более странным и непредсказуемым, а комедии – более абсурдными и ироничными. Вспомните хотя бы «Бразилию» Терри Гиллиама – чистый сюрреализм в антураже антиутопии!

-4

Мастера галлюцинаций: от Бунюэля до…

Конечно, первым на ум приходит Луис Бунюэль. Этот испанский гений сюрреализма снимал фильмы, которые до сих пор сносят крышу своей дерзостью и непредсказуемостью. Но Бунюэлем дело не ограничилось.

Дэвид Линч, Алехандро Ходоровски и многие другие режиссеры в той или иной мере черпали вдохновение в сюрреализме. И даже в современном кино отголоски сюрреалистических идей встречаются повсеместно.

Сюрреализм жив! И здравствует в кино

Сюрреализм не просто какое-то там художественное течение из прошлого. Это целый способ видеть мир – мир не логичный, не рациональный, а загадочный, полный скрытых смыслов и неожиданных поворотов.

И кино благодаря сюрреализму стало гораздо интереснее, глубже и … страннее, конечно. А разве не за странностями мы и любим кино, которое щекочет нервы и будит фантазию? Так что спасибо сюрреализму за то, что кино не дает нам заскучать!

Подписывайтесь на канал «Сюр без Дали», ставьте "лайки", следите за новыми постами, делитесь с друзьями.

Изображения взяты из открытых источников в интернете.