Перевод с английского выполнен Анастасией Комаровой
Специально для группы 日本の夢・Nihon no yume
Мидзумори Адо (水森亜土, Mizumori Ado) — талантливая художница, иллюстратор, певица, актриса, телеведущая и писательница, которая приобрела известность в ранний послевоенный период и до сих пор пользуется большой популярностью в Японии. Известная своим поклонникам под ласковым прозвищем Адо-тян, она стала одной из нескольких новых художниц кавая, завоевавших популярность в 1960-е годы благодаря тому, что каждая из них привнесла в мир искусства кавайи свой уникальный, неповторимый женственный стиль. Мидзумори обрела известность за счёт добавления в свои весёлые кокетливые иллюстрации нотки романтики и сексуальности.
Мидзумори родилась в 1939 году в токийском районе Нихонбаси (в той же части города, где находился первый магазин кавайных товаров Такехисы Юмэдзи!). Ей не удалось поступить в художественную школу, и тогда Мидзумори отправилась учиться за границу — на Гавайи. Хотя её основной целью было изучение английского языка, пляжный образ жизни и знакомство с джазовой музыкой оказали большое влияние на её творческую и музыкальную карьеру. Вернувшись в Японию, Мидзумори начала заниматься актёрским мастерством и перформансом. В 1964 году она присоединилась к театральной труппе Mirai Gekijo. Примерно в это же время она получила работу в популярной детской программе NHK «Tanoshii Kyoushitsu» (楽しい教室、"Весёлый класс«), где пела для детей, одновременно рисуя иллюстрации обеими руками на акриловой доске.
Помимо того, что Мизумори была очаровательной талантливой исполнительницей на телевидении, в 1960-х годах также начали набирать популярность её иллюстрации. Она дебютировала в мире галантерейных товаров с дизайном подставок и вскоре получила заказ на создание линии иллюстрированных носовых платков от популярного магазина шарфов Marca. Её яркие цвета и весёлые игривые образы пришлись по душе девушкам и женщинам всех возрастов, и вскоре иллюстрации Мидзумори стали появляться на канцелярских товарах и в журнальных иллюстрациях. Её также нанял популярный журнал Nakayoshi, посвящённый сёдзё, для оформления ограниченного тиража фуроку (бесплатных подарков-приложений к журналу).
Характерный стиль иллюстраций Мидзумори отличался яркими красками и игривым сочетанием веселья и кокетства. Ранние кавайные иллюстраторы, начиная с Такехисы Юмэдзи и заканчивая Накахарой Дзюнъити и Наито Рунэ, сосредотачивались на милых вещах, избегая затрагивать сексуальность. Ноты романтики и сексуальности считались табу по отношению к невинной милоте, которую пытались выразить эти художники. На иллюстрациях Мидзумори, как правило, также изображены милые девочки с большими головами, что придаёт им ощущение детской невинности и не так уж сильно отличается от Рунэ и Мацумото. Однако у девочек Мидзумори часто струящиеся светлые волосы, полные губы и милая круглая попка, выглядывающая из крошечного платья или облегающего бикини, что контрастирует с этой невинностью.
Кроме того, Мидзумори добавляла романтики, включая в свои рисунки персонажей-мальчиков и даже поцелуи с ними!
Мидзумори говорила, что хотела выразить взаимно контрастирующие понятия детской невинности милоты и расцветающей сексуальности одновременно. Популярность иллюстраций Мидзумори свидетельствует о том, что эти контрастные послания нашли отклик у её целевой аудитории — молодых женщин, которым, вероятно, ближе двойственность милоты и сексуальности, чем чистая невинность ранних кавайных иллюстраций.
Кроме милых и дерзких девочек, ещё одним популярным персонажем Мидзумори стал оранжевый кот по имени Мии-тан, один из первых персонажей Sanrio. В начале 1960-х годов к Мидзумори обратился основатель Sanrio Синтаро Цудзи с предложением поработать иллюстратором для его начинающей компании Yamanashi Silk Company (которая позже, в 1973 году, получит название Sanrio). В 1962 году Цудзи выпустил линию товаров с клубничным рисунком, которые быстро разошлись в магазинах, и увидел рыночный потенциал в добавлении кавайных узоров к своей продукции. Выпустив в следующем году новую линию товаров с весёлыми рисунками, Цудзи не сумел повторить первоначальный успех и понял, что нужно обратиться к специалистам.
Он начал нанимать популярных иллюстраторов для помощи в разработке дизайна продукции. Одной из уникальных особенностей Цудзи было то, что он нанимал почти исключительно женщин-иллюстраторов, включая Мидзумори (очевидно, это бизнес-решение оказалось весьма удачным, но это уже история для другого поста). После того, как Цудзи предложил создать милую кошечку, Мидзумори придумала Мии-тана, и керамическая фигурка, выпущенная в 1965 году, мгновенно стала хитом. Sanrio выпустила более 50 товаров с Мии-таном, и его до сих пор можно встретить на иллюстрациях Мидзумори.
К концу 60-х годов Мидзумори прочно утвердилась в мире искусства кавайи и японской поп-культуры и в последующие десятилетия продолжала пользоваться успехом как в искусстве, так и в музыке. Несмотря на то, что ей уже за 80, она продолжает фигурировать на афишах театральной труппы Mirai Gekijo, и по-прежнему можно увидеть её поющей джаз в их ночном клубе в Токио. Мидзумори продолжает и активно рисовать.
Мидзумори также опубликовала несколько книг о своём творчестве и автобиографий. Прокладывая собственный путь в конкурентном мире искусства в то время, когда немногие женщины могли подняться на вершину, Мидзумори смогла использовать свою креативность и особый стиль, чтобы революционизировать восприятие кавайных изображений и показать, что милое может быть и сексуальным. После Мидзумори другие художницы тоже стали добавлять в свои кавайные иллюстрации толику сексуальности, что привело к появлению подкатегории кавайного искусства, называемой эро-кавайным (エロ可愛い, буквально «милая эротика»).