Найти в Дзене

«Невозможно вставить круглую фигурку в квадратный разъем» – Елизавета Пистер о выборе профессии и отношениях человека и работы

- Елизавета, расскажите пожалуйста о себе, вы - профориентолог, но на сколько я знаю, не только. Расскажите о своих профессиях, как вы их совмещаете? Как себя позиционируете? С какими темами работаете? И как вы стали профориентологом? Я – организационный психолог, корпоративный антрополог, к.э.н., профориенторог, преподаватель Школы карьерного менеджмента (ШКМ). Так я обычно рассказываю о себе, если требуется официальное представление. А если сказать просто, то темы, с которыми я работаю, связаны с людьми в организациях, они про взаимодействие человека и работы, про взаимодействие людей между собой в рабочий процессах. Отдельное направление в моей работе – это профориентация и тема выбора профессии, в нее я пришла 7 лет назад, и эта тема мне по-прежнему очень интересна. Как профориентолог и карьерный консультант, я помогаю замечать свои сильные стороны, конструировать и создавать для себя подходящую образовательную траекторию и интересное профессиональное будущее, не только школьника

- Елизавета, расскажите пожалуйста о себе, вы - профориентолог, но на сколько я знаю, не только. Расскажите о своих профессиях, как вы их совмещаете? Как себя позиционируете? С какими темами работаете? И как вы стали профориентологом?

Я – организационный психолог, корпоративный антрополог, к.э.н., профориенторог, преподаватель Школы карьерного менеджмента (ШКМ). Так я обычно рассказываю о себе, если требуется официальное представление. А если сказать просто, то темы, с которыми я работаю, связаны с людьми в организациях, они про взаимодействие человека и работы, про взаимодействие людей между собой в рабочий процессах. Отдельное направление в моей работе – это профориентация и тема выбора профессии, в нее я пришла 7 лет назад, и эта тема мне по-прежнему очень интересна. Как профориентолог и карьерный консультант, я помогаю замечать свои сильные стороны, конструировать и создавать для себя подходящую образовательную траекторию и интересное профессиональное будущее, не только школьникам, но и взрослым людям. Помимо этого, как корпоративный антрополог я исследую культуру компаний и, в случае необходимости, помогаю органично встраивать в нее изменения. Клиентам с темой карьерных кризисов или смены профессии помогаю не только выбирать сферу деятельности, максимально отвечающую интересам и способностям, но и настраивать фильтры поиска на компании, близкие по ценностям. Как организационный психолог, работаю с настройкой рабочего места, максимально соответствующего базовым личностным и психологическим особенностям сотрудников (базовым метапрограммам), также работаю с конфликтами внутри организаций на разных уровнях (между сотрудниками, внутри команд, между структурными подразделениями). Поэтому тему человека на работе я рассматриваю комплексно на разных уровнях и с разных сторон.

- Вы говорите «конструировать профессиональное будущее», это интересно звучит. Почему именно конструировать?

Потому, что сегодня внешняя среда, тренды и рынок труда меняются очень быстро, попытка догнать и перегнать тренд чаще всего уже не дает желаемых результатов. Встраиваться в предложенные варианты не всегда нравится, иногда это похоже на попытку вставить круглую фигурку в квадратный разъем – как ни крути, а не подходит, при этом в качестве вариантов для выбора при таком подходе мы часто учитываем только то, о чем знаем или что видим в своем окружении, а это, как показывает практика, обычно не более 7-10 профессий. И выводы о них, обычно делаются на основе личных рассказов и опыта знакомых, а он не всегда оказывается объективным. Может случиться и так, что ни одна из этих профессий конкретному человеку не подходит и не нравится. На самом же деле, вариантов и возможностей для профессиональной самореализации сейчас гораздо больше, чем мы можем себе представить, и гораздо больше, чем когда бы то ни было в истории. Всего не перепробуешь, и всего на собственном опыте не узнаешь, поэтому сегодня мы отталкиваемся от всего потенциала, своих сильных сторон, своих интересов и ценностей и начинаем думать, где все это может быть востребовано и реализовано. А если такого места пока нет, то мы его конструируем сами, в буквальном смысле создаем под себя и потом, например, ищем наиболее близкие аналоги. И дальше думаем, как туда попасть, что для этого нужно – так выстраиваются современные образовательные траектории и личные профессиональные маршруты.

