Найти в Дзене
Юрист

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий. Проблема квалификации

Проблемы квалификации преступления, предусмотренного статьей 151 УК РФ, в судебной практике Составы преступлений могут быть классифицированы по различным признакам. Данными критериями могут служить характер и степень общественной опасности деяния, элементы составов, которые описаны в диспозиции уголовной нормы. В Уголовном кодексе Российской Федерации по степени опасности составы выделяются в основные, квалифицированные и привилегированные. В основном составе диспозиция уголовной нормы описывает элементы состава типовой и средней общественной опасности. Наличие в статье особенной части Уголовного кодекса больше двух частей позволяет правоприменителю детально индивидуализировать степень общественной опасности деяний схожих по характеру, обеспечивая тем самым точность в квалификации преступления и точности в применении санкции к виновному лицу. В части 2 статьи 151 Уголовного кодекса Российской Федерации представлена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобще

Проблемы квалификации преступления, предусмотренного статьей 151 УК РФ, в судебной практике

Составы преступлений могут быть классифицированы по различным признакам. Данными критериями могут служить характер и степень общественной опасности деяния, элементы составов, которые описаны в диспозиции уголовной нормы. В Уголовном кодексе Российской Федерации по степени опасности составы выделяются в основные, квалифицированные и привилегированные.

В основном составе диспозиция уголовной нормы описывает элементы состава типовой и средней общественной опасности. Наличие в статье особенной части Уголовного кодекса больше двух частей позволяет правоприменителю детально индивидуализировать степень общественной опасности деяний схожих по характеру, обеспечивая тем самым точность в квалификации преступления и точности в применении санкции к виновному лицу.

В части 2 статьи 151 Уголовного кодекса Российской Федерации представлена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественного противоправного деяния родителями, педагогическими работниками либо иным лицам, на которые возложены обязанности по воспитанию ребенка.

Если исходить из толкования данной нормы, то можно сказать, что речь в данном случае идет о квалифицирующем признаке, который непосредственно связан с субъектом состава преступления. Так, субъект преступления должен быть не только старше, но и должен быть родителем, либо иным уполномоченным воспитывать ребенка лицом. Норма отсылает нас к Семейному кодексу, а также Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в которых определены права и обязанности уполномоченных на воспитание ребенка лиц.

Родитель – это отец, или мать, или усыновитель, который вовлекает в преступное деяние несовершеннолетнего. По мнению некоторых публицистов, к данной категории могут быть отнесены и лица, которые были ограничены в своих родительских правах либо утратили их. Аргументировать эту точку зрения можно Семейным кодексом, так как согласно статей 71 и 74 лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

Приведём пример из судебной практики, гражданин Р. являясь родителем использовал свое влияние для сокрытия своих преступных намерений. Он обратился к своему сыну гражданину К. зная, что тот не является совершеннолетним и не подлежит уголовной ответственности, с просьбой по приобретению наркотических веществ у неизвестного лица. Гражданин К. незаконно храня наркотические вещества передал их своему отцу, в последствии, как благодарность отец дал попробовать наркотики своему несовершеннолетнему сыну, по итогу гражданин Р. – отец был привлечен к уголовной ответственности по совокупности пункт «г» части 3 статьи 228.1, пункт «б» части 32 статьи 228.1, части 2 статьи 150 и части 2 статьи 151 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В Уголовном кодексе отсутствует понятие педагогического работника, поэтому следует обратиться к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», по которому педагогически работник – это физическое лицо, которое состоит в служебных или трудовых отношениях с организацией, которая осуществляет образовательную деятельность.

Также можно отметить, что помимо данных лиц, под признаки специального субъекта подпадают и тренера в спортивных организациях, а также руководители художественных школ. Применительно к данной категории лиц в части второй предусмотрена возможность назначения дополнительного наказания в виде лишения заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность.

Под иными лицами следует понимать опекуна, попечителя, приёмных родителей, отчима, мачеху, родственников, взявших несовершеннолетнего на воспитание, а также дедушку и бабушку, и взрослых братьев, и сестер. Ответственность наступает лишь тогда, когда у несовершеннолетнего отсутствуют родители либо они были лишены родительских прав.

