В декабре 2024 года первой библиотеке города (не путать с первой городской библиотекой) исполнился бы 91 год.
Кто уже прочитал мою статью «Комсомольск-на-Амуре - моногород?» - должен вспомнить, что все объекты, построенные в городе до 1938 года принадлежали Дальпромстрою. Дальпромстроевская газета «Амурский ударник» проинформировала читателей о том, что 24.12.32. в клубе «Ударник» прошла первая общепостроечная партийная конференция Дальпромстроя.
В выступлениях делегатов, в частности, прозвучало, что «открыт прекрасный по тем возможностям клуб «Ударник» (в ноябре 1932 года) и временный клуб, завершается строительство бани и больницы».
После открытия клуба в «Амурском ударнике» от 08.02.33 г. появилось объявление от комитета ВЛКСМ Дальпромстроя о сборе книг для организации клубной библиотеки. Все собранные книги нужно было сдавать по описи в библиотеку временного клуба на втором участке.
Очередное объявление в «Амурском ударнике» от 13.12.33. гласило:
«Библиотека клуба приступила к регулярной работе ежедневно с 4 часов дня до 10 часов вечера.
Правила пользования библиотекой гор. Комсомольска.
Библиотекой могут пользоваться рабочие и служащие. Для записи в библиотеку необходимо предъявить членский профсоюзный билет. На руки выдается не более двух книг: одна из них – техническая. Книги выдаются сроком на десять дней. В случае неаккуратного возвращения читатель лишается права пользования библиотекой.
Зав. клубом Переведенцев. Зав. библиотекой Семенова.
Весь последующий, 1934 год «Амурский ударник», в том числе, рассказывал о работе и проблемах этой библиотеки.
1. Номер от 5-го января.
«Наша библиотека на сегодняшний день имеет очень мало книг, особенно в отношении художественной литературы. Количество же читателей с каждым днем увеличивается… Мы, работники библиотеки, обращаемся ко всем строителям…Пополним нашу библиотеку. В доме партактива первыми на наше обращение откликнулись культпроп парткома т. Утин, Клигман, Волынский, Брук и Дубков» ( т. Утин – член парткома Дальпромстроя –Авт.).
***
2. Номер от 18 февраля 1934 года
- "Библиотекой, помещающейся в кинотеатре Ударник», чрезвычайно трудно пользоваться…Это маленькое помещение всегда занято или драмкружковцами, или художественной студией, а иногда библиотеку вовсе превращают в раздевалку. Несколько раз об этом сообщалось об этом недопустимом положении зав. клубом, но мер никаких до сих пор не принято. Библиотекарь Смирнова.
***
- «В читальне негде приткнуться. Читальня и библиотека на стройке являются почти единственным культурным учреждением. Однако, отношение со стороны общественных организаций и в первую очередь постройкома буквально некудышнее.
По всему полу читальни разложены произведения художника, а то и проходят занятия фотокружка или еще что-нибудь, так что иногда трудно даже подойти к библиотекарю обменять книжки или найти место для чтения». Читатель.
В июне 1934 года город посетила делегация из Ленинграда.
***
3. Номер от 20 июня 1934 года
«Из многочисленных подарков, присланных шефом Комсомольска – ленинградской организацией - самое ценное это семь тысяч книг.
Из этой партии книг две тысячи экземпляров передаются стройке № 126, остальные же пять тысяч пойдут на пополнение нашей общепостроечной библиотеки
Среди пополнения более 50 процентов беллетристики, в числе которых много произведений классиков : Гоголя, Успенского, Гейне, Салтыкова-Щедрина, Пушкина, Белинского и др. Из современной литературы – Горького, Фадеева, Серафимовича, Шолохова и др.
…Заканчиваемое постройкой помещение клуба на брусчатом поселке позволит библиотеку поставить в вполне приличных условиях». Читатель.
***
ИЗ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ КНИГАМИ.
Библиотекой города Комсомольска могут пользоваться рабочие, ИТР и служащие. Для записи в библиотеку работающих в системе ДПС (Дальпромстроя), необходимо предъявить профсоюзный билет. С лиц, не работающих в системе ДПС, взимается налог в размере 15 руб. за 1 книгу».
Инструктор постройкома Выбицкий. Зав. библиотекой Смирнова
***
4. Номер от 22 сентября 1934 года.
«…В беседах с рабочими выявляется большой интерес к чтению художественной литературы, но лучшие литературные произведения всегда оказываются на руках у читателей, причем долго задерживаются.
Кроме того, из-за плохой погоды и работы в разных сменах, не всегда имеется возможность регулярно посещать общепостроечную библиотеку».
Есть предложение организовать передвижение литературы, через специально выделенных книгонош.
«Это мероприятие даст возможность продвинуть лучшие книги в массы, учесть запросы и избавить рабочих от излишней ходьбы в нашу клубную библиотеку». Дубов.
Как видно из написанного выше, ведомственная принадлежность библиотеки подтверждена привилегиями для членов профсоюза стройки: по членскому билету запись читателей бесплатная, остальным - за деньги. Налицо финансирование деятельности библиотеки за счет ведомства.
***
В архиве города имеется оригинал рукописи учительницы фабрично-заводской семилетки Дальпромстроя Л.И.Гальченко («Большой путь». 1970 год. Воспоминания.) где написано: «ГорОНО поручило мне зайти в Главлитпросвет с просьбой оказать содействие в увеличении книжного фонда городской и особенно школьной библиотеки». Здесь нет объяснения, какую библиотеку Гальченко подразумевала под «городской». Книги, пришедшие в город по просьбе Гальченко, были отправлены от имени Н.С.Крупской, благодаря чему у горОНО появилась своя библиотека по тому же адресу, что сам отдел образования - Набережная, 16.
***
В 1935 году Дальпромстрой был ликвидирован. Его преемником стал завод № 199 (судостроительный). Клуб «Брусчатку» достроили. Он находился на территории Соцгорода. По нынешним меркам - на второй линии за домом № 41 , который стоит на ул. Кирова. Заводская библиотека перешла туда.
В 1938 году заводская библиотека перешла в другое здание (адрес точно не установлен). И, наконец, после сдачи первой очереди Дворца культуры судостроителей (1944 год) первая библиотека города перешла туда и оставалась там после его реконструкции. Хотелось бы написать слово – «навсегда». Но… об этом ниже.
Заведующей библиотекой много лет была Зинаида Николаевна Шишкова. В читальном зале библиотеки в течение нескольких лет с разрешения директоров Дворца культуры Ю.М. Куца и В.М. Наймушиной городское отделение Российского общества «Мемориал» проводило свои мероприятия: встречи, презентации книг, выставки. В свою очередь оно передало библиотеке более ста экземпляров книг (многие из которых были в городе вообще в одном экземпляре), присылаемые Правлением Российского общества «Мемориал».
У библиотеки, видимо, было еще одно помещение, куда по узкому коридору часто уходила библиотекарь.
Однажды, когда Шишковой не было в читальном зале, позвонил директор Дворца культуры Юрий Николаевич Куц. В тот день я в читальном зале находилась одна. Директор попросил меня срочно позвать Шишкову. Через коридор я попала совершенно в другой мир. Здесь была не одна комната, как я думала, а как будто большая квартира. На полках лежали кипы газет и журналов, судя по внешнему виду не только разных лет, но и столетий, огромные альбомы. Стеллажи, стеллажи, стеллажи до самого потолка… Я чуть не забыла, зачем сюда пришла. Позвала Зинаиду Николаевну. Мне показалось, что она спустилась откуда-то сверху. Мы вышли из библиотеки. Шишкова закрыла ее и пошла к директору.
В начале 2000-х для Дворца культуры наступили нелегкие времена.
Несмотря на то, что Дворец культуры принадлежал заводу, население города относилось к нему, как к народному достоянию, как к главному культурному центру города.
Услышав по Комсомольскому телевидению, что Дворец культуры может быть выставлен на торги, и при смене собственника его вполне может ожидать судьба превращения в один из торговых центров, правление городского отделения Российского «Мемориала» присоединилось к выступлениям других граждан города в защиту Дворца.
При обсуждении судьбы Дворца на своем заседании члены правления говорили о том, что в военные годы строили этот Дворец «всем миром». «Сколько здоровья вложили. Мальчишки с ФЗО, худые, плохо одетые, таскали тяжелые носилки с камнями. Думали:внуки и правнуки пользоваться будут (имея в виду бесплатное пользование кружками, студиями,бассейном). Внукам уже не досталось. А теперь и правнуки будут отлучены».
Вспомнили, как учащиеся 26-й школы работали на стройке после уроков «Да, и вообще со всех школ на строительство приходили. Нельзя допустить, чтобы здание купили коммерсанты».
«Он должен таким и остаться!» Свое мнение члены правления отправили в городскую газету, куда стекались аналогичные заявления жителей города.
И, все же, собственник Дворца культуры - ОАО «АСЗ» сдал его в аренду фирме «МакАмур», а та, в свою очередь, стала сдавать помещения Дворца всем желающим. Надо понимать, что о технической стороне Дворца никто не заботился. Итог: страшный пожар в апреле 2003 года. Сгорел огромный актовый зал. Начинали разрушаться и другие помещения.
Но помещение библиотеки пожар не тронул. Тем не менее, ее надо было из этого здания убирать. Но куда?
Оказалось, что некуда. И книжный фонд начали разбирать по частям…
Я тоже решила - забрать те книги, которые мы подарили библиотеке. Зашла туда в один из дней 2010-го года. Зинаида Николаевна была там. Вид у нее был совершенно отрешенный. Разборка книжного фонда была в самом разгаре.
С горящими глазами несколько женщин увязывали в пачки книги и альбомы, которые ранее хранились в комнате, запретной для посещения посетителей, то есть, из числа самых ценных. Это было грустное зрелище… Наших книг не нашла. Но, если я не ошибаюсь, альбом художника Бориса Свешникова «Лагерные зарисовки», который я привезла из Москвы и подарила библиотеке, я видела впоследствии в городском музее изобразительного искусства.
(продолжение следует)