На днях я вернулась из очередного большого путешествия и хочу поделиться с вами своими наблюдениями относительно храмов Кхаджурахо, которые не только поразили меня своим великолепием, но и оставили много вопросов и загадок. О последних я поведаю в конце этой статьи.
О храмовом комплексе
Кхаджурахо - маленький городок в штате Мадхья-Прадеш в Центральной Индии, известный на весь мир храмовым комплексом, также носящим имя Кхаджурахо и занесённым в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО 🏺
Согласно официальной информации, храмы были построены в период с 9 по 12 века нашей эры, во время правления династии Чандела. К концу 10 века территории, объединенные одним из правителей Чандела, превратились в самое сильное государство центральной Индии того времени. А Кхаджурахо была их роскошной столицей.
Всемирную известность храмы приобрели не только благодаря своей великолепной архитектуре, но и многочисленным барельефам с эротическими сценами. И несмотря на то, что подобные сюжеты встречаются на многих храмах Индии, именно храмам Кхаджурахо присвоили синоним «храмы Кама Сутры». Считается, что в период расцвета здесь находилось 85 храмов, из которых до наших дней дошли не более 25.
Относительно названия Кхаджурахо существует две версии. Ранее город назвался Кхарджуравахака.
🌴 первая версия гласит, что название связано с финиковой пальмой (кхарджура на санскрите) и будто ворота в каждый храм были сделаны из золота в форме пальм.
🦂 вторая версия утверждает, что кхарджуравахака означает «носитель скорпиона», что является одним из имён Шивы.
Уж не знаю, как насчёт золотых пальм, но я была удивлена, когда заметила внутри одного из храмов изображения скорпионов. Они ползли по ногам женщин, украшавших внутренние стены храма в виде барельефов. Жаль, я не сделала это фото.
Из всех сохранившихся храмов, наиболее значимыми являются храмы западной группы (часть из них на моих фото). Вход в эту зону комплекса платный - 35 рупий для местных и 550 рупий для иностранцев.
Интересные храмы Кхаджурахо
Среди всех храмов Кхаджурахо, каждый привлекателен по своему. Все они великолепны и вызывают восторг у ценителя искусства.
Этот храм на фото интересен тем, что посвящён Читрагупте.
Когда мы пришли, он был пустым, в отличие от других храмов, где сновало и галдело множество туристов. Видимо, это связано с тем, что абсолютное большинство посетителей не понимают, что это за храм (а таблички читают далеко не все). Впрочем, не понимала и я, до тех пор, пока не взялась копнуть глубже.
Кто такой Читрагупта?
Помните, я писала статью про устройство ада? Там я рассказывала, что, согласно Ведам, Ямарадж (сын полубога Солнца) является верховным судьёй и ставит вердикт душам, попавшим на адские круги. Так вот прежде, чем попасть на суд к Ямараджу, душа грешника проходит «опись содеянного» у Читрагупты. По сути Читрагупта - это своего рода "секретарь" Ямараджа. Он составляет список грехов и передает их судье, а тот уже принимает решение о наказании.
Но дело в том, что центральное божество, которое мы видим на алтаре, это не Читрагупта, а Сурья, то есть полубог-Солнце.
Почему на алтаре Сурья, а храм называется Читрагупта?
Вот что я нашла по этому поводу. Оказывается, культ Читрагупты чаще всего совершается в паре с Сурьей, Дургой или тем же Ямараджем. Это связано с тем, что как писцу главного судьи при исполнении своих обязанностей Читрагупте нужно обладать как качествами Солнца, так и качествами Дурги.
В данном храме Читрагупта тоже присутствует. Если внимательно присмотреться к моему фото с главным божеством, то видно, что внизу у его стоп находится малюсенькая фигура, держащая перо в руках. Это и есть Читрагупта.
Солнце является источником света и знания, а Шри Читрагупта считается душой Солнца. Именно поэтому Сурья устанавливается как главное божество, а Читрагупта - сопутствующее.
Не смотря на то, что храм недействующий, люди продолжают класть к алтраю деньги и цветы в качестве подношения божеству. По этому поводу в ведических писаниях есть замечательное высказывание:
Бог там, где о Нём поют славу его преданные
Ещё один из храмов Кхаджурахо покорил меня этим довольно редким божеством.
Когда я ещё в 2010 году стала увлекаться ведической культурой, то узнала о такой необычной, даже невероятной форме Всевышнего как Вараха дэв - Вишну в образе вселенского вепря. Эта форма считается одной из 10 главных аватар Всевышнего (Дашаватар).
Так что этот божественный пятачок и кругленькая попка в маленьком храме в Кхаджурахо принадлежат Вараха дэву 🙏🏼
Конечно, кому-то очень сложно принять концепцию Бога-свиньи, но это происходит лишь из-за нашего ограниченного ума, которым мы пытаемся описать неописуемое и объять необъятное. Но если попытаться хоть на йоту понять божественную природу, которая Безгранична, не поддаётся определению и включает в себя все мыслимые и немыслимые формы, то почему бы нет? Бог игрив, а в игре Он способен принять совершенно любую форму. Тем более, что форму Варахи Он принял не просто так, а чтобы однажды спасти Землю от потопления... В общем, забавы Господа понять практически невозможно. Но храм стоит, и культ Вараха дэва до сих пор существует. Особенно в южной Индии.