Например, когда я поступала в университет таких профессий, как профориентолог, корпоративный антрополог и организационный психолог вообще не было. Мне нравилось общаться с людьми, работать в командах, управлять процессами, нравилось помогать людям и решать сложные задачи, мне нравились социальные науки. Так, сначала я поступила на менеджмент, потом получила степень кандидата наук в области управления качеством в организациях, параллельно с этим прошла переквалификации по управлению персоналом, а гораздо позже по практической психологии, профориентации, корпоративной антропологии, управлению конфликтами и многое другое. Вот так «рукотворно» создавалась моя карьера. Заранее 20 с лишним лет назад предсказать существование этих профессий было невозможно, на каждом этапе пути я просто продолжала следовать за своим интересам и замечать появляющиеся возможности. Поэтому важно понимать какой ты, что тебе нравится и не нравится делать, что тебе интересно и почему, а главное, как все это может быть применено в жизни.

- Какой подход к профориентации вы используете? Какими методиками пользуюсь?

Для работы с темой выбора профессии и пересборки профессиональных траекторий я использую различные методики: специализированные сертифицированные тесты (Digital Human, JobEQ), все они прошли сертификацию в России и адаптированы с учетом особенностей российского менталитета, что имеет большое значение при диагностике, также я применяю различные проективные методики и технологии проведения глубинного и биографического интервью. Все это в комплексе позволяет получить качественный и достаточно точный результат.

- Как вы оцениваете эффективность проведенных сессий и какие критерии успеха у вас?

Для меня важно, чтобы клиент после работы смог уйти с большим пониманием ситуации, с большей синхронизаций с самим собой, с более четким видением в отношении вариантов профессионального будущего и с пониманием хотя бы первых шагов на этом пути.

А вообще успех и качество работы в такой области, как профориентации оценивается в долгосрочной перспективе, например, когда ребенок не только поступил в хороший университет на интересующую его профессию, но и с удовольствием там учится, а потом работает по выбранной специальности, об этом я чаще всего узнаю от родителей, которые когда-то обращались за консультацией со своими детьми, а теперь просто звонят или пишут, чтобы поделиться успехами детей. Были и очень интересные случаи, когда спустя несколько месяцев или лет мы случайно встречались на улице, и люди рассказывали о том, как поступили туда, куда хотели и как им нравится учиться. Для меня это всегда радостно, это и есть успех.

- Бывали ли случаи, когда было сложно определить будущую профессию подростка и что вы делали?

Бывают случаи, когда интересы ребенка лежат в разных областях, и способности есть к каждой из них, и тогда мы думает, как это можно совместить, или чему учиться на первой ступени образования, а что оставить на уровень магистратуры.

Бывает и такое, что проблема выбора лежит не в области профориентации, а в отсутствии самого навыка делать выбор и принимать ответственность за этот выбор, именно ответственность может пугать ребенка, особенно когда риски не понятны и демонизированы, когда взрослые рассказывают поучительные истории о том, «как у кого-то не получилось». В данном случае помимо профориентолога к работе с ребенком может быть привлечен тьютор, для наработки навыка самостоятельного выбора, организации первых профессиональных проб и рефлексии полученного опыта.

Один из вариантов, когда ребенку действительно сложно делать выбор, это наличие психологических трав или проживание потерь (потеря кого-то из близких, расставание с другом, недавний переезд в другой город), в таких ситуациях ребенку сложно думать о будущей профессии, сначала ему нужна психологическая поддержка и помощь для стабилизации психики и возвращения ресурса, а уже после это возвращение к теме выбора профессии. В этом случае мы сопровождаем ребенка командой специалистов (профориентолог и психолог).

- С какого возраста на ваш взгляд лучше всего проходить на профориентацию?

У разного возраста – разные задачи. Так в 14-15 лет это скорее вопросы связанные со сферой приложения энергии: какие сферы деятельности больше подходят ребенку, как это стыкуется с его интересами, во что стоит вкладывать время и деньги, а на что тратить бессмысленно. В это время запрос чаще всего исходит от родителей, как понять в чем склонности и потенциал ребенка, как эти задатки поддержать и развить, на что еще важно обратить внимание.

В старших классах 16-17 лет, более осознанный запрос на профориентацию появляется уже у ребят, им хочется определиться с выбором, понять что подходит именно им из множества вариантов, по каким критерия выбирать университет, и как избежать лишних и бессмысленных действий на этапе поступления.

А вообще, как показывает практика последних лет, у темы профориентации нет возраста, с этой темой все чаще приходят люди в зрелом возрасте, желающие сделать свои отношения с работой более комфортными и найти такую сферу и формат работы, которые будут приносить удовольствие.

- Почему сегодня все чаще люди обращаются за помощью в вопросах выбора будущей профессии к специалистам, ведь раньше же люди выбирали сами?