В части 3 статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена увеличенная уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в преступное деяние с применением насилия или угрозой его применения, в том числе если деяние совершенно с учетом части второй данной статьи.

Насилие – это причинение физической боли, неопасное для жизни и здоровья, а также побои, которые не влекут за собой кратковременное расстройство здоровья, причинение легкого, средней тяжести вреда здоровью, истязание без квалифицирующих признаков, избиение, связывание, залом рук, все что не требует дополнительной квалификации и охватывается частью 3 данной статьи.

В случае, когда по результату насилия был причинен тяжкий вред здоровью или же было совершено истязание либо изнасилование, то указанные деяния квалифицируются в совокупности со статьей 150 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Гражданин В. 30.08.2012 был осужден по части 3 статьи 151 и части 3 статья 150 Уголовно кодекса приговором Псковского городского суда Псковской области. С целью вовлечения в совершении кражи несовершеннолетнего виновный сначала уговорил подростка принять наркотики, после чего попробовал настоять на совершении преступного деяния, после отказа виновный нанес удары кулаком с сжатым ножом по лицу, в следствие чего причинив несовершеннолетнему физическую боль и телесные повреждения в виде ссадин[4].

Угроза применения насилия представляет собой психическое воздействие на несовершеннолетнего, которое может проявляться в виде угроз причинения физического вреда здоровью, нарушение телесной неприкосновенности гражданина в любом существующем виде.

Угроза применения насилия представляет собой квалифицированный способ вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления в форме угрозы.

Подводя итог, следует сказать, что квалифицировать преступление, предусмотренное статьей 151 Уголовного кодекса необходимо по квалифицирующим признакам. Всего в статье содержится 3 части и необходимо уметь разграничивать их друг от друга для правильной квалификации преступного деяния.

Отграничение статьи 151 УК РФ от смежных составов преступлений

На практике проблемы возникают не только при квалификации преступления, но и при отграничении статей 150 и 151, а именно вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий и совершение преступления, со смежными составами преступлений, например, статья 136 Уголовного кодекса, которая определяет санкцию за развратные действия, статью 230 Уголовного закона, которая определяет санкцию за склонение к потреблению наркотических веществ, так как они обладают довольно схожими признаками.

Проблема в разграничении вовлечения несовершеннолетнего в систематическое употребление одурманивающих веществ, согласно статье 151 Уголовного кодекса от склонения к потреблению наркотических веществ, психотропных средств и иного, согласно пункту «а» части 3 статьи 230 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в том, что склонение может выступать в качестве одного из способов вовлечения в деяние. Помимо этого, законодательство не раскрывает понятия одурманивающих веществ.

Субъектом преступления в форме склонения к потреблению наркотических веществ несовершеннолетним является лицо, достигшее совершеннолетия, то есть субъект такой же, как и в статье 151 Уголовного кодекса.

Одна из основных проблем связывается с невозможностью точного определения такого предмета преступления как наркотические вещества. Заключается проблема в необходимости устанавливать и доказывать осведомленность лица не только в негативном психическом воздействии соответствующих средств и веществ на организм подростка, да и в общем человека, но, а также о сходстве их по химическому составу с другими наркотическими веществами аналогами которых они признаются.

Также определённо случаются ситуации, когда отсутствуют официально утвержденные методики проведения медицинских и химических экспертиз аналогов наркотических средств и психотропных веществ, а также научные и доказанные на практике критерии степени воспроизведениями ими психоактивного воздействия соответствующих наркотических веществ и психотропных средств, также возникают проблемы в определении химических сходств по химической структуре.

Для определения принадлежности какого-либо вещества к аналогам наркотических веществ необходимо провести комплексную структуру, которая способна определить сходство химического строения и психоактивных свойств исследуемого образца со структурой наркотического или психотропного вещества. В свою очередь, необходимо отметить, что это будет новое вещество, так как основная разница заключается в включенности или не включенности в список, определенный правительством Российской Федерации.

При совершении развратных действий, согласно статье 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, виновным также совершаются действия по вовлечению несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, например, по употреблению наркотических средств или психотропных веществ.

В свою очередь, часты случаи, когда совершение противоправного деяния, предусмотренного статьей 150 Уголовного кодекса, совпадает с иными преступлениями, например, убийством, разбоем, грабежом, причинением вреда здоровью, хранением наркотиков, и другое. Так, дознавателем одного из отделов полиции Свердловской области с согласия прокурора было возбуждено дело в отношении гражданина Г. по части 1 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации. По совершенным деяниям и обстоятельствам он подозревался в том, что с помощи своего несовершеннолетнего сына нанес побои другому ребенку.

Через некоторое время дело было истребовано прокурором и передано следователю. По прибытию гражданина, выяснилось, что обвинение будет предъявляться не только по части 1 статьи 116, но и по части 2 статьи 150 Уголовного кодекса.

Преступления, которые предусмотрены статьями 150 и 151 Уголовного закона следует разграничивать от ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей, по статье 156 Уголовного кодекса, что, исходя из обширной судебной практики вполне может выражаться в злоупотреблении спиртными напитками, ведения аморального образа жизни и иное. Согласно санкции статьи 156 Уголовного кодекса максимально возможное наказание за неисполнение родительских обязанностей по воспитанию ребенка составляет 3 года лишения свободы.

Хотелось бы поднять тему предупреждения самоубийств среди молодежи. Можно сказать, что в наше время ведется активная пропаганда суицида среди молодого населения страны. В частности, можно привести ситуация, которая произошла в 2015 году в сети Интернет социальной сети «Telegram» и во «ВКонтакте». Общественные деятели стали бить тревогу, так как в данных сетях единовременно появились сотни групп суицидальной направленности, агитирующие совершить самоубийство. На страничках сообществ размещались видео с самоубийствами детей, преподносилась героизация погибших подростков.

Были созданы различные игры, самая нашумевшая это «Синий Кит», которая была преподнесена в прохождения испытаний. В конце игры участнику предлагалось совершить суицид.

Также совсем недавно правоохранительными органами были изъяты жвачки, под названием «Правда или действие». Правила игры сводились к необходимости дать честный ответ на определенный вопрос угостившего резинкой, либо, в случае отказа, совершить какое-либо действие. На обратной стороне жевательных резинок были размещены задания, к примеру: «Что надо сделать перед смертью? Поделись ответом в Сети». Данные опасные продукты были обнаружены в магазинах многих городов России, например, в Калининграде, Оренбурге, Владивостоке и других.

Проблематика заключается в том, по какой статье Уголовного кодекса следует квалифицировать данные деяния. Данные действия должны быть наказуемы не по статье 151 Уголовного кодекса, а по статье 110 Уголовного кодекса «Самоубийство», поскольку доведение до самоубийства является наиболее общественно-опасным преступлениям, так как представляет опасность для жизни человека.

Дела были возбуждены по статье 110 Уголовного кодекса Российской Федерации, как дистанционное доведение до самоубийства, однако в диспозиции данные статьи гласит, что доведение до самоубийства может допускаться только при личном контакте с жертвой, при использовании угроз, унижений и физических побоев.

Таким образом, с полной уверенностью можно сказать, что уголовным законодательством не в полной мере урегулированы вопросы, связанные с доведением до самоубийства через сеть Интернет.

Преступление, предусмотренное статьей 151 Уголовного закона, также необходимо отграничивать от административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.10 Кодекса об Административных Правонарушениях «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ». Разграничение составов видится в критерии систематичности, которыми характеризуется статья из Уголовного закона.

Таким образом, важно уметь квалифицировать состав статьи 151 по каждой из его частей. Проблемы разграничения также является довольно большой. Необходимо разграничивать от статьи 151 такие статьи как 150, 110, 116 и 135 Уголовно кодекса Российской Федерации, а также статьи 6.10 Кодекса об Административных Правонарушениях.