Matangeshwar Temple - единственный действующий храм в западном секторе древних храмов Кхаджурахо. Матангешвар - это храм Шивы. Его датируют 10 веком нашей эры.
Так как храм действующий, то вход в него свободный для всех. И он находится за пределами основного комплекса. Особенность этого храма состоит в том, что в нём находится один из крупнейших на севере Индии Шива-лингамов, на который ещё и можно взобраться в буквальном смысле слова. Всех пускают взойти на основание лингама, чтобы прислониться к нему, возложить цветы и выразить почтение.
Считается, что Матангешвар - это та ипостась Шивы, которая управляет Кама дэвом. А Кама дэв - это персонифицированное чувственное влечение, то есть полубог, отвечающий за плотскую любовь. Купидон, короче )
Интересно, что на праздник Маха Шива-ратри (великую ночь Шивы) именно в этом храме лингам наряжают в одежды жениха и паломники тысячами стекаются на это грандиозное событие! Потому что именно в эту ночь Шива и его прекрасная половина - Парвати - соединились узами брака. Маха Шива-Ратри в этом году было 26 февраля, но в это время мы уже были в другом месте, а потому ЧТО именно творилось в храме Матангешвара, можно только в интернетах подсмотреть 😉
Городок Кхаджурахо
Отвлечёмся от храмов и поговорим немного о самом городке Кхаджурахо. Так как никаких светских построек со времён правления династи Чандела здесь не сохранилось, то и вся жизнь и центр города крутятся вокруг западной группы храмов.
Население Кхаджурахо - около 35 тысяч человек. Внешне городок показался мне очень уютным и симпатичным. Он понравился нам обоим с первого взгляда своей тёплой спокойной атмосферой.
Нужно сказать, что автомобильная дорога в Кхаджурахо проходит через небольшие гхаты (холмистую, гористую местность) и национальный парк-заповедник, где обитают медведи и тигры! Повсюду вдоль дороги можно встретить указатели на джангл stay и сафари.
✈️ В Кхаджурахо также можно добраться на самолёте (да, здесь есть свой маленький аэропорт) и на поезде из Дели, Варанаси и других городов.
Улочки в городке извилистые, узкие, с яркими домиками. Много старинных (но не древних) красивых зданий и табличек.
Мы жили в шикарном аутентичном отеле за какие-то смешные деньги - 1500 рупий в сутки. Отель называется Marble Palace, там реально всё из белого мрамора и дерева, красивая антикварная мебель и просто отличный сервис! А местные заведения - это вообще отдельная история. В общем, Кхаджурахо - это однозначно место из серии must visit в Индии!
А теперь пора поговорить о главной теме статьи.
Что не так с храмами Кхаджурахо?
На любой исторический объект я всегда прихожу не только оценить искусство, но и задуматься над функционалом и технологиями строительства. Так меня научили опыт, увлечение древними цивилизациями и научно-исследовательская экспедиция в Египет, в которой я однажды принимала участие.
Давайте для начала согласимся с тем фактом, что наверное, 99% посетителей того же Кхаджурахо имеют больше культурно-туристический интерес, нежели научный. Пришли, послушали местного гида, поселфились, вышли. Галочка «Я был в Кхаджурахо» поставлена ✅ Но я в этом плане ужасная зануда - люблю копнуть глубоко, особенно если налицо загадки и несостыковки.
Во-первых, самая основная проблема большинства локальных экскурсоводов, которые рассказывают про пирамиды, храмы или любые другие древние постройки - это отсутствие технического образования (даже банального самообразования). Они могут красиво рассказывать про архитектурный стиль, разбавляя повествование легендами и преданиями, чтоб слушатели не зевали, но задумываться о реальных технологиях строительства никто из них, конечно же, не будет. Всё принимается просто на веру. Сказали, что рабы тягали блоки под плётками, значит так оно и было.
Во-вторых, мой личный глаз уже "наметался" бесчисленным количеством посещенных руин, раскопок, исторических объектов, археологических музеев в разных странах мира, поэтому просто так поверить в информацию на табличке, не проверив её, Дина джи уже ну никак не может 😁
В штате Гоа, где я живу, есть современный храм, сделанный из мрамора. Храм называется Birla Mandir. По шкале Мооса мрамор весьма мягкий материал. Так вот, когда мы в тот день посещали этот храм, там строили ещё один небольшой храм в абсолютно таком же стиле и тоже из мрамора. Листайте галерею.
Как его строили? Сидели мужики с жужжащими машинками и с их помощью вырезали узоры на поверхностях мраморных колонн и прочих частей здания. Гул страшный, пылюга, весьма тяжелый труд - точить даже такой относительно мягкий материал.
А теперь вернёмся к храмам в Кхаджурахо.
