Найти в Дзене
🎥КИНОВАРНЯ🎬

Гениальный советский триллер про рыбаков, которых унесло на льдине

Малоизвестный фильм стал национальным достоянием целой страны и после премьеры удивил всех, кому удалось его посмотреть. Но самое поразительное, что эта картина остается актуальной и по сей день, ведь в ней затрагиваются вечные проблемы, не имеющие срока давности. В 1962 году латвийский режиссер Гунар Пиесис окончил ВГИК и устроился работать на Рижскую киностудию. За год до этого он представил дебютный художественный фильм "Спасибо за весну" (второе название - "Вербы серые цветут"), который был разгромлен общественностью и признан провальным. После такого фиаско об игровом кино стоило забыть, и в Риге Пиесиса ждали лишь хроника для журналов, да документалки. Гунар не отчаивался и продолжал честно трудиться. За несколько лет он снял множество классных документальных картин ("Святослав Рихтер", "Рижские парки" и др.), после чего все-таки получил второй шанс. В 1971 году к Пиесису обратились с нереальной, как тогда казалось, просьбой: экранизировать знаменитую повесть "В тени смерти" лат

Малоизвестный фильм стал национальным достоянием целой страны и после премьеры удивил всех, кому удалось его посмотреть. Но самое поразительное, что эта картина остается актуальной и по сей день, ведь в ней затрагиваются вечные проблемы, не имеющие срока давности.

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

В 1962 году латвийский режиссер Гунар Пиесис окончил ВГИК и устроился работать на Рижскую киностудию. За год до этого он представил дебютный художественный фильм "Спасибо за весну" (второе название - "Вербы серые цветут"), который был разгромлен общественностью и признан провальным. После такого фиаско об игровом кино стоило забыть, и в Риге Пиесиса ждали лишь хроника для журналов, да документалки.

Гунар не отчаивался и продолжал честно трудиться. За несколько лет он снял множество классных документальных картин ("Святослав Рихтер", "Рижские парки" и др.), после чего все-таки получил второй шанс. В 1971 году к Пиесису обратились с нереальной, как тогда казалось, просьбой: экранизировать знаменитую повесть "В тени смерти" латвийского писателя Рудольфа Блаумана. Скептики посчитали, что на Пиесиса "повесили" очередной провал, поскольку превратить 22 страницы повести в полнометражный фильм никак не получится. Но у постановщика было свое видение ситуации.

Получив сценарий из рук Яниса Калныньша, Пиесис сразу понял, что текст нуждается в доработке. Сюжет следовало сделать более кинематографичным, и Гунар с воодушевлением принялся за дело. Когда он закончил, пришла пора набирать актеров. На главные роли подписались Эдуард Павулс, Гунар Цилинский, Карл Себрис, Альфред Видениек, Гирт Яковлев и молодой дебютант Питер Шоголов. Фильм снимали на латвийском языке.

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

Рижский залив, зима 1899 года. Четырнадцать мужчин из близлежащего поселка отправились на рыбалку. Погодка шепчет, дело спорится. Увлекшись уловом, рыбаки не заметили, как огромная льдина под ними откололась. Людей уносит все дальше от берега в открытое море, и дорога каждая минута. Как же быть? Самый отчаянный бросается в воду в надежде доплыть до земли, но все тщетно.

Рыбаки оказались в ледяном плену. Вокруг только серое море, и нужно как-то выживать, ожидая спасения. Шансы на успех минимальны, и в таких условиях на первый план выходит истинная человеческая сущность отдельной личности. Далеко не все могут справиться с тяжелым испытанием, а впереди лишь полная неизвестность и неизбежный конец...

Кадр из фильма В тени смерти. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма В тени смерти. Источник: kinopoisk.ru

Приключенческий триллер "В тени смерти" ("Nāves ēnā") поистине уникален, и это не просто слова. С одной стороны - замкнутое пространство льдины. С другой - бесконечность холодного моря. А в центре - несколько отчаявшихся мужчин, вынужденных переосмыслить свое прошлое и примириться с будущим. Картина рассказывает о людях, очутившихся в экстремальной ситуации, и тут не имеет значения ни эпоха, ни место действия. Хоть Африка XXI века, какая разница? Страх смерти всегда и везде одинаков, и авторам фильма удалось передать его со всей убедительностью.

Производственный процесс шел очень сложно. Пиесис настаивал на натурных съемках, утверждая, что павильонные кадры не будут реалистичными, и зрители не поверят в историю. Тогда решили снимать фильм на побережье, недалеко от города Лапмежциемс. Увы, зима в тот год выдалась теплой, и художникам-постановщикам пришлось построить искусственный плот-льдину из пластика и смолы. Актеры тоже настрадались: одетые в тяжелые зимние пальто, они не мерзли, как нужно по сюжету, а фактически горели, ведь температура воздуха была намного выше нуля. К тому же, тяжелые условия работы усугублялись и режиссером: Пиесис славился не только большим талантом, но и сложным характером. Однако, все тяготы не напрасны.

Кадр из фильма В тени смерти. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма В тени смерти. Источник: kinopoisk.ru

Актерский ансамбль фильма "В тени смерти" заслуживает высочайшей оценки. В подобных картинах повествование строится на взаимоотношениях персонажей, конфликтах или сотрудничестве. И латвийские артисты блестяще справились с поставленными задачами. Весь триллер держится на эмоциональном напряжении героев, и акцент сделан на крупных планах, подчеркивающих драматизм. В некоторых сценах нужно было играть одними глазами, в буквальном смысле. Мимолетная фальшь могла все разрушить, но актеры идеально вжились в роли. Особенно стоит отметить Питера Шоголова, чей паренек Карленс запоминается надолго. Его образ - самый трагичный в фильме.

Гунар Пиесис добавил в сюжет воспоминания рыбаков о прошлом и деревенской жизни. Грамотный прием позволил полнее раскрыть характеры персонажей и суть принимаемых ими решений. Герои стремительно развиваются на фоне безмолвного моря с куском льда. А кульминационная точка в финале фильма обескураживает и бьет прямо в сердце.

В момент выхода на экраны фильм стал сенсацией. Советской цензуре не к чему было придраться, да и критики не сказали ничего плохого. Огромная редкость для тех лет, учитывая, что "В тени смерти" не может похвастаться приверженностью к социалистическому реализму. Но на то он и шедевр искусства, чтобы быть выше политических и иных предрассудков. Позже картина вошла в Культурный канон Латвии и давно считается общепризнанным кинематографическим эталоном. Гунар Пиесис создал контрастную экзистенциальную драму на все времена. Такие произведения не стареют.

Оценка CinemaTravel: 8/10

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!