На самом деле раньше просто не было таких специалистов, а профессию люди часто выбирали по принципу «где родился, там и пригодился», все работают на градообразующем заводе и ты тоже, за советом обращались к родителям, бабушкам, дедушка, учителям и соседям, мудрым людям, священникам, опирались на жизненный опыт людей старшего поколения. И тогда чаще случалось так, что этот жизненный опыт оказывался актуальным, потому что рынок труда менялся медленно. В какой-то момент скорость изменения и устаревания знаний стала настолько высокой, профессий и вариантов развития в рамкой одной профессии стало настолько много, что взрослые сами начали понимать, что похоже их жизненного опыта для принятия таких решений бывает уже недостаточно, хочется увидеть больше вариантов и опереться на что-то более «твердое», чем личные представления о рынке труда, "хорошей" и "плохой" работе, добавить ясности и понять конкретные шаги, подумать над этим вопросом вместе с кем-то, кто обладает более глубокими знаниями и инструментами диагностики. К счастью, сейчас все это есть, и этим можно воспользоваться. Поэтому люди обращаются за профессиональной помощью к профессиональным специалистам.

- Как поменялись карьерные стратегии в современном мире?

Таких изменений несколько. Первое связано с поиском смыслов в деятельности. Сегодня люди ищут не просто работу, престижную, перспективную или высокооплачиваемую, люди все чаще задаются вопросами персональных смыслов, могу ли я оставаться сами собой на работе, и насколько мои персональные цели и смыслы совпадают с ценностями компании. Тут важно понимать, что важны не те ценности, которые компания декларирует, а именно те, по которым компания живет, а они могут между собой различаться. Поэтому важно понимать на что обращать внимание при выборе места работы, правильно настраивать оптику.

Вторая важная особенность времени - счастье в деятельности - это тоже один из трендов. Мы все умеем много и упорно трудиться, но хочется не только много и упорно, но и с удовлетворением от результата и удовольствием в процессе. Как это сконструировать для себя - это уже вопрос, потому что для каждого это будет своя комбинация характеристик работы.

Сегодня уже не человек подбирается под задачи, а задачи под человека. Мы все чаще наблюдаем в компаниях ситуации, когда сотрудники приходят к руководству с инициативами по пересмотру своего функционала, и руководство идёт на диалог. В будущем таких диалогов будет больше. Поэтому важно понимать, чего ты хочешь, что можешь предложить и чему готов учиться. Если ты этого про себя не знаешь, ни один руководитель и ни одна компания не сделают тебя счастливыми.

Важно представлять свой желаемый образ работы, понимать как ты хочешь работать (один или в команде, фултайм или с частичной занятостью в нескольких проектах, в офисе, удаленно или в гибридном формате, что тебе интересно, как предмет работы: исследования, люди, предметы, техника и тд). Важно иметь этот образ в своей голове. Без него сложно осуществлять поиск, ведь если не знаешь куда направляешься, то ни один ветер не будет для тебя попутным.

- Что отличает современную профориентацию? Это похоже уже не просто диагностика с распределением по условным профессиям. А что тогда?

Современная профориентация про интеграцию работы в жизнь. Карьера с ущербом для качества жизни уже не считается успехом.

Время сильных проходит, наступает время мудрых. Именно этот тренд сегодня мы видим в запросах на смену профессии, на пересборку карьерного пути у взрослых. И именно этот запрос является базовым у детей и подростков. Современная профориентация позволяет видеть человека с его природными способностями и задатками и помогает ему подбирать различные варианты профессионального развития (чаще всего это именно несколько подходящих вариантов, а не один) с опорой на его интересы, смыслы и ценности.

- Елизавета, то бы вы посоветовали тем, что сегодня стоит перед сложным карьерным выбором, находится в профессиональном кризисе или выбирает будущую профессию?

Если вы понимаете, что зашли в тупик, вам сложно принять важное карьерное решение, есть ощущение "стеклянного потолка", недостаточности данных, запутанности и непонимания куда идти, как вообще сделать выбор, не ждите, что ситуация сама изменится, не затягивайте ситуацию до состояния "шеф, все пропало" и профессионального выгорания, реагируйте на слабые сигналы и "первые звоночки". Ведь, если вам кажется, что вам показалось, то чаще всего оказывается, что вам не показалось. Доверяйте своим внутренним ощущениям и помните, что практически из любой сложной ситуации можно найти выход, просто из одной он будет более коротким, а из другой возможно чуть более длинным и нестандартным, но он все же есть. Не принимайте резких и поспешных решений, обращайтесь за помощью к профессионалам, которые помогут вам размотать клубок сомнений, структурировать данные, подсветить слепые зоны, собрать недостающие данные, наметить рациональный план действий и принять взвешенное решение.

Анастасия Самойлова.
Интервью для журнала Астрея style.