Первое, что меня смутило, это датировка. Почти все храмы - это 10-11 век. Всего навсего тысячу лет назад. Взгляните на это фото. Это руины храма Чаунсат Йогини, который считается самым ранним в комплексе западной группы и датируется концом 9 века.
Согласно официальной информации между постройкой этого храма и того искусного великолепия, что мы видим далее - примерно 50 лет. Неужели здравомыслящий человек способен поверить, что за 50 лет так молниеносно шагнули в прогресс технологии строительства? Этого просто не может быть. Очевидно, что строили разные цивилизации. При этом подобных более примитивных храмов в Кхаджурахо тоже несколько, они находятся, в основном, в восточном секторе.
Второе. Пишут, что храмы сделаны из песчаника и гранита. Отличить гранит от песчаника можно внешне, по цвету и фактуре. К песчанику вопросов может быть и было бы намного меньше, но вот гранит имеет одну из самых высоких степеней по шкале Мооса - 7-8. То есть это ооооочень оооочень твёрдный и тяжелый материал, который ну никак не обработать вручную так искусно.
Мужики над мягким мрамором в Гоа до сих пор потеют со свёрлами, а там тыщу лет назад гранит во всех мелочах вырезали чёрт пойми чем… Сомнительно.
Третье. На моих фотках (листайте галерею ниже) видны следы реставрации. Одна из них, как пишут, была проведена в 19 веке. Видимо, это как раз та, когда присобачивали блоки-ступени. А может, дело было гораздо гораздо раньше? Так или иначе - видно же, что пазл неправильно собрали 😂 То, что не должно быть ступенью внезапно ей стало. И вот эти выемки, в которые когда-то были вставлены металлические скобы для скрепления блоков - тоже показывают, что блоки собраны как попало. Такого добра в Кхаджурахо сплошь и рядом. Просто нужно быть чуточку внимательнее )
Четвёртое. Загадочные квадратные отверстия в животах фигур на колоннах. Следующие 2 фото ниже. Совершенно ясно, что это был какой-то функционал, а не фантазия скульптора. Честно говоря, этим конкретно вопросом я не озадачивалась, не выясняла, что это могло быть. Возможно, там было что-то вставлено из других материалов: металла, дерева, самоцветов. Но зачем и для чего? Интересно. А я просто обращаю на это ваше внимание.
Пятое. Если мы возьмём англоязычный сегмент банальной Википедии, то там в отличие от русского, есть кое-что занимательное о Кхаджурахо. Это информация о современных экспериментах по созданию аналогичных фигур и добыче песчаника, где были сделаны выводы, что «для возведения этих храмов потребовались бы сотни высококвалифицированных скульпторов и уйма времени». Ну то есть снова есть вопросики по технологиям строительства и датировкам.
Шестое. В той же англоязычной Вики есть вообще мега противоречивая информация! Пишут, что «Первое документальное упоминание о Кхаджурахо было сделано в 641 году Сюаньцзаном, китайским паломником, который описал встречу с несколькими десятками бездействующих буддийских монастырей и дюжиной индуистских храмов с тысячей поклоняющихся брахманов».
Так, стоп! Вики, ты же до этого пишешь, что храмы Кхаджурахо были построены с 9 по 12 века, так как так получилось, что китайский монах видел их в середине 7 века ? Где здесь правда?
В русскую Википедию эту инфу копировать не стали, видимо, предвещая уйму вопросов по этому поводу 😁
Пока я на этом остановлюсь. Но друзья, это лишь то, что я заметила беглым поверхностным взглядом всего за несколько часов в комплексе. А если приехать туда снова и начать копать основательно, думаю, что много ещё чего интересного вылезет…
Моё личное мнение ⬇️
Думаю, что упомянутая в официальных источниках династия Чандела эти грандиозные храмы не строила. Скорее всего она их нашла, отреставрировала, присвоила. Да, там кое-где есть надписи на наречии эпохи Чандела, но если я сейчас на пирамиде нацарапаю что-то на современном русском, то это не значит, что пирамида создана мной и в это время. Нацарапать можно и на давно готовеньком (чем, кстати, занимались в Египте сначала Рамзес II, а потом и Птолемеи).
Как я уже писала когда-то ранее в одной из статей - в Индии полная беда с археологией. Не исследуют здесь практически ничего. То ли денег нет, то ли оборудования и квалифицированных специалистов, то ли просто нет желания. И так сойдет! Кому сдались эти старые развалины? Деньги за вход платят да и ладно…
Но мы с вами, дорогие, должны быть бдительными и не верить первому попавшемуся египетскому Абдулле или индийскому Ашоку, даже (и особенно!) если у них на шее висит бейджик «сертифицированный гид» 😉
Читайте также другие мои статьи:
ЭЛЛОРА: самый крупный монолитный храмовый комплекс в мире // Храм Кайласанатх
5 малоизвестных руин древних городов в Турции // Часть 1
Подписывайтесь на мои соцсети:
Нужен гид по Индии?
Пишите мне в личку