Найти в Дзене
ПРАЙМ

Инвестстратег объяснил, как Трамп ловко “обезжирит” Европу

   Дональд ТрампCC BY-SA 2.0 / Gage Skidmore / Donald Trump
Дональд ТрампCC BY-SA 2.0 / Gage Skidmore / Donald Trump

По оценкам агентства Bloomberg, в случае введения Вашингтоном 25-процентных пошлин на товары из Евросоюза под угрозой окажется порядка 1,5% ВВП сообщества. Какие отрасли пострадают больше всего, рассказал агентству "Прайм" управляющий директор инвесткомпании "Риком-Траст" Дмитрий Целищев.

По его словам, европейская экономика находится в более слабом положении, чем во время первого президентского срока Дональда Трампа.

ЕС и США являются крупнейшими торговыми партнерами. "Если переговоры между ЕС и США провалятся, а конфликт обострится, развитие ситуации действительно пойдет по пессимистичному сценарию. США могут выбрать путь эскалации конфликта, а ЕС просто не сумеет быстро диверсифицировать рынки сбыта", - считает эксперт.

По его мнению, в Евросоюзе возможен спад производства в экспортно-ориентированных отраслях, снижение инвестиций и ухудшение бизнес-климата, ослабление евро и турбулентность на финансовых рынках. Автопром, машиностроение и сельское хозяйство – сразу несколько ключевых отраслей окажутся под сильнейшим давлением, говорит экономист.

Потери понесет не только Евросоюз. Так или иначе, с ростом цен могут столкнуться и другие страны, указывает Целищев.

Вместе с тем, вероятность полномасштабной торговой войны представляется многим аналитикам невысокой.

"Скорее всего, США идут по привычному для себя сценарию, используя угрозу пошлин как инструмент давления в переговорах. В данном случае, добиваясь от ЕС уступок в сфере торговли и инвестиций", - объясняет эксперт.

Жесткие ответные меры со стороны Европы могут затруднить доступ американских компаний на европейский рынок, а это нежелательно для Вашингтона.

Наиболее вероятным может стать условно-оптимистичный сценарий. Его можно расценивать как компромисс. Но, как подчеркивает Дмитрий Целищев, даже в этом случае полностью избежать потерь ЕС не удастся - они могут составить порядка 0,5–1% ВВП в 2025 году. Однако такой сценарий все же снижает риски реализации полномасштабного кризиса.

Основные параметры этого сценария, по мнению эксперта, могут выглядеть так:

  • США и ЕС ограничатся частичными мерами, снизив ставки пошлин для стратегических отраслей.
  • ЕС компенсирует потери бизнеса за счет субсидий и переориентации экспорта.
  • Евро может ослабнуть, что частично повысит конкурентоспособность европейских товаров.

При условии достижения компромисса негативный эффект будет краткосрочным, и рынки быстро восстановятся. Однако затяжной торговый конфликт приведет к долгосрочной переоценке европейских активов.

Вместе с тем, по словам экономиста, даже риски торгового конфликта оказывают давление на европейские активы.

"Торговые конфликты США для стран ЕС означают необходимость диверсификации торговли и инвестиций в альтернативные рынки. Европейскому бизнесу и инвесторам придется учитывать новые реалии глобального протекционизма", - заключил Целищев.