Резиденту «Сколково» удалось разработать и запатентовать собственную систему оценки стиля вождения, с помощью которой достигается снижение риска аварийности и улучшается безопасность на дорогах. И во главе всего этого стоит искусственный интеллект. О том, как технологии Exodrive показывают себя на практике, читайте далее.
Человеческий фактор остается одним из главных источников риска возникновения ДТП
в России, в 2016-2018 гг страховые компании пытались внедрять технологии анализа стиля вождения для дифференцирования водителей по рискам возникновения ДТП. Тогда эти попытки не привели к каким-либо значимым результатам. Заявленные на тот момент технологии не показали корреляции между скоринговым баллом и фактическим убытком, поэтому страховщикам не удалось создать и вывести на рынок эффективный страховой продукт. С развитием ИИ и нейросетей многие идеи и проекты получили новый импульс. В их числе и умные решения в области транспортной безопасности.
В России лидером данного направления стала компания Exodrive, которая создала систему анализа качества вождения на базе искусственного интеллекта и доказала ее эффективность в многочисленных пилотных проектах. Модель учитывает такие критерии как скорость, торможение, перестроения, вождение по типу дорог и времени суток, а также более сотни других факторов, характеризующих паттерны управления автомобилем. Из них складывается скоринговый балл – как оценка вероятности возникновения ДТП
В чем уникальность системы Exodrive
Сам алгоритм сбора данных довольно прост. На аккумулятор автомобиля устанавливается телематический датчик, который передает данные о поездках на сервер Exodrive. Далее алгоритмы ИИ анализируют получаемую информацию и с помощью сложных математических моделей сравнивают ее с большими данными, собранными от поездок других водителей со всего мира. Ключевые технологические ноу-хау Exodrive кроются в уникальных способах сборки моделей и подготовке исторических данных с устройств. Кроме того, разработчики подчеркивают наличие отлаженного процесса разработки, глубокую аналитику данных и создание показателей для прогнозирования.
Евгений Черных, CEO Exodrive: «На платформе формируется индекс качества вождения (скоринговый балл). Чем выше скоринговый балл водителя, тем безопаснее его стиль езды и меньше рисков попасть в ДТП. Выстраивая с водителями систему обратной связи, мы можем влиять на улучшение скоринга в долгосрочной перспективе. В свою очередь это ведет к снижению фактических ДТП до 40%. Наше преимущество заключается в уникальном сочетании технологий и подхода к решению задач. Нейросеть Exodrive анализирует свыше 100 параметров управления автомобилем, влияющих на аварийность. В нашей Big Data свыше 440 млрд км дорог, 32 млн профилей водителей и свыше 800 тысяч ДТП».
В Exodrive отмечают, что в технологическом плане аналогов их системе в России на данный момент нет. На рынке присутствуют некоторые решения по оценке качества вождения, которые пришли от разработчиков систем мониторинга для корпоративных парков, но эти системы предполагают ручную настройку анализа данных. Это добавляет субъективность со стороны оператора системы, поэтому такие системы не могут быть единым критерием оценки качества вождения. В итоге страховые компании не принимают эти данные для расчета своих рисков, и, как следствие, тарифов на страхование.
В Exodrive все делает ИИ – это исключает человеческий фактор, возможность «подкрутки» данных и другие умышленные изменения. в Мировой практике аналогичные решения уже давно существуют и широко применяются в страховой отрасли. По миру ежегодно продается порядка 50 млн полисов с применением телематических данных о скоринге.
Эффективность в цифрах и фактах
Эксперты рынка и заказчики при оценке эффективности внедрения системы опираются на такие ключевые параметры как снижение количества и тяжести ДТП, уменьшение простоев в результате аварий, снижение стоимости страхования, уменьшение расходов на ТО и топливо, а также повышение остаточной стоимости автомобилей при последующей перепродажи. Статистика по пилотным проектам наглядно демонстрирует позитивные изменения.
Евгений Черных, CEO Exodrive: «У нас есть впечатляющая статистика по нашим действующим проектам. Например, в одном крупном московском парке такси «РИТМ» (более 2000 ТС) использование нашей системы позволило снизить количество ДТП на 30% год к году. В Парке такси Roolim мы снизили аварийность на 21%. А финансовым результатом стало снижение эксплуатационных расходов на величину более 17 тыс. руб. в год на одно транспортное средство, включая скидку на страхование. В пилотных проектах с клиентами «Ренессанс Страхования» было отмечено снижение количества ДТП от 10% до 20%, а также на 25% сократились средняя тяжесть повреждений автомобиля и количество дней, проведенных в ремонте. И это результаты на достаточно хороших с точки зрения аварийности клиентах компании. Наша дальнейшая задача – это работа с аварийными парками, которые по причине больших убытков испытывают трудности со страхованием из-за высоких тарифов»
На сегодняшний день основные клиенты Exodrive – это крупные парки такси и сегмент корпоративных парков. Потребности и ожидания у всех заказчиков примерно одинаковые – повышение уровня безопасности перевозок, снижение затрат на ремонт и страхование, а также увеличение эффективности работы водителей. Решением Exodrive активно интересуются и страховые компании, главная задача которых – снижение убыточности парков. Прямо сейчас Exodrive запускает совместный проект с компанией «Ренессанс Страхование». Для расчета страховых тарифов в корпоративном сегменте уже использует скоринговый балл Exodrive.
Евгений Черных, CEO Exodrive: «Глобальная миссия Exodrive – сделать дороги безопасными и комфортными для всех участников движения. Мы стремимся к тому, чтобы каждый человек мог доверить свое здоровье и жизнь современным технологиям, зная, что они работают на его благо. В ближайшие несколько лет мы планируем создать рынок страховой телематики в нашей стране и расширить географию своего присутствия на мировой арене (в дружественных странах). Также мы продолжим работу над интеграцией нашего решения в системы мониторинга и управления корпоративным